БИЛЕТ     22. Философия Рене Декарта.



       Рене Декарт     (1596 – 1650гг.) – франц. философ. Он стремился разработать метод научного познания        действительности.Его методология носит антисхоластический характер.

       Критика    схоластики. Декарт шел отличным от Бекона путем. Методология Бекона –        эмпирическая, метод Декарта –        рационалистический. Декарт не определяет        роль опыта, но говорит, что открытия в      конечном итоге совершаются с помощью        разума. Разум направляет опыты,   ориентирует, делает методологию рациональной. Рационализм Декарта основан на применении особого      математического метода познания.        Математика как наука говорит о мере всех вещей.

       Суть метода Декарта: 1.Позание    следует от незнания, инертно достигая        фундаментальных истин. 2.Разум    должен на основе дедукции вывести все        необходимые следствия. Дедукция нужна, т.к. вывод не всегда ясен. Дедукция – движение мысли от общего к частному. Дедукция – действия ума, посредством     которых мы делаем заключения, с ее помощью мы неизвестное делаем известным.

       Декарт      вывел три правила: 1.Во        всех вопросах должно содержаться        неизвестное. 2.Это       неизвестное должно иметь характерные   особенности, чтобы истолкование было      направлено на постижение именно этого метода. 3.В каждом вопросе должно содержаться и нечто известное.

                   БИЛЕТ     23. Английский эмпиризм (Гоббс, Локк, Беркли, Юм).

       Эмпиризм (от греч. empeiría — опыт), направление в теории познания, признающее чувственный       опыт источником знания и считающее,      что содержание знания может быть        представлено либо как описание этого      опыта, либо сведено к нему. Томас        Гоббс        (1588—1679). Гоббс рассматривал материю в     качестве единственной субстанции, а     все явления, предметы, вещи, процессы считал формами проявления этой        субстанции. Материя — вечна, а тела и     явления — временны: они возникают и        исчезают. Мышление от материи отделить нельзя, ибо мыслит только сама материя.        Бестелесная субстанция невозможна так же, как бестелесное тело. Именно материя        является субъектом всех изменений. Все материальные тела характеризуются        протяженностью и формой.

       Джон Локк (1632 —1704) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма.     Способствовал распространению   сенсуализма. Основой нашего познания        служит опыт, который состоит из единичных       восприятий. Восприятия делятся на        ощущения (действия предмета на наши   органы чувств) и рефлексии. Идеи возникают        в уме в результате абстрагирования восприятий. Принцип построения разума как "tabula rasa", на которой постепенно отражается информация от органов чувств. Принцип эмпирии: первичность ощущения перед разумом.

       Джордж    Беркли      (12 марта 1685 — 14 января 1753) —епископ в   Ирландии. Последовательно развивал   тезис о том, что бытие — это или то, что    воспринимается, или тот, кто воспринимает. По учению Беркли только дух существует на самом деле, весь же материальный мир       является одним обманом наших чувств;    непроизвольность этого обмана коренится в первоначальных представлениях, возбуждённых душой всех душ — самим        Богом. Этот спиритуализм Беркли послужил       поводом для многочисленных недоразумений и возбудил против себя как философов,   так и богословов.

        Дэвид       Юм (1711-1776,) — шотландский философ,      представитель эмпиризма и агностицизма,    один из крупнейших деятелей шотландского       Просвещения. Юм считал, что наше познание       начинается c опыта и ограничивается       им, нет никакого врождённого знания.   Поэтому мы не можем знать источника      нашего опыта и не можем выйти за его       пределы (знания будущего и бесконечности).      Опыт всегда ограничен прошлым. Опыт состоит из восприятий, восприятия делятся на впечатления (ощущения и        эмоции) и идеи (воспоминания и воображения).

                  

       БИЛЕТ     24. Французские энциклопедисты. Философия французского просвещения.

       Французские       философы, защищали принцип мате­риальности мира в его механистической форме, хотя в воззрениях некоторых из них и     содержались диалектические идеи развития организмов. У французских просветителей имелись значительные     расхожде­ния во взглядах, вплоть до противоположных позиций. Но все-таки        все они исходили из принципа: если человек, его личные качества зависят        от окружающей среды, то и его пороки также являются результатом влияния        этой среды.

       Жульен    Офре де Ламетри.       Доказывал, что форма неотделима от        материи и что материя связана с движением. Субстанция, в конечном счете, сводится   к материи, в природе которой корениться не столько способность к движению, но     и всеобщая потенциальная способность к чувствительности или к ощущению. Указывал на материальный характер одушевленности животных и человека.     Все наши ощущения обусловлены связью      чувства через посредство нервов с материальным веществом мозга. Душа        есть проявление и функция мозга. Человек есть такое же животное, только отличается        развитием ума       

       Дени Дидро(1713–1784)–знаменитый      мыслитель, ученый-энциклопедист.        Характерная черта его политического        мировоззре­ния–остро выраженный        демократизм. Это удивительно одарен­ная, всесторонне развитая личность–философ,        драматург, поэт, автор романов, теоретик искусства и художественный критик. Дидро сначала был верующим христианином,     потом скептиком, но от веры в Бога как      творца мироздания не отошел. Дидро высказал мысль, согласно которой от молекулы до чело­века тянется цепь       существ, переходящих от состояния живого оце­пенения до состояния        максимального расцвета разума. На вопрос, можно ли предположить, что и      камень чувствует, Дидро ответил: «Почему бы и нет?» И действительно, прикоснитесь ладонью к камню, и информация о вашем        прикосновении останется надолго на камне. Дидро утверждал, что душа–продукт единства организма, его целостности.       По его мысли все изменяется, исчезает, только целое остается. Мир беспрерывно зарождается и умирает. Наметил теорию о псих функциях. Наши чувства- клавиши по которым часто ударяет окружающая       нас природа и которые сами часто по        себе ударяют.

       Поль Генрих Дитрих Гольбах        (1723-1789)- философ-материалист. Главное      его сочинение «Система при­роды»–«эта       библия материализма». Здесь Гольбах     сводит все душевные качества к        деятельности тела это приводит к   отрицанию свободы воли и идеи совершенствования. Добродетель, по        Гольба­ху, есть деятельность, направленная на пользу людей как членов   общества, она вытекает из чувства самосохранения. Счастье за­ключается      в удовольствии. Согласно Гольбаху, материя существует сама по себе, являясь    причиной всего: она–своя собственная     причина. Все материальные тела состоят        из атомов. Именно Голь­бах дал      «классическое» определение материи:     материя есть все то в объективной      реальности, что, воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает        ощущения. Подобно тому, как удары пальцев      музыканта по клавишам, скажем, клавесина рождают му­зыкальные звуки, так и воздействия предметов на наши органы      чувств рождают ощущения всевозможных свойств.

                  

       БИЛЕТ     25. Теоретическая философия И. Канта.

       Иммануил Кант (1724-1804) – крупный ученый – естествоиспытатель, изучающий зависимость приливов и        отливов от Луны, происхождение Солнечной      системы. Кант – материалист и диалектик.      Кант делает предметом своей философии специфику познающего субъекта. Именно субъект определяет способ познания и     объект знания. В субъекте надо определить     субъективные и объективные элементы   знания. В субъекте выделяет два уровня:1.Опытный (эмпирический) – особенности        характера.2.Трансцендентальный   (за пределами опыта) – надындивидуальные        начала чел-ка – всеобщее определение    чел-ка как такового.         Плодотворно        синтезировал основные направления       предшествующей философии: рационализм        и эмпиризм, подчеркнув важность как        опытной, так и разумной компоненты в        познании;    ввел в систему философии проблему активности       познающего субъекта;            продвинул вперед понимание человека, его     самосознания, активности, свободы и        творческой деятельности;          сформулировал основания трансцендентальной философии:       не мир, а структуры сознания (явления/феномены) познаются субъектом,  и только через них познается данность мира; разработал учение о свободе и        моральном законе;         в     области социальной философии развивал идеи общественного прогресса. Опубликованы   три критики – «Чистого разума»,      «Практического разума», «Способности        суждения» - эти работы связаны единством        замысла, обоснованием системы        трансцендентального идеализма. Кант      поставил задачу провести критику всей        предыдущей философии. Решая эту проблему, он совершил коренной переворот. До        Канта упор делался на анализ объекта      познания.

       БИЛЕТ     26. Практическая философия И. Канта.

       Кант, Иммануил (1724-1804) — немецкий философ, родоначальник      немецкой классической философии.     Основные работы. «Критика чистого разума», «Основы метафизики нравственности», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», «Религия в пределах только разума», «Метафизика    нравов», «К вечному миру». Сущность учения Канта. Основой учения Канта является исследование познавательных        способностей человеческого разума. С      этой целью Кант предпринял основательную        «критику» тех областей знания, которые   накоплены человечеством за тысячи лет        мыслительной деятельности. Главная       задача такой критики — выяснить пределы,        дальше которых не могут простираться     способности нашего разума в его        теоретической и практической деятельности.      Иными словами, Кант поставил себе задачу       определить, какие виды знания являются абсолютно достоверными, а какие — нет.        Таким образом,главной проблемой всякой философской системы Кант считает именно        теорию познания, характер, границы и      возможности которой должны быть        определены заранее. Четыре кантовских вопроса. Прежде чем приступить к        критическому исследованию, надо задаться        конкретной целью, во имя которой оно        проводится. Такую цель (или цели) легче всего поставить в виде вопроса, т. к. именно вопросительная форма является    наиболее критической. В соответствии     с тремя основными разделами своего учения Кант формулирует три знаменитых вопроса: 1. «Что я могу знать?» — На это вопрос призвана ответить критика чистого (теоретического) разума. 2. «Что я должен делать?» — На этот вопрос отвечает критика практического разума.    3. «На что я могу надеяться?» — На этот вопрос отвечает критика способности        суждения и работа «Религия в пределах   только разума». В самом конце своей фундаментальной критики Кант замыслил исследовать сущность и природу человека. С этой целью он задался еще одним        вопросом: «Что такое человек?» Однако   до собственно антропологических задач   он так и не добрался.

       БИЛЕТ     27. Философия Фихте и Шеллинга.

       Фихте        (1762-1814) В    теории познания великая заслуга Фихте заключается в провозглашении неотделимости     субъекта и объекта друг от друга и в указании на то, что последовательное        развитие критического идеализма должно привести к критическому солипсизму. В    области практической философии чрезвычайно важна связь, установленная        Фихте между этикой и социализмом: он    первый понял и доказал, что экономический        вопрос тесно связан с этическим.    Сложилась под влиянием      главным образом трёх факторов: влияние       предшествующих философских систем;    психологические мотивы; общественная    потребность в создании социальной философии

       Фри́дрих   Ше́ллинг - немецкий философ, выдающийся представитель идеализма в новой        философии. Отталкиваясь от И. Г. Фихте, развил принципы объективно-идеалистической диалектики природы как живого организма, бессознательно-духовного творческого начала, восходящей системы ступеней     («потенций»), характеризующейся        полярностью, динамическим единством    противоположностей. Значение философии        Шеллинга состоит в проведении той мысли, что в основе мира лежит живой     идейный процесс, имеющий свое правдивое отражение в человеческом познании.        Мысль эта является отчасти видоизменением основного положения рационализма XVII и XVIII вв. о тождестве логических и реальных отношений. Однако обоснование и развитие её имеет у Шеллинга весьма существенные отличия. Разум и внешняя действительность, хотя и находятся у рационалистов во взаимном соответствии, но реально чужды друг другу и являются        согласованными лишь через посредство Бога. У Шеллинга разумность (или        идейность) и реальность взаимно проникают      друг друга, вследствие чего акт познания        является естественным обнаружением     этого природного тождества. При этом        понятие свободы имеет у Шеллинга гораздо       более широкое применение, чем у        рационалистов.

       БИЛЕТ     28. Философская система и метод Гегеля.

       Георг Гегель       (1770—1831)      -      сумел решить проблему взаимосвязи двух        миров (мир природы и мир чел-ка) в своем труде «Феноменология духа». По Гегелю        связь между этими мирами заключается   в движении к индивидуальному сознанию с помощью абсолютного «я». Феноменология духа – прохождение человеческим сознанием всех ступеней развития, в   итоге чел-к превращается в личность.        Индивидуальное сознание уже может посмотреть на мир. Гегель рассматривал проблему противоположности субъекта        и объекта. Каждая последующая ступень развития сознания включает все        предыдущие. Последующие предопределяются на более ранних этапах: 1          ступень        – сознание – предмет противостоит сознанию. 2 ступень – самосознание – предмет и        сознание тождественны. 3     ступень – ступень духа – сознание   постигает духовную реальность мира и        самоё себя как выражение этой реальности.

 

       Диалектике Гегель придает наиболее развитую форму, он вносит новое содержание в науку:        1.З-н перехода кол-ва в кач-во. 2.З-н единства и борьбы противоположностей.        3.Отрицание       отрицания.

       БИЛЕТ     29. Антропологическая философия Людвига Фейербаха.

       Людвиг    Фейербах (1804-1872) подверг Гегеля критике. В 1839 г.      вышла работа «Критика философии Гегеля». В 1841 г. самая крупная его работа «Сущность    христианства» - развернутая критика    христианской теологии. Философская       система Гегеля имеет глубокое сродство теологии. Ф. Энгельс пишет: «Критикуя     Гегеля, Фейербах выплеснул из купели      вместе с водой и самого ребенка», т.е.      Фейербах не видит хороших кач-в        диалектики. 1.Разум.    2.Бессмертие.    3.Могущество.    4.Благо.

       Фейербах считает, что чем более могущественен      в представлении чел-ка Бог, тем менее       могущественен сам чел-к. Фейербах –        материалист, но он использует слово        «натура». Система Фейербаха приобретает        антропологический характер. Чел-к        представляется как высшее существо        природы. У других философов – чел-к –    это сознание. У Фейербаха – чел-к – это ещё и телесное существо. Фейербах предлагает реабилитировать биологическое     начало чел-ка. Натурализм Фейербаха      негрубого характера. Чувственность –   обобщающая хар-ка чел-ка и тела, разума и воли. Чел-к – общественное существо.        Идеи чел-ка рождаются только из общения с людьми. В ходе общей деятельности    возникают общие з-ны. Фейербах в теории познания стоит на позиции сенсуализма.          

       БИЛЕТ     30. Философия К. Маркса.

       Карл Маркс(1818-1883)        Под влиянием Фейербаха Маркс пишет    крупную книгу. Он выступает в защиту гуманизма – свободной универсальной     сущности чел-ка. Отчуждение чел-ка от природы, от собственной родовой сущности,      чел-ка от чел-ка, от общества мешает гуманизму. Отчуждение от труда – главная помеха. Присвоение чел-ка к родовой   сущности подвигло Маркса к созданию      учения о предметно-практической сущности чел-ка. Чел-к налагает на природу свои     хар-ки, природа не может стать на уровне        чел-ка. Чел-к – природное существо осбого рода – это универсальная сила       природы. У чел-ка есть руки, мозг, язык. С помощью этих особенностей чел-к превращает силы природы в свои силы. Реализация деятельности чел-ка     осуществляется в труде. В деятельности        чел-ка выделяют: 1.Опредмечивание – преобразование природы происходит    не от мыслей чел-ка, а в силу того, что      чел-к поступает как материальное   существо. Он переводит свои хар-ки в какой-либо конкретный предмет.     2.Распредмечивание   – обратный переход предметности в способность трудиться. Чел-к использует орудия труда, он усваивает знания,   которые созданы предшествующими поколениями и появляется способность        трудиться. Чел-к не может рассматриваться        другим чел-ком как средство деятельности.    Чел-к – цель деятельности человечества. Понимание истории человечества должно     исходить из особенностей производства.

       Маркс        и Энгельс создают учение об идеологии   – это теоретическое выражение классовых интересов. Взгляд на мир с позиции определенного класса – (в теоретической        идеологии) искаженная действительность. Учение о практике – материальная и        чувственная деятельность, которая направлена на познание и изменение       мира. Практика связывает мир явлений   и мир вещей.

       БИЛЕТ     31. Иррационализм XIX века (Шопенгауэр, Дильтей, Ницше, Бергсон,  Шпенглер).

       Ни́цше      (1844-1900) - немецкий философ, последний в целом наследует одну из наиболее важных черт постклассической философии —     антирационализм. В «Рождении трагедии» Ницше рассказывает о том, как греческий «теоретический человек» пытался        примирить искусство и науку с жизнью.         

       Дильтей, как и Бергсон, отрицает традиционную      метафизику. Оба мыслителя стремятся перенести разработанные ими для частных наук методы обратно в целое философии.       Дильтей предлагает целый комплекс методов (описательной психологии,        сравнительной психологии индивидуальности, исторический метод, метод анализа        объективации человеческой жизни и др.), которые в совокупности смогут, по     его мнению, приблизить нас к тайне      человеческой жизни. Еще более точно      специфику дильтеевской философии     определяет то, что она является      исторически ориентированной философией       жизни. «Что есть человек, может сказать   ему только его история». Понятия «жизнь» и «историческая действительность» часто используются Дильтеем как      равнозначные, поскольку историческая     реальность сама понимается как «живая», наделенная живительной исторической   силой.

       Шпенглер (1880-1936) - немецкий философ, представитель философии жизни. Стал известным после сенсационного успеха главного труда        "Закат Европы" (1918-22). В 20-х годах выступал как публицист, близкий к фашизму, однако в 1933 отклонил предложение        нацистов о сотрудничестве.

Шопенгауэр        (1788-1860) Немецкий философ. Являлся представителем   волюнтаризма (от лат. voluntas - "воля") - считал истинной реальностью волю, а     весь созерцаемый в пространстве и времени мир - представлением. Шопенгауэр       впервые назвал пессимизмом, т.е. представлением о том, что в мире   преобладают негативное начало, настроение безысходности, неверие в будущее. Главным сочинением считается "Мир        как воля и представление" в 2 томах.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 624; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!