БИЛЕТ 82. Философско-этические проблемы медицины
Смысл и значение философии в медицине состоят не только в желании системного, комплексного исследования природы человека, сколько в том, чтобы понять саму подоплёку теоретико-практической нацеленности медицины. Помните, что «философствование без системы, - как отмечал Гегель, - не может иметь в себе ничего научного». Это касается в первую очередь научной медицины. Тысячелетиями мудрые предки исцелялись от разных недугов, используя силы природы. На заре становления человечества врачевание было всеобщим занятием, то есть поистине всенародным делом. Поначалу и все лекарственные средства, и простейшие лечебные приёмы или запреты (типа кровосмешения) и даже ритуальные действия не составляли ни для кого секрета: им следовали и их должны были совершать все. Народные традиции вобрали в себя многие лечебные приёмы как высшую мудрость жизни. Об этом свидетельствуют и научные знания о “лечении” разума и чувств; об использовании растительных, животных и минеральных средств воздействия на психику и тело человека; о профилактических (гигиенических) приёмах.
Проблема целостного понимания человека в теоретической и практической медицине стала актуальнейшей задачей философского осмысления новых черт в его социальном облике, которые и “делают” его, по сути, личностью. То есть, тем общественным феноменом, в котором проявляется его особая сущность как деятеля-созидателя. Другими словами, зримо проявляется социально-творческая сущность современного человека в реальном достижении им здорового, то есть полнокровного жизненного и деятельного бытия. А это происходит в результате усвоения духовно-культурных ценностей, некой суммы социально-медицинских знаний, моральных норм общественного поведения, позволяющих индивиду свободно осуществлять свою индивидуальную жизнедеятельность. Психолог А.Н.Леонтьев (1903-1979) указывал, что “личностью не родятся, ею становятся”. (10) И если индивид хоть на миг остановится в социально-культурном развитии, его постигнет моральная деградация.
|
|
БИЛЕТ 83. Феноменология живого. Проблема адекватности в выражения феномена жизни в современной биологии и медицине.
Проблема сущности жизни. Философия и естественные науки о происхождении жизни на Земле.
В разные исторические периоды были разные определения сущности жизни (механицизм, виталистическая теория и т.д.). жизнь – это явление многокачественное – рост, естественный отбор, борьба за существование, но есть еще организованность, информированность и упорядоченность. Уровни: молекулярно-генетический, клеточный, организменный, биогеоценоз, биосфера. Жизнь – это особая форма движения материи, составляющая способ существования высокоорганизованных надмолекулярных с-м. Этот способ своеобразен, он отличается структурами и ф-циями. Это опровергает упрощенный подход к жизни. Жизнь возникает вместе с высокомолекулярными физико-химическими с-мами (белки и НК). Эти с-мы неразрывно едины, изменчивы и устойчивы. Св-ва с-м связывают с составом и структурой. В биологических процессах окислительно-восстановительные явления саморегуляции возникают как результат, сов-сть хим. р-ций, к-рые отдельно не могут саморегулироваться.
|
|
Фундаментальное св-во жизни – самовоспроизведение. Генетический аппарат должен быть устойчивым и гибким.
Специфический признак живых с-м – хиральная частота Хиральность – способность двух мол-л существовать в зеркальных формах. Пастер открыл оптическую изомерию. Оптические изомеры вращают плоскость поляризованного света в разные стороны. В живых с-мах белки содержат только L – аминок-ты, а НК только D – сахара. Это значит, что белки вращают плоскость влево. Современное естествознание раскрывает сущность жизни, поэтому нужно объединение наук в определении сущности жизни. В 20-е гг. 20 в. определился системный подход (Берталанфи) – своеобразие живой с-мы связано с ее организацией. Любая живая с-ма – не сумма эл-тов, а целостное образование. В живых с-мах св-ва определяются не простым сложением составляющих, а организацией. Чтобы знать организацию, надо знать ф-ции живой с-мы, к-рые истекают из популяций, биогеоценозов, биосферы.
|
|
Раньше думали, что всегда происходит самозарождение живого из неживого. Ван Гельмонд составлял рецепты получения мышей из пшеницы и грязного белья. В 17 в. стали накапливаться данные против этого мнения. Ф. Редди дакозал, что белые черви в мясе – личинки мух. Перельховский тоже доказал, что микроорганизмы происходят от предков. Пастер доказал, что в современных условиях невозможно зарождение жизни из неживого. Есть мнение, что жизнь возникла случайно. Ген – основа жизни возник случайным сочетанием мол-л. Другая, что жизнь пришла из космоса, где жизнь вечна.
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1644; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!