БИЛЕТ     84. Проблема существования у живых организмов собственного пространства   и времени.



       Только      по отношению к живому мы употребляем такие термины, как «рождение» и «смерть». Употреблять их, н-р,     по отношению к камню можно только в        метафорическом смысле. Когда камень     возникает, отколовшись от скалы, или        ис­чезает, распавшись на кусочки, мы        вряд ли можем серьезно ска­зать,    что камень «родился» и «умер». Такие термины употребимы только по отношению к живому. Для неживых объектов мы гово­рим лишь о «возникновении» и «уничтожении». Можно        предполагать, что «рождение» — это «сильное возник­новение»,   а «смерть» — «сильное исчезновение».       Что означает слово «сильное». По-видимому, рождение как «силь­ное возникновение» предполагает, что живой организм по-насто­ящему возникает, в то время как возникновение камня означает возникновение его как отдельной целостности скорее в нашем сознании.      В реальности камень — это во многом       скопление ато­мов, которое сильно не меняется, отделившись от другого подоб­ного скопления, или распавшись        на меньшие совокупности. Сле­довательно,        по большому счету камень и не возникает        и не исче­зает, или — слабо возникает      и слабо исчезает, поскольку сам ка­мень        слабо существует в форме отдельной        целостности. Другое дело, живой организм.        Здесь мы чувствуем, что это не просто       множество атомов, это некое самостоятельное        целое, сильно вы­деленное из фона, по-настоящему существующее. Поэтому, если уж оно возникает, то возникает сильно, по-настоящему. Если ис­чезает,    то исчезает по-настояшему. Мы ощущаем,    что рождение живого организма запускает собственное время этого организма, как     и смерть завершает это собственное время. Следовательно, у живого существа есть свое время,     которое длится между рождением   и смертью. Неорганическое тело своим временем не обладает, существуя в общем для всех объектов мировом времени.

       Затем,       живое, например, способно расти, и его    рост в общем случае сильно отличается от роста неорганических объектов, на­пример, роста кристаллов. Кристалл        растет, лишь прибавляя но­вые       части к уже существующим старым. Что    же касается живого роста, то здесь растут все части тела, здесь каждый раз обновляет­ся как бы все пространство, захваченное телом живого организма. Следовательно, у живого есть не только свое время, но и свое пространство.     Наличие своего пространства подтверждается также разделением      на внутреннюю и внешнюю среду, что столь        характерно толь­ко       для живого организма. Пространство внутри камня в принци­пе не отличается от внешнего пространства, оно лишь часть об­щего физического пространства.        Другое дело, пространство внут­ри тела живого организма. Это пространство сильно отличается и сильно защищается    живым от посягательств внешнего простран­ства. Например, живые организмы имеют защитные оболочки и   поверхности, обладают иммунными        системами, призванными со­хранить неприкосновенность внутреннего        пространства живого тела.

       БИЛЕТ     86. Феномен самодвижения живых существ   и принципы его обеспечения.

       Живое      способно к самодвижению. Н-р, живой      организм перемещается в пространстве,     то он движет себя собою.

       Рассмотрим        с этой точки зрения живую ходьбу на двух ногах. Когда одна нога движется, вторая служит ей опорой, и наоборот. Таким образом, в каждый        момент времени живое тело в процессе      ходьбы делится на более причинную-опорную    и более производную-дви­жущуюся   части, как бы на часть-причину и      часть-следствие. Причем, часть причина    определяет собою активность части-следствия. Но такое деление не        фиксировано, а постоянно может себя      пере­определять, задавая в качестве        причинных частей те части, кото­рые ранее были следствиями, и наоборот. Так в живом способны перетекать   друг в друга не только часть и целое, но и причина со следствием. В живом есть не только синтетическое состояние часть-целое, но и синтез причина-следствие.        Такое        причинно-следствен­ное единство способно в любой момент поляризовать        себя на ча­сти-причины и части-следствия. Части-причины начнут опреде­лять собою части-следствия. В следующий        момент может про­изойти реполяризация, и в составе динамического единства        будут выделены новые части-причины и части-следствия, и поток оп­ределения      потечет в новом направлении от первых ко вторым. Но, несмотря на все эти     поляризации и реполяризации, живое      вновь и вновь восстанавливает себя как        единство и переход лю­бых своих   следствий в любые причины, существуя   как единое состояние «причина-следствие». Так обеспечено самодвижение живого.

       БИЛЕТ     87. Особенности органической формы.

       Эта форма посто­янно сыпется и разваливается,      ее нужно все время ремонтировать и     восстанавливать, нужно затрачивать много энергии только для сохранения        этой формы в прежнем виде («энергия   структурного покоя» живого организма).    Складывается впечатление, что орга­ническая форма является чужой        и трудной для неорганической материи. Последняя с трудом, и то ненадолго способна удержать эту неподходящую       для себя форму. Быть может, в этом одна из причин структурного обмена веществ   в живых организмах.

       Необычной является и геометрия органической формы, сравнительно с формами        неорганическими. Неорганические формы как правило угловатые, в них господствуют        прямые линии, плоскости      и резкие скачки, образующие углы. Таковы, например, фор­мы    кристаллов. Что же касается органических форм, то их геометрия преимущественно        криволинейная, в ней господствуют плавные линии, непрерывные переходы.        Следовательно, в органической форме     нет таких резких скачков, здесь скачки        малые, образующие непрерывные переходы.     Угол выражает резкий ска­чок от одного        геометрического качества к другому, т.е. внешность и независимость этих качеств. Наоборот, непрерывный переход    от одного направления к другому выражает множество промежу­точных состояний, соизмеряющих эти направления между    собой, погружающих их в некоторое единое целое. Таким образом, рез­кие углы выражают геометрию, в которой части господствуют над целым. Наоборот, плавность и криволинейность выступают        признаками формы, в которой господствующее целое растворяет в себе отдельные        части. Следовательно, органическая форма, характеризующаяся криволинейностью        иинепрерывностью, являет собою пример «холистической геометрии», в которой        целое господствует над частями.

                  

       БИЛЕТ     88. Философские основания возможности      питания и размножения живых организмов.

       Только      живое способно питаться. Это удивительный     процесс — питание. Камень вообще не может обладать такой способ­ностью.        Только живое существо обладает этим        качеством. Живое питается, чтобы пополнить запасы своей энергии.   Следовательно, только у живо­го есть   своя энергия, которая может заканчиваться, которую мож­но       и нужно пополнять. Неорганический объект не обладает своей энергией, он     растворен в океане общей физической     энергии. По­этому ему и не нужно   получать какую-то специальную энергию. В процессе питания живое ищет и находит подходящую энергию, которую в пищеварении оно окончательно превращает в свою        энергию.

       Одно из фундаментальных свойств живого —    свойство размножения. Виды        размноже­ния, например: 1) размножение как избыток роста, превышаю­щий        некоторую меру единичности организма   — когда величина тела живого организма как бы переливается через край какого-то       запаса единичности, и вливается в новую живую форму. Н-Р: рост растений, при        размножении почковани­ем. 2) Возможно размножение путем освобождения части    от гос­подства    целого. Н-р, гидру разрезают на части,       и из каждой части возникает новая гидра, то в этом      случае выделение части в процессе        разрезания активирует эту часть как новое це­лое. Получается, что в частях      целого потенциально содержится целое,    которое активируется после высвобождения      частей или потенцируется существованием частей в составе целого. 3) наиболее развитый вид размножения — половое        размноже­ние. В процессе полового размножения сливаются два дополни­тельных целых, образуя новую целостность. Во       всех этих видах размножения мы, тем не менее, можем заметить одно замечатель­ное свойство, которое, является главным для спо­собности      размножения. Это взаимопроникновение целого и час­ти — часть может становиться целым, а целое — частью. Следова­тельно,   для живого характерно некоторое третье       состояние — со­стояние, которое можно   было бы назвать термином часть-целое,        выражая им синтез того и другого, целое целого      и части — как бы целое 2-го порядка.

       БИЛЕТ     89. Проблема обладания живыми организмами        своим собственным внутренним миром.

       В    живом мы чувствуем свой собственный    внутрен­ний мир. Живое смотрит на        нас, а не только мы на него смотрим. Смотря на камень, человек спокоен, будучи уверен, что только он смотрит на камень, а камень на него — нет   (монологическая        раци­ональность).        В    случае же с живым мы приобретаем особую        неуве­ренность и колеблемость, ощущая, что не только      мы смотрим, но и на нас смотрят (диалогическаярациональность). Возникает нечто по   большому счету равное нам, способное посмотреть на нас со стороны и тем самым уменьшить нас до части своего поля        вос­приятия.

           

       БИЛЕТ     90.Холизм в биологии и медицине.

       Холизм,   идеалистическая «философия целостности».     Термин введён Я. Смэтсом. Согласно Х.,        миром управляет процесс творческой        эволюции — процесс создания новых       целостностей. В ходе эволюции формы    материи преобразуются и обновляются,        никогда не оставаясь постоянными; холистический процесс отвергает закон        сохранения материи. Носителем всех       органических свойств объявляется        чувственно невоспринимаемое,       нематериальное поле (подобное     лейбницевской монаде), остающееся   постоянным при всех изменениях организма.     Целое (целостность) трактуется в Х. как        высшее философское понятие, синтезирующее в себе объективное и субъективное; оно        провозглашается «последней реальностью универсума». Согласно Х., высшая    конкретная форма органической целостности     — человеческая личность. Придавая мистический характер «фактору      целостности», Х. считает его нематериальным        и непознаваемым. Идеи Х. развивали А. Мейер-Абих (Германия), А. Леман (Франция).        В современной западной литературе термин «Х.» иногда используется для        обозначения принципа целостности.

       БИЛЕТ     91. Редукционизм в биологии и медицине.

       Противоположное        холизму, редукционизм— происходит        от лат слова «reductio» — «упрощение», сведение сложного к простому. Представители ре­дукционизма (редукционисты) считают, что никаких принципи­альных     различий между живым и неживым нет,     различие здесь только количественное      — живые организмы представляют из себя     очень сложные физико- химическиесистемы.      Поэтому возможна биология как наука,        но законы биологии — это законы физики и химии, лишь проявляющие себя в        специфических условиях. Т о, для   редукционистов биология — одна из приклад­ных физико-химических наук.           

       БИЛЕТ     92. Основные виды холизма.

       «холизм» от греческого «holos»   (целое) - это направление в биологии        всегда подчеркивало принципиалыное       отличие живых организмов от неживых    тел. Представители холизма (холисты) считают, что в живом есть некоторое особое качество, которое отсутствует      в неживой природе и принципи­ально       отличает живое от неживого. Н-р, в        биоло­гии не до конца применимы законы физики и химии, нужны но­вые, чисто        биологические законы, чтобы объяснить   поведение живых организмов. Внутри холизма всегда       существовало еще множество более частных направлений, из которых   можно выделить два наиболее важных.     Эти два направления можно условно назы­вать        рациональным   и иррациональным холизмом. Иррациональный холизм      это направление холизма по существу отрицает возможность биологии как науки и превращает биологию в мистику.    Рациональный холизм, допуская     принципиальное отличие живого от   неживого, тем не менее полагает, 0 возможно рациональное, научное познание этого        отличия и построение биологии как научной дисциплины.

       БИЛЕТ     93. Основные виды редукционизма.

       Противоположное        холизму, редукционизм— происходит        от лат слова «reductio» — «упрощение», сведение сложного к простому. Внутри      редукционизма, однако, также     можно выделить два направления — сильный   и слабый ре­дукционизм.        Сильный редукционизм полностью отрицает       особенности живых организмов даже как        физико-химических си­стем, считая, что для объяснения феномена жизни        достаточно классических разделов физики, н-р, механики. Слабый редукционизм    - это направление в той или иной степени признает необходимость создания новой        неклассической физики для объяснения феномена жизни, хотя в любом случае это        видоизменение не настолько велико, чтобы вообще выйти за границы физики. Н-р: готовность представителей этого    направления расширить само понимание физики, если на основе старых зако­нов физики невозможно будет описать те        процессы, которые происходят в живых     организмах. Н-р, известный физик ХХ-го столетия, один из создателей квантовой механики, Эрвин Шрёдингер в книге «Что такое жизнь?» В этом случае позиция   слабого редукционизма уже вплотную       приближа­ется к позиции рационального        холизма, и может оказаться, что спор между ними будет уже больше касаться        терминов. Различие будет состоять лишь в том, что слабые редукционисты будут        продолжать называть физикой не старую, а новую физику, а рациональные холисты        будут настаи­вать, что физикой следует    называть только старую физику, в то время как то изменение, которое слабые редукционисты называ­ют новой физикой, выходит уже за рамки физики вообще. Таким образом, по существу различие       между этими направлениями ис­чезнет, и останется спор только о словах

       БИЛЕТ     94. Основная тенденция развития биомедицинского знания с точки зрения     холизма и редукционизма.

       Если проследить историю биологии и медицины,        то можно отметить следующую основную тенденцию развития этих наук: развитие биологии и медицины происходило от        принятия крайних форм        холизма и редукционизма к постепенному сближению их пози­ций. Вначале, когда в биологии и медицине господствовал       либо холизм, либо редукционизм, это        были крайние формы обоих направлений, иррациональный холизм и сильный   редукционизм, не способные воспринять плодотворные идеи противоположного        лагеря. Постепенно, особенно с развитием биомедицинских наук в ХХ-м веке, ученые        стали, с одной стороны, понимать, что       мно­жество биологических функций и        структур имеют вполне реаль­ную   физико-химическую основу (это относится к структуре бел­ков и хромосом, к       процессам нервной проводимости и мышечно­го сокращения, и т.д.), а, с другой стороны, все эти процессы и состояния проявляют устойчивую        своеобразность по отношению к параметрам      неорганических физико-химических        процессов. Причем, эта своеобразность    оказалась настолько выраженной, что        для ее объяснения потребовалось изменить   саму физику, на-р объяснение молекулярной устойчивости     наследственности живых       организмов стало понятно только после        открытия квантовой     физики,    а специфика физико-химических процессов        в живых организмах        стала получать свое объяснение только    после построения основ неравновесной нелинейной термодинамики и синергетики.        Так постепенно в биологии и расширяются     области при­менения физики и химии, и одновременно изменяются        сами эти науки   все более приспосабливаясь к особенностям      живых орга­низмов.        В целом можно сказать, что происходит     сближение раци­онального холизма и        слабого редукционизма. Это можно понять только       при том условии, что своя часть истины     содержится в каж­дом из этих направлений (как в холизме, так    и в редукционизме), и здесь нужно не   выбирать, но соединять все то хорошее,   что есть в        каждой точке зрения.

       БИЛЕТ     98. Понятие «паттерн» и «организация» в теории аутопоэза.

       Важные    понятия этой теории — понятия «паттерн» и «организация». Под паттерном имеется   в виду некоторый тип структуры,     характерный для множества частных        реализаций этой структуры. Организация — частная реализация паттерна. Н-р,        паттерн любого стула — наличие опоры    и сиденья. Организация отдель­ного стула — тот конкретный способ, каким реализуется опора и сиденье в данном     стуле (допустим, в виде четырех ножек,    мягкого сиденья и спинки, сделанных из   дерева). Используя термины философии        Аристотеля, можно было бы сравнить        паттерн с родо­вой формой, организацию      — с индивидуальной формой и мате­рией. Пытаясь дать определение жизни, авторы     теории аутопоэза имеют в виду в первую очередь определение      паттерна всех живых систем.   Предполагается тем самым, что у разных форм жизни один паттерн      и разные организации. Сформулировать     необходимый и достаточный признак        жизни означает в точности выразить пат­терн только живых систем.

                  

                  

       БИЛЕТ     99. Основные признаки аутопоэтических систем. Аутопоэтичность и автономность.

       Признаки: 1Система представляет собою сеть взаимодействий на неко­тором множестве элементов. Под сетевой структурой здесь имеет­ся     в виду особый паттерн организации, в   котором каждый эле­мент влияет на каждый (в смысле причинно-следственных     отно­шений).      2В качестве элементов сети выступают процессы.        3Это физические процессы.4 Это процессы воспроизводства   системы, т.е. результатом этих процессов является постоянное восстановление и    возможное из­менение системы.   5     Граница сети      — также один из элементов сети, т.е. она        нахо­дится в сетевом взаимодействии со всеми остальным и элемента­ми (это условие        было добавлено авторами, чтобы отличить ауто­поэтические системы от гиперциклов        Эйгенам, для которых вер­ны только первые 4 признака).

АУЭТОПОЭТИЧНОСТЬ касается только паттерна живых систем, и полная теория жизни получится при учете разных видов организации этого паттерна.

АВТОНОМНОСТЬ (операционно замкнутая система)  –испытывает     не специфическую активацию со стороны внешней среды, определяясь в своем       развитии преимущественно внутренними      закономерностями.           Такая        система представляет собою фрагмент        реальности, относительно      изолированный от окружающей среды по каузаль­ной структуре. Внешняя среда      не может извне определить авто­номную систему, прорвать ее каузальную непроницаемость — вот пожалуй тот главный смысл, который несет в себе        идея аутопоэза.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1009; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!