Билет 50. Феномен культуры. Теории культуры.



                  

       КУЛЬТУРА (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование) — система исторически       развивающихся надбиологических программ      человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной        жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и        общения, составляющие корпус культуры, представлены многообразием различных        форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных     целей и ценностных ориентации и т.д. В   своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый     социальный опыт. К. хранит, транслирует     (передает от поколения к поколению) и     генерирует программы деятельности,    поведения и общения людей. В жизни      общества они играют примерно ту же роль, что и наследственная информация (ДНК, РНК) в клетке или сложном организме;        они обеспечивают воспроизводство многообразия форм социальной жизни,    видов деятельности, характерных для        определенного типа общества, присущей ему предметной среды (второй природы),        его социальных связей и типов личностей — всего, что составляет реальную ткань    социальной жизни на определенном этапе ее исторического развития.

                  

       БИЛЕТ     52.

       ОБЩЕСТВО        — понятие, фиксирующее предмет социальной философии: в качестве базисной        категориальной структуры фундирует        собою концепции, развивающиеся в русле социального реализма; в традиции историцизма, фокусирующей внимание на       истории как истории духа и на имманентных      индивидуальных импульсах совершения        человеком того или иного поступка, а не на интегральных (со стороны О. как        общего) детерминантах, практически не    употребляется.

       БИЛЕТ     54. Производство и его роль в жизни     человека.

       Первовоначальную      основу жизни составляет общественное   производство. Прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой и любовью, люди должны иметь минимум средств к жизни: крышу над головой, одежду, пищу.   Под производством понимается процесс    воздействия человека на предметы и        силы природы и приспособления их к        удовлетворению тех или иных своих потребностей. В нем взаимодействуют      три компонента: рабочая сила человека, предметы труда и средства труда. Под      рабочей силой понимается совокупность       физических и духовных способностей,      которыми обладает организм и которые      реализуются в ходе трудового процесса.   Предмет труда - это все то, на что        направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта.        Средства труда - это вещи или комплексы вещей, с помощью которых человек        обрабатывает предметы труда, воздействует      на них. Производство нельзя представлять      как механическое соединение его   элементов. Это сложная система        взаимодействия рабочей силы со средствами    производства, т.е. с его материальной        основой. Способы соединения факторов производства определяют систему        господствующих в обществе производственных отношений. Содержание производственных        отношений определяется уровнем развития       производительных сил, а характер их проявления - способом соединения работника со средствами производства,        т.е. отношениями собственности на средства производства

       БИЛЕТ     55. Аксиология.

       Аксиоло́гия —    теория ценностей.        Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их месте в      реальности и о структуре ценностного       мира, т.е о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными       факторами и структурой личности.

1.                        

2.                    Эго            единое                  – целостность, связ с Я. Эго-единое        есть такая сила жизни субъекта, которая               строит его внешнее тело и организует          изображения его внутреннего мира,           соединяя эти две реальности между                    собой. Функции: строительство внешнего             тела (эмбриогенез), создание внутреннего         мира, обеспечение их единства, получение        порции опыта. Жизненный опыт зависит              от тела, от размера. Опыт растёт всегда                   и хороший, и плохой. Он может быть          получен и сквозь отрицат. Плохое                 заставляет человека меняться.Хорошее               делает человека эгоистом. Останавливает                   человека в развитии. При плохом есть             мотивация.

3.                    Способность                 оценки. Внутр.дифференциация:                эго единого делится на множество эго          измерений.(эго шкал); реализация каждого        эго шкалы как шкалы «эргомера» -            измерит.величины. ; появление ценностей          – факторов, повышающих показания                    эгомеров; эгомерное переживание;                 эгомеры реализуются в исп.активностях          живого существа; закон эгореализ.              Ценность – оценка измер.объекта +         субъект оценки. Оценить значит измерить           сколько в этом субъекте Я (эго единое).        Положительная ценность – на сколько               моё Я может реализовать себя.

4.                    Закон                    эгореализации –            закон субъективности роста показателем                 главного эгомера. Выражение активности                    в повышении или снижении показаний          эгомера. Закон              эгореализации выражается в том, что             1) получает свою оценку текущая                 ситуация, в которой находится субъект,               2) формируется представление о           желательной ситуации, где эгомер даст                высокую величину, 3) по противоположности,                исходя из принципов несовместимого в                данной онтологии, формируется                    представление о ситуации, которая        несовместима с желательной ситуацией,             4) рождается побуждение достичь                    желательной ситуации и избегать               нежелательной ситуации. 5) Необходимо                   далее сформулировать гипотезу о              возможном пути        перехода             от текущей ситуации к желательной –                    так, 6) чтобы этот путь мог быть         реализован эфферентными активностями           субъекта, т.е. был телесно                  реализуемым                 в конкретной внешней среде и при данном                 конкретном теле субъекта.

5.                    Эгомерная          модель живого существа. Субъект             предстает как система эгомеров – от             самого главного ко все более частным,             так что образуется иерархия эгомеров,                   вплоть до самых простых эгомеров.        Каждому простому эгомеру сопоставлена             законом эгореализации некоторая                    типичная деятельность на основе               эфферентных органов субъекта, которая                повышает значения данного эгомера. В                каждый момент времени у субъекта есть         множество эгомеров, но не все из них                    активны, выражаясь в соответствующих         эгоповышающих деятельностях. Часть             эгомеров активны, реализуя себя в            эгоповышающих деятельностях, а часть                    ждут своей очереди, чтобы активироваться.

6.                    Элементы          социальной аксиологии. Между                    человеком и обществом формируется                    базовый               ценностный обмен.                 В составе общества создаются разного         рода ценности, распределяются тем или        иным образом между субъектами и            потребляются ими. Отсюда три основных                    сферы социальной жизни – создание,                    распределение и потребление ценностей.                  Если общество строится на принципах             общественного разделения труда, то          удается создавать более качественные                    ценности, но затем нужно обменивать                   их между разными специалистами,             используя ту или иную систему                    распределения.

       БИЛЕТ     58. Общество и его структура.

       Структура общества – это структура социального       субъекта, состоящего из множества своих подсубъектов. Среди подсубъектов можно выделять 2 основных вида – интенсивные     и экстенсивные подсубъекты. Первые выражают основные функции        социального субъекта и не могут вести      независимого существования (экономика,        политика, религия). Экстенсивные субъекты       представляют собой подсубъектов,        которые могут вести относительно независимое существование как малые    субъекты – это, например, народы, нации,      роды, племена, семьи, отдельные люди.   Экстенсивные субъекты образуют иерархию, на вершине которой находится общество как максимальное социальное целое.         Общество, как социальный субъект, подвержено действию всех трех фазовых законов развития, в свое время возникая, созревая, выживая и достигая своих        целей, и затем постепенно исчезая из       существования. Рассматривая задачи        социального субъекта, можно выделять    следующие основные его функции, с каждой        из которых связаны соответствующие       социальные структуры: 1) обеспечение        рождения новых людей и их выживания (система родильных домов, система        здравоохранения) 2) социальная трансляция      – процесс передачи опыта от прежних        поколений новым, вновь приходящим       поколениям (семья, школа) 3) материальное        производство (строительство, сельское     хозяйство, система транспорта,        промышленность) 4) нематериальное        производство (создание знаний,        произведений искусства, религия и т.д.), 5) организация социальных процессов        (распределение, рынок, этика, медицина, политика и т.д.), 6) социальная память       - система хранения накопленного      социального опыта (музеи, библиотеки     и т.д.), 7) целевая система – поддержание     и развитие целей общества (государство, политические партии, гражданские    движения и т.д.), 8) система социального удаления – обеспечение процессов старения и смерти социальных субъектов (хосписы, ритуальная служба и т.д.).

                  

                  

       БИЛЕТ     59. Человек в системе социальных связей.

       Общество не может обойтись без социальных, а        затем и политических институтов, т. е. устойчивых социальных или политических установлений, учреждений, объединений и общностей, выполняющих необходимые для общества социальные либо политические        функции.

       люди — существа общественные, они не могут жить, трудиться, не объединяясь по        потребностям и интересам, целям. Словом, социальные и политические институты        возникают в силу биологических,    социальных, политических и других причин с объективной необходимостью. Исторически первым социальным институтом    были родовые общины. Род представлял     собой группу (общность) людей, объединенных кровным или предполагаемым родством,   общей собственностью, совместным трудом        и уравнительным распределением. Данный социальный институт был весьма устойчивым   и жизнеспособным. Он обеспечивал выживание людей, которые еще во многом зависели от природных сил и могли существовать только на базе коллективного хозяйственно-социального единства. Роды существовали и функционировали многие тысячелетия, они объединялись        в более крупные социальные институты   — племена. Позднее появились религиозные        объединения (ордена и др.), торгово-купеческие гильдии и иные социальные институты.        Исторически первым политическим институтом, самым важным и крупнейшим, стало государство. По мере усложнения   общества и развития демократии возникают       новые социально-производственные (кооперативы), социально-политические (профсоюзы), политические (политические партии) и другие институты.

       БИЛЕТ     60. Человек и природа.

       Человек и природаС      тех пор как человек существует на   Земле, он непрерывно взаимодействует с окружающей его природой. Природа       является его местообитанием и источником всех благ, необходимых ему для жизни и производственной деятельности.

       Технические       достижения последних лет создали иллюзию обособленности от природы и даже господства над ней. Однако на самом деле все обстоит как раз наоборот. С        научно-техническим развитием зависимость       человека от природы только усиливается:      ведь все машины тоже ее создания. Их     двигатели сжигают нефть и кислород, для выплавки стали нужна железная руда, уголь, вода и кислород, т.е. продукты        природы. Причем в конечном итоге для     удовлетворения своих биологических        потребностей, которые практически не      изменились, современный человек        нуждается в значительно большем количестве природных ресурсов, чем        раньше.Трудовая деятельность, дав человеку колоссальные преимущества в   борьбе за выживание перед остальными животными, в то же время поставила его перед опасностью стать со временем        силой, способной разрушить природную   среду своей собственной жизни. Всю предыдущую историю можно рассматривать       в экологическом смысле как шедший с ускорением процесс накопления тех изменений в науке, технике и в состоянии        окружающей среды, которые, конце концов, переросли в современный экологический        кризис. «Парниковый эффект», «озоновая дыра», «кислотные дожди», нехватка чистой воды и продуктов питания, сырьевые        и энергетические кризисы, загрязнение    Мирового океана – все эти проблемы    встали перед человечеством, грозя гибелью и требуя немедленного решения. Экологическая проблема поставила человечество перед выбором дальнейшего      пути развития: быть ли ему по-прежнему ориентированным на безграничный рост       производства или этот рост должен быть согласован с реальными возможностями природной среды и человеческого организма, соразмерен не только с        ближайшими, но и с отдаленными целями социального развития.Таким образом,        настало время критического пересмотра всех направлений человеческой активности        и тех областей знаний и духовной культуры, которые их обслуживают. Человечество в целом держит экзамен на подлинную разумность перед лицом     тех новых требований, которые предъявляет ему биосфера. Этими требованиями являются:- биосферосовместимость на основе знания и использования законов   сохранения биосферы,- умеренность в     потреблении природных ресурсов, преодоление расточительности потребительской структуры общества,-      взаимная терпимость и миролюбие народов    планеты в отношения друг с другом,- следование общезначимым, экологически      продуманным и сознательно поставленным глобальным целям общественного        развития.Но для этого требуются    совместные усилия всех людей, независимо      от места жительства и рода занятий.   Необходимо соответствующее перераспределение средств, отказ от    некоторых материальных благ в пользу     экологических программ, перестройка        образа жизни и мышления. И от экологического воспитания и образования населения во        многом будет зависеть, произойдут ли       необходимые перемены во взаимоотношениях        общества и природы достаточно быстро   и безболезненно.

       БИЛЕТ     61. Человек как творец и творение культуры.

       Культура есть реализация человеческого творчества и свободы. Однако сложившаяся культура   легко обретает подобие самостоятельной жизни: она закреплена в символических        формах, которые достаются каждому поколению в готовом уже виде и выступают        как общезначимые образцы. Складывается    надындивидуальная логика культуры, не        зависящая от прихоти отдельного человека и определяющая мысли и чувства большой        группы людей. Поэтому справедливо будет сказать, что и культура творит человека.        Однако эта формула будет верна постольку,        поскольку мы помним, что культура сама        есть продукт человеческого творчества:    именно человек через культуру открывает и изменяет мир и самого себя Человек есть творец, и лишь в силу этого      обстоятельства — творение культуры.

       Через        культуру человек может приобщиться к     творческим достижениям множества гениев, делая их трамплином для нового творчества. Но это приобщение        осуществляется лишь тогда, когда человек начинает не просто созерцать культурные        символы, а оживлять культурные смыслы в собственной душе и собственном        творчестве. Культура и ее смыслы живут не сами по себе, а лишь через творческую        активность вдохновленного ими человека. Если же человек отворачивается от        культурных смыслов, то они умирают, и    от культуры остается символическое тело, из которого ушла душа. Безусловно,    в обыденной жизни трудно заметить зависимость культуры от человека,        скорее налицо обратная зависимость.       Культура является основанием человеческого    творчества, но она же и удерживает его    в своих смысловых рамках, в плену своих        символических образцов. Но в переломные        моменты, в эпохи великих культурных переворотов вдруг обнаруживается, что   старые смыслы уже перестают удовлетворять   человека, что они стесняют развившийся человеческий дух.

       БИЛЕТ     62. Любовь и творчество в жизнедеятельности        человека.

       Любовь     – одна из форм творчества, выступающая как искусство высшего отношения к     объекту любви. В этом случае любовь        выражается в напряженном и постоянном        контакте с высшим принципом объекта     любви. Речь идет о том, что всякое начало в мире, в первую очередь живые существа, в том числе люди, обладают первообразами        своих высших состояний – своего рода     «максимумами» своего бытия, как мог бы        выразиться Николай Кузанский. Такие      высшие образы бытия для того или иного        начала можно называть его Идеал-бытием.        Например, Идеал-бытие человека – это        тот высший максимум бытия, соединяющий       в себе наиболее совершенные и высшие        проявления этого человека, к которому     человек хотел бы стремиться, но который        требует крайнего напряжения сил для       своего хотя бы мгновенного проявления.        Лишь в короткие мгновения высшего существования человек может прикасаться к образам своего Идеал-бытия. В обычной      жизни мы воспринимаем и себя, и другого человека в обычном режиме его    существования, но иногда может приходить        удивительное новое отношение к человеку, когда мы непосредственно начинаем переживать сияние его Идеал-бытия, так что все существо человека, его лицо, мимика, жесты, движения, мысли и слова,        чувства и поступки, - все пронизывается   неким высшим сиянием и преображением        всего существа человека. К человеку в      этом чувстве возникает глубочайшая        симпатия, желание помогать и служить     ему, постоянно быть рядом, хранить высшую чистоту отношений, жертвовать       собой ради человека, раствориться и        слиться с ним в едином существовании. Такое чувство и есть любовь. Обычно любовь приходит ненадолго, и такое преходящее сияние другого называют       «влюбленностью». В любви любящие        существа поднимаются вдохновением на высокий энергетический уровень жизни, в котором преодолеваются различия их       более эгоистической индивидуальности. С «остыванием» любви снижается энергия единства, и люди обнаруживают между    собой разного рода несовместимости,      которые сами собой преодолевались ранее делящей энергией любви-вдохновения.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1397; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!