БИЛЕТ     63. Смысл жизни и деятельности человека.



1.                        

2.                    Эйнштейн: «Чел-к         без смысла жизни не только несчастлив,               но и не пригоден для жизни».

3.                    Антисфен, Диоген:                    «Чел-к должен замкнуться, чтобы защитить        свою сущность, он должен страдать».

4.                    Эпикур: «Главное         достижение удовольствия – отсутствие            страдания».

5.                    Сократ: «Смысл             человеческой жизни дает только добро».                  

6.                    Франк анализировал                этот поиск: эмпирическая жизнь чел-ка             бессмысленна, если она не направлена                к высшему благу, богочел-ку (И. Христос).                 

7.                    Толстой: «Смысл           человеческой жизни – постоянное        совершенствование личности. Вера в                   Бога придает жизни такой смысл, к-рый                    не уничтожается даже смертью».

8.                    Франк: «Проблема                    смысла жизни – не субъективна».

3     пути: 1.Создание творческого продукта ил совершение дела.

2.Освоение того , что происходит вокруг нас (добро,    истина, красота).

3.Та позиция, к-рую мы занимаем по отношению        к своему тяжелому положению.

3     вида ценностей: 1.Творчества. 2.Переживания. 3.Отношения.

           

Жизнь       никогда не теряет смысл. Смысл человеческой жизни заключается в его развитии, в     постоянном совершенствовании.

       Смысл     жизни

       Жизнеспособность       человека покоится на воле к жизни, предполагает постоянное личностное усиление. Зрелой и развитой формой       учения является интеллектуальная        работа. Человек- существо потенциально неограниченное, в силу этого наши        потребности должны быть ограничены      каким-то пределом. Вопрос «Почему живет        человек» постоянно ставится человечеством.     Многие философы отрицают наличие смысла     жизни. Жизнь человека- постоянное усилие, которое сопровождается злом и        страданием, Зло не может быть смыслом жизни.

       Большая часть мыслителей представляет себе        смысл жизни как предмет бесконечных и   мучительных поисков. «Мы в мире- как      собаки и кошки в наших библиотеках»Вл. Соловьев: «смысл жизни заключается все добре». С точки зрения отдельно взятого     человека, проблема смысла жизни рассматривается, как элемент уникальной        внутренней духовной жизни.

       Альберт    Камю решает проблему смысла жизни:

БИЛЕТ     67. Проблема прогресса.

Прогресс – рост, соверш-во, крит. Прогресса должен постоянно расти, не снижаться. Проблема прогресса – найти параметр, отличающийся       от времени, но подобный ему. Время       постоянно растёт.

Теории     прогресса: 1. Технологич. – развитие технологий; 2. Теория марксизма –        технология + антроп.крит;

3.    коммуник. – преодол все факторы   отчуждения; 4. Организац. Теории – соц.+ био системы. Эмбриогенез – дифференцировка        + интеграция идут параллельно.

Сегодня   произошло определенное разочарование в идее исторического прогресса, особенно после страшных мировых войн 20 века,    тоталитарных бесчеловечных режимов        этого времени. После этого верить в однозначный прогресс уже вряд ли кто        решается. Человеческая природа обнаружила   в себе страшные бездны, из которых в        любой момент истории могут вылезти       разного рода монстры человеческой души, ослепляя людей, выключая их разум и толкая ко всеобщему разрушению и        взаимоистреблению. Поэтому точнее было бы говорить сегодня не о некотором законе прогресса, который автоматически реализует себя, независимо от нашей       воли. Скорее следует говорить лишь о        возможности прогресса в истории, который представляет собой только один из   множества шансов исторического процесса и требует соединенного усилия всех людей доброй воли в мире. Прогресс в     истории будет лишь тогда, когда в   подобный прогресс будут верить люди и они смогут реализовать его своей   исторической волей.

                  

       БИЛЕТ     68-70. Познание. Соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания.

       Что такое знание? В чем состоит сущность       процесса познания? Огнестицизм- фил.        Учение, кот ставит под сомнение сущность действительности.

       Гносиология-      теория познания, та область философии, кот изучает природу познания, условия,       способы и форму познания, отношения    знания к действительности.

       Источник познания-сама объективная реальность. Термин знание-3 значения: -возможность       что либо осуществить,

       -любая      позновательно-значимая инфа,        -гносиологическая форма отношения        человека к действительности.

       3     элемента познания: 1)субъект-тот кто действует, влияет на объект 2)объект-        включенный в человеческую деят-ть и       познание фрагмент окружающей реальности        ,в этой роли может выступать и сам чел,это то что привлечено к своему вниманию субъектом. 3)посредник познания-средства познания как      метериального хар-ра так и идеального.        Активная роль субъекта: Избирательное   отношение к окр миру, целенаправленность    процесса познания, непрерывная поисковая       и корректирующая работа нервов

       Образ        - идеальное обобщение существенных      отношений объекта,его мы фиксируем в       знаках, функция знака- сохранение инфы и передача. На основе знаков формируются     естественные и искусственные языки.

       Главная   движущая сила познания-практика.-материальная,чувственно-полагающая        деятельность чела, направленная на смену и приспособление среды естественной    и социальной к потребностям ощества.

       Виды практической деятельности: Материально производственная, Общественно        политическая,

       Научно-экспериментальная(связующее     звено между практической и теоретической        деятельностью.)

       Практика-материально-предметная деятельность, познание-идеальнообразная        деятельность. Функции практики по отношению к позаннию: -исходный пунк    познания, -движущая сила познания,     -Основа познания-дает наиболее полно    раскрыть суть вещей -служит критерием познания-средство разделения истинных и ошибочных положений, -практика выступает конечной целью познания, -практика порождает познавательные        способности

       Познание-прцесс цеоенаправленного активного отрожения мира в сознании людей,обусловденный общественно-исторической практикой.

           

       БИЛЕТ     71. Истина и ее критерии.

       Истина     и ее критерииВ истории философии существовали различные        определения понятия «истина». Наиболее часто употребляемым является следующее:        истина — это соответствие полученных    знаний содержанию объекта познания.        Характерной чертой истины является       наличие в ней объективной и субъективной        стороны. Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание        которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности.        Субъективная сторона указывает на тот    факт, что по своей форме истина всегда        субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит        взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное     участие принимает сознание    последнего.Принято выделять истину       абсолютную и истину относительную. Абсолютной истиной называют полное,    неизменное, раз и навсегда установленное   знание о каком-либо предмете либо явлении. Однако в реальности подобное        практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело с относительной        истиной (или истинами), которая    представляет собой неполное, ограниченное        знание, верное лишь в определенных        условиях, которым обладает человек        (человечество) на данном этапе своего     развития. Движущей силой процесса        познания, а также критерием истины является практика. Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему       форму практики: обыденная практика,        наблюдение, эксперимент и т. д. Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности формально-логический,       который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (например, выявление логических противоречий в математических     рассуждениях).

       Критерии истины делятся на внешние и внутренние.

        Внешние.    Истинность знания, теории. Проверять теорию на        истинность необходимо за пределами     этой теории–на практике. Но практика–не достаточный критерий истинности.        Некоторые теории практически проверить просто нельзя(измерить расстояние от    Земли до Солнца), и практика сама постоянно меняется. Что было прежде        истинно, теперь ложно. Если внешних       критериев

       недостаточно,     то мы говорим о вторичных–внутренних   критериях.

        Внутренние.     1. Критерий логики: по свойству      непротиворечивости( изучив логический квадрат, можно делать выводы о об истинности данной теории, не имея знаний        в данной области). 2. Эстетический критерий. 3.Экономности мыслей. 4.        Симметричности. 5. Научной рациональности.

       БИЛЕТ     72. Рациональное и эмпирическое познание.

       Рациональное и эмпирическое познаниеРациональное познание, прежде всего, свойственно       науке, которая измеряет, оценивает, классифицирует и анализирует, но тоже        не дает ответов на многие вопросы. Например, физики четко знают, что при    помощи их аналитических методов и логики нельзя описать сразу все природные        явления, поэтому они выделяют определенную       группу явлений и пробуют построить модель для ее описания. При этом они оставляют без внимания остальные явления, и поэтому модель не соответствует     реальной ситуации полностью. Современная     физика самым драматическим образом подтвердила одно из основных положений восточного мистицизма, смысл которого заключается в том, что все используемые нами для описания природы понятия    ограничены, что они являются не свойствами     действительности, как кажется нам, а        продуктами мышления-частями карты, а   не местности. Эмпирическое познание           -      это выявляющее и описывающее факты познание, отвечающее на вопрос "как".        Эмпирическое познание в большей мере нуждается в формальной логике,        теоретическое также - ив первую очередь - в содержательной. Эмпирическое знание        принципиально необходимо, так как теоретический, категориальный анализ    должен обязательно основываться на эмпирическом знании. Однако нельзя        представлять себе, что переход от    эмпирических знаний к теоретическим      прост и формален: достаточно, де, накопить нужное количество эмпирических фактов и одно это обеспечит новое качество        знания. Дело в том, что теоретическое       знание не выводится из эмпирического        знания формально-логическим путем, оно выводится диалектическим мышлением,        перерабатывающим эмпирическое знание в теоретическое. И переработка эта связана прежде всего с нахождением сущности, с возникновением по этому       поводу идеи.

       БИЛЕТ     73. Иррациональное познание: интуиция в медицине.

       Очень        непростой вопрос вообще про интуицую, а тем более у врача. Мне кажется,        профессиональная интуиция появляется вместе с опытом. Да и интуиция вообще,        думаю, это что-то подсознательное, давно отложенное в памяти. Интуиция (позднелат.        лат. intuitio - созерцание, от лат. intueor — пристально смотрю), способность принимать        правильные решения, минуя промежуточные     результаты. Интуитивное решение может        возникнуть как в результате напряженного раздумывания над решением вопроса, так и без него.

       Интуиция сродни глубокому пониманию процесса,   так что , если врач владеет знаниями, у него есть опыт, то он может пользоваться своей интуицией. Ну а тем, кого она        подводит, лучше на авось не рассчитывать

       Часто говорят о трех основных формах познания – интуиции, разуме и чувстве (под чувством здесь имеются в виду гносеологические   чувства – ощущение, восприятие и        представление). Интуиция дает целостное, но недифференцированное представление        объекта в нашем сознании, например,       врач может интуитивно чувствовать, как        нужно правильно поступить в случае того или иного конкретного больного. Часто интуицию трудно выразить, но с ее помощью можно опознать правильное (как в фотороботе можно опознать лицо). Разум и чувство дифференцированно       выражают объект познания, но теряют в   его целостном постижении. Разум выделяет       в объекте универсальное без частного, а чувство – частное без универсального.   В итоге объект распадается на целое без частей (интуиция) и части без целого (разум и чувство), которые могут быть        либо общими частями (разум), либо частными      (чувство). Познание с этой точки зрения    стартует с подобного разорванного представления объекта и должно все        более координировать и подгонять друг   к другу эти крайности, используя сетевые процедуры обоснования, пытаясь в     конечном итоге достичь наиболее полного представления объекта в сознании, в        котором целое соединено с частями, и      общее согласовано с частным. Такой объект окажется выражением высокой       инвариантности, которая будет        воспроизводить себя в переходах между       целым и частями, общим и частным. Познание   оказывается сопряжением интуиции, разума и чувства в построении наиболее инвариантного образа объекта.

       БИЛЕТ     74,75. Презентизм      и конструктивизм

       Еще одна обсуждаемая оппозиция в теории познания – презентизм        и конструктивизм. Согласно презентизму,    сознание лишь пассивно отражает (представляет, презентирует) внешний мир, в то время как конструктивизм утверждает активную роль сознания, вплоть до того, что сознание заново создает (конструирует) структуры    внешнего мира. Особенно идеи конструктивизма      возродились в современной философии после возникновения квантовой механики, в которой процесс наблюдения за   микрообъектом по сути создает состояние этого объекта. Кроме того, момент   конструктивности стимулируется        творческим характером процесса познания,        в котором человек творчески созидает        новое знание, и в этом случае кажется      слишком большой натяжкой свести        творчество только к отражению внешнего мира. Возможно, в самом деле, в познании        есть момент создания того, что мы познаем. В этом случае субъект познания в некоторой мере создает объект познания. Это можно понять на примере человеческих        отношений. Например, если человек выдвигает гипотезу о том, что вы – злой    и начинает соответствующим образом относиться к вам, провоцируя на     соответствующее поведение, то вы сами можете в определенной степени «заразиться»   этой гипотезой и невольно начать подыгрывать ей. Это еще более убедит     другого, что он на правильном пути, что   еще более «заразит» вас…, и так далее,   так что в конце концов вы и в самом деле        станете злым в отношении к этому человеку. Отсюда видно, что конструктивный        элемент в познании связан с тем, что принятие некоторой гипотезы о природе        познаваемого объекта затем выливается в совершение деятельности, в которой        данному объекту может навязываться       соответствующая роль, что в определенной        мере может переводить объект в состояние        активации этой роли. Так познание в        самом деле может до некоторой степени создавать свой объект. Конечно, этот механизм не абсолютен, и субъект познания   может пытаться ослабить свою активность в отношении к объекту, перевести себя в режим более страдательного отношения к объекту, хотя окончательно от любых гипотез в отношении к объекту отказаться, по-видимому, невозможно. Так в процессе познания скорее всего находят некоторые свои пропорции пределы презентизма и        конструктивизма, порождая третье синтетическое состояние отражения-создания        объекта познания.

       БИЛЕТ     76. Наука. Научные и вненаучные формы        знания.

Соотношение     философии и науки. В истории философии        наиболее глубокое учение о науке, о    научно-теоретическом знании разработано в философии Гегеля. Он стремился понять      и осмыслить философию и науку в контексте      объективной, саморазвивающейся и     самопознающей духовной деятельности. Иными словами, он отошел от эмпирического,        от непосредственного выявления наличных        признаков науки, а пытался теоретически        осмыслить феномен науки, т.е. рассмотреть        ее в составе более широкого целого.        Гегель не противопоставляет науку и философию. По его мнению, как естествознание, так и философия могут выступать в форме     науки, научно-теоретического познания.   Наука, по мнению Гегеля, ограничена и субъективна, ибо она выступает конечной формой постижения абсолюта. В силу того что естествознание связано с рассудком, оно не способно постигать целостность,       конкретность, противоречивость предмета. Оно поэтому охватывает только некоторый срез, конечный аспект воплощения духа   и по этой причине не способно познать        живой, саморазвивающейся целостности. Задача философии как науки - теоретически        познать эту духовную деятельность на       ее основе, т.е. как внутренне развивающуюся        систему, систему ряда формообразований, внутренним стержнем которой является        тождество противоположностей. Гегель    полагал, что его философия является в        высшей степени научной философией,    "наукой наук". Ее научность, по его мнению, состоит не только в систематичности,        но также в последовательном применении научного метода.

                  

       БИЛЕТ     77. Структура научного познания, его    методы и формы.

       Структура научного познания, его методы и формы            Каждая     наука использует различные методы,        которые зависят от характера решаемых в ней задач. Однако своеобразие научных методов состоит в том, что они относительно      независимы от типа проблем, но зато зависимы от уровня и глубины научного   исследования, что проявляется прежде    всего в их роли в научно-исследовательских       процессах. Иными словами, в каждом        научно- исследовательском процессе        меняется сочетание методов и их структура. Благодаря этому возникают       особые формы (стороны) научного познания,        важнейшими из которых являются эмпирическая, теоретическая и        производственно-техническая. Эмпирическая    сторона предполагает необходимость        сбора фактов и информации (установление        фактов, их регистрацию, накопление), а        также их описание (изложение фактов и   их первичная систематизация). Теоретическая        сторона связана с объяснением, обобщением,   созданием новых теорий, выдвижением        гипотез, открытием новых законов, предсказанием новых фактов в рамках      этих теорий. С их помощью вырабатывается    научная картина мира и тем самым осуществляется мировоззренческая      функция науки. Производственно-техническая   сторона проявляет себя как непосредственная    производственная сила общества, прокладывая путь развитию техники, но это уже выходит за рамки собственно        научных методов, так как носит прикладной характер. Средства и методы познания     соответствуют рассмотренной выше        структуре науки, элементы которой одновременно являются и ступенями        развития научного знания. Так,   эмпирическое, экспериментальное исследование предполагает целую систему    экспериментальной и наблюдательной     техники (устройств, в том числе        вычислительных приборов, измерительных        установок и инструментов), с помощью        которой устанавливаются новые факты.   Теоретическое исследование предполагает        работу ученых, направленную на объяснение     фактов(предположительное - с помощью        гипотез, проверенное и доказанное - с       помощью теорий и законов науки), на        образование понятий, обобщающих опытные     данные. То и другое вместе осуществляет     проверку познанного на практике. В основе методов естествознания лежит        единство его эмпирической и теоретической      сторон. Они взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Их разрыв, или преимущественное   развитие одной за счет другой, закрывает путь к правильному познанию природы -   теория становится беспредметной, опыт - слепым.

       БИЛЕТ     79. Классическая научная рациональность.   

                  

       Три крупных стадии исторического развития   науки, каждую из которых открывает        глобальная научная революция, можно охарактеризовать     как три исторических типа научной    рациональности, сменявшие друг друга    в истории техногенной цивилизации. Это        - классическая рациональность        (соответствующая классической науке       в двух ее состояниях - додисциплинарном     и дисциплинарно организованном); неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке) и постнеклассическая рациональность. Причем появление каждого нового типа   рациональности не отбрасывало        предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его        применимость только к определенным      типам проблем и задач. Каждый этап        характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на        постоянный рост объективно-истинного    знания. Классический тип научной рациональности, сосредотачивая    внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация    рассматривается как необходимое условие        получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие        стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как     и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает    этих детерминаций.

       БИЛЕТ     80. Неклассическая    научная рациональность.

Три крупных стадии исторического развития   науки, каждую из которых открывает        глобальная научная революция, можно     охарактеризовать как три исторических        типа научной рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной        цивилизации. Это - классическая    рациональность (соответствующая классической науке в двух ее состояниях    - додисциплинарном и дисциплинарно      организованном); неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке) и постнеклассическая     рациональность. Причем появление каждого нового типа рациональности не       отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость только к       определенным типам проблем и задач. Каждый    этап характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на        постоянный рост объективно-истинного    знания. Неклассический       тип научной рациональности учитывает связи    между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи    между внутринаучными и социальными     ценностями и целями по-прежнему не       являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким        способом мы выделяем и осмысливаем в мире).

       БИЛЕТ     81. Философия и медицина

       Поддержание     здоровья человека и максимальное продление его активной жизни – в этом главный смысл и назначение медицины. Она стала первым заметным средством        проявления человеческой мудрости в       умелой организации и управлении        жизнедеятельностью людей. Только “посвящённые в тайны человеческой природы”

       допускались        к терапевтическому и хирургическому       воздействию, которые начинались со    сложного мыслительного процесса распознания заболеваний, именуемого        диагностикой (гр. dia - между и gnosis -      знание). Диагностика болезни человека    во всех отношениях (и объективно и   субъективно) – сфера мудрости, а точнее, научно-исследовательской деятельности    врача. Он мысленно проводит исследование        организма на молекулярном, на субклеточном,   на клеточном, на органном и на системном уровнях. Такое многоплановое исследование     организма, иначе говоря, глубоко        аналитическое медицинское обследование человека и дальнейшее логическое        размышление приводит к первичному       установлению состояния здоровья.

       В    результате философского осмысления      современной медицины многие медицинские      понятия и категории в значительной степени наполняются новым гуманитарным    смыслом. Медики с давних пор пытаются проникнуть в сущность природного и     общественного бытия человека, смысл     его жизни, чтобы понять причины многих его заболеваний. Только жизнь человека,        построенная в согласии с природой и        обществом, расценивается медиками как жизнь разумная и желанная. С усложнением        общественного бытия, развитием   общечеловеческой культуры в целом,        науки, в частности, значимость философского        подхода в медицине значительно    возрастает. Её теоретические знания всё более становятся исходным началом совершенствования всей медицины, перехода её в новое научное качество,      главные признаки которого отличаются        объективностью, предметностью,    устремлённостью в будущее. Философия в медицине стала наиважнейшим фактором повышения эффективности медицины,        проведения новых экспериментальных     исследований, особенно в биомедицине.

       Проблема целостного понимания человека в теоретической и практической медицине        стала актуальнейшей задачей философского      осмысления новых черт в его социальном        облике, которые и “делают” его, по сути, личностью.

       Каждый    медик, как правило, философ, ибо в медицине заложен огромный смысловой        потенциал постижения единства     (целостности) человеческого бытия.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 703; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!