БИЛЕТ     32 Русская философия: славянофилы и западники.



       Русская    философия второй половины 19 – начала 20 века. Духовная обстановка в России     по словам Вернадского была в «творческом        подъеме. Россия переживала подъем     интеллигенции».Изменился вектор настроений – Соловьев победил        Чернышевского, русская интеллигенция   повернулась к идеализму. В «Вехах» 1909 г. мыслители Бердяев, Булгаков подвергли критике революционное мировоззрение.        Некоторые авторы выпустили труды под названием «Проблемы идеализма» с        критикой материализма. Этот перелом     происходил за счет марксизма. В 90-е годы        очень окрепло марксистское движение.     У марксистов повышался уровень культуры.        Происходило освобождение от нигилизма. На почве критического марксизма        произошло разделение на частично принимающих марксизм и на тоталитарно        принимающих его. Бердяев пишет, что     русская философия выходит из группы        марксистов. Происходит переход к культуре вместе с повышением творчества, но был и возврат к Соловьеву, Достоевскому, Хомякову. Этот взлет русской философии резко обрывается после революции. В     1922 г. «философский пароход» увозит всех        философов за границу. Нормальное развитие русской философии было прервано. Уехавшие философы занялись        религиозной философией. Те, кто остались стали заниматься тоталитарным марксизмом.        

       Русская    философия не была служанкой религии и церкви. Сама церковь отвергала русскую    религиозную философию. Русская философия сложилась на рубеже 19 – 20 вв. У нее может быть нормальное развитие, если не будет религиозной проблематики и ограничений       со стороны правящего класса.

       Особенности      русской философии: 1.Антропоцентричность      (Зиньковский). 2.Панморализм – доминирование моральной установки.   Философы не упускали моральные черты        в своих работах. 3.Тесная      связь теории и практики – философия      нацелена на решение социальных вопросов. 4.историософичность – внимание к проблемам развития истории. Философов интересует конец истории,     ее сущность. 5.Философия     идет по линии сближения антропологических        и космоцентрических тенденций. Философы        пытаются соединить историю природы и историю общества. «Учение о социологии».        6.Онтологизм      – философы (и материалисты) считали    главной для себя проблемой не познание,       а видели первичным в чел-ке бытийственное     начало. 7.Публицистичность        – философы выражали свои взгляды в     форме статей.

       БИЛЕТ     33. Серебряный век русской философии (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский).

       В.С. Соловьев (1853-1900) –заложил основы русской философии,       он пытается сформировать систему, основой которой должно стать христианство.      Соловьев пытается включить в христианское        мировоззрение новейшие достижения      человечества. Философия Соловьева –        философия всеединства. Соловьев отталкивается от идеи соборности.        Всеединство проявляется в следующем: сущее – едино, есть низшие и высшие    уровни бытия, и они взаимосвязаны. Высшее вбирает низшее, низшее стремится        к высшему. Основной принцип Соловьева – все едино в Боге. Бог – не антропоморфное,        сверхличное существо, это сила,     объединяющая мир. Мир – не совершенен. Если мы хотим понять мир, нужно признать, что мир противоречив. Соловьев вводит свое понятие «идея». Божественный ум     распадается на множество элементарных сущностей, которые лежат в основании       всех явлений. Эти сущности (атомы) –      это идеи, они обладают определенной    силой. Идея – деятельное существо. У       Соловьева прослеживается диалектический подход. Принцип всего живущего (по Соловьеву) – последовательность        изменений. Соловьев вводит понятие       «мировая душа» - субъект всех изменений.        Признаком мировой души является энергия.      Деятельность мировой души нуждается        в божественном импульсе (софии). София существует для того, чтобы показать, что мир не только творение Бога, но софия – это связь между творцом и творением. Соловьев раскрывает механизм сближения Бога, мира и человечества –   концепция богочеловечества. Реальным сближением является Иисус Христос –     это идеал, к которому стремится каждый        чел-к, это высшая цель развития     исторического процесса одухотворения   человечества. Недостаточно, чтобы одухотворение произошло в нескольких        людях, нужно, чтобы все человечество      одухотворилось. Чел-к должен усвоить        нравственные ценности, которые    проповедовал Иисус Христос, здесь необязательно часами молиться в церкви.    Гносеология Соловьева реализуется в      концепции цельного знания. Он делит знания на: а)эмпирические (научные);       б)рациональные (философские); в)мистические   (религиозные); Фундаментом цельного      знания является вера в Бога. Соловьев пытался совместить принцип автономии разума с принципом богооткровенности        – (по Соловьеву) это способствует более полному постижению мира – свободная        философия.

       Н.А. Бердяев (1874-1948).Основная тема его мысли – человек. Постановка проблем личности, свободы,      духа и истории. 1.Проблема личности. Личность – уникальна и        единственна, она не может быть сведена ни к природной, ни к социальной реальности.        Индивид – подчинен природным или социальным законам, индивид – предмет науки. Личность – религиозно-духовная     категория. Личность твориться Богом.       Ценность личности предполагает ценность     Бога. Личность – это свобода. Мир в своей основе – зло, поэтому оправданное отношение личности к миру – отрицание. Первичное рабство чел-ка – рабство у бытия. Если мир – зло, значит Бог оставил мир, он не может управлять и карать. Но        Бог может помочь миру личным вступлением      в мир. Бог стремится к тому, чтобы        страдать с миром. Иисус Христос показывает     пример свободы признать Бога. Свобода        признать Бога – вторая свобода – это        сознательная свобода принять Бога и        следовать ценностям, которые он    предлагает. Путь освобождения от зла      – творчество. Творчество – это всегда прирост. Чел-к создан, чтобы стать творцом, продолжателем творения мира        Богом. Изначальное творчество –    несвободно, т.к. мысль необходимо        изрекать, а мысль изреченная – ложь.        Всегда есть несоответствие между        интуициями и продуктами мысли. Проблема       истории - чел-к творчеством приближает        конец истории (Эсхатология – учение о     конце мира). История разорвана на прошлое, настоящее и будущее. Все теории прогресса безнравственны, т.к. здесь чел-к – средство, ступень для следующих поколений. В истории действуют три силы: Бог, судьба и человеческая свобода.   Из-за переплетения этих трех сил история очень сложна. Судьба – арена борьбы        трех сил. История прерывна, она наполнена       малыми революциями – это форма возврата к хаосу – это кара человечества за то,        что люди не нашли нормальный путь        развития. Революция – это разрушение.   Какая-то относительная правда в революции        есть, т.е. она имеет возрождающее значение. Часто с революциями начинается        духовное возрождение. В истории все не удается. Смысл истории в том, что она        когда-то кончится. В рамках истории проблема личности неразрешима. 1.История      как вереница фактов. 2.Метаистория    – история царства духа.

       Фундаментальная проблема философии – проблема отношения    гос-ва и личности. Гос-во подавляет личность. Между личностью и гос-вом        существует трагический конфликт.        Никакой идеально формы гос-ва не может быть. Высшим типом общества может быть        персоналистический социализм, в котором соединится принцип личности и принцип        общности. Социализм был прав, когда       подверг критике право частной        собственности. Это право должно быть     ограниченным. Бог является абсолютным        собственником, т.к. он несет свободу. Бердяев прав, утверждая, что выше свободы        чел-ка в мире ничего нет.           

       БИЛЕТ     34. Русский космизм (Федоров, Вернадский, Циолковский, Чижевский).

       Н.Ф. Федоров (1828-1903) – основоположник русского     космизма. Основные черты его философии: утопизм, крайняя противоречивость (ставит глубокие вопросы, но предлагает        примитивные решения), говорил об идее соборности, но был одиноким. Космизм        стремится объединить судьбы чел-ка и     космоса. Чел-к приобретает возможности для самореализации. Причина неустройств,   дисгармоничности в различии чел-ка и     природы. Основой противоречий чел-ка с природой является мелкая кустарная     промышленность. Федоров предостерегает        от хищничества чел-ка к природе, он предвидит экологический кризис. Общее   дело регуляции взаимоотношений чел-ка и природы зиждется на самовозвеличивании чел-ка. Федоров высказал идею о преодолении смерти. Смерть – зло. Смерть – следствие     непонимания з-нов природы. Чел-к смертен,       пока он – раб природы. Федоров выступает за воскрешение умерших в буквальном     смысле. Но если всех воскресить, то на Земле станет тесно, поэтому чел-ку надо   выходить в космос.

       В.И. Вернадский       (1843-1965) – создатель учения о ноосфере.        Ноосфера – сфера взаимодействия общества и природы, где главная сила – разумная человеческая деятельность.     Также он высказал идею единства процессов      эволюции. Чел-к – решающий фактор       эволюции Земли.

       Взгляды   Циолковского     о сущности философии навеяны эпохой Просвещения. Он считал, что философия     - "вершина научного знания, его венец,     обобщение, наука наук". Все предшествующие философские системы казались Циолковскому "странными" и их терминология ненужной, говоря, что "трудно связать       мою философию с другими". Однако, в космической философии обсуждались в   основном традиционные философские        проблемы, рассматриваемые с "космической      точки зрения". Также традиционны        были и представления Циолковского о      структуре философского знания: философия        "состоит из метафизики, гносеологии        и этики. Первые два отдела служат        подготовкою для этики или научных основ нравственности. Иногда эту подготовку     не отделяют от этики. Так отчасти делаю        и я". Тем не менее Циолковский дополнил        философское знание ещё одним разделом - социологическим, т.е. построением схем        "идеального строя жизни". К.Э. Циолковский оказал огромное влияние     на формирование научного мировоззрения и методов научной работы А.Л.        Чижевского        Идея единства живого и неживого, человека       и Космоса, психического и физического        является основной для Чижевского и        определяет направления его научных        исследований. Выдвижение смелых гипотез       с последующей их эмпирической проверкой становится для Чижевского основным       методом научного познания природы.        Единство природы Чижевский видит в      едином природном субстрате - электронном,        и в едином правящем миром принципе,    который должен обобщить многочисленные        частные законы.

       БИЛЕТ     35. Основные школы и направления западной философии XX века: феноменология.

       Различают аналитическую и континентальную       философию.Аналити́ческая        филосо́фия       — направление в философской       мысли XX века, развивающееся преимущественно в     англоязычных странах и объединяющее   большое количество разнообразных концепций и школ.Общими для аналитической философии являются следующие моменты: лингвистический поворот — философские проблемы определяются как лежащие в области языка, поэтому их       решение связано с анализом языковых        выражений; семантический акцент — сосредоточение внимание на проблемах        значения; аналитический      метод — предпочтение анализа всем остальным        видам философской рефлексии. Основателям   аналитической философии являются        Готлоб      Фреге,       Джордж    Мур, Бертран   Рассел      и Людвиг        Витгенштейн.         

       Континента́льная        филосо́фия — термин, используемый для определения        одной из двух главных традиций современной   западной философии.        Континентальная философия включает    феноменологию, экзистенциализм,        герменевтику,    структурализм,   постструктурализм        и постмодернизм

       40-е - 60-е годы характеризуются самоопределением таких школ, как лингвистическая философия критический рационализм, франкфуртская школа; а также структурализм, герменевтика,    аналитическая философия, философия   языка - это уже происходит в 60-е - 80-е годы. В 80-е - 90-е годы развивается постструктурализм, философия постмодерна,        деконструкции. В современной философии ярко выражено стремление приблизиться к отдельному живому человеку. ХХ век прошел под знаком своеобразного "антропологического бума" в     философии. Методы, разрабатываемые и применяемые современной философией,     являются гораздо более утонченными и    сложными по сравнению с классической      философией XIX века. Повышается роль философской работы над формами, структурами человеческой культуры (текстами, знаково-символическими        образованиями, смыслами и т.д.).   Значительный интерес отмечается к проблемам развития, к диалектике с        появлением такого направления, как синергетика. В ХХ веке изменяется тональность и настроение философских   произведений. В них нет того уверенного        оптимизма, который в целом присущ классической философии. Одной из особенностей философской эволюции ХХ века явилось то, что установка на    господство человека над природой постепенно сменяется установкой на сознательное оберегание природы.        Современная философия на пороге третьего     тысячелетия вплотную подошла к выработке новой парадигмы планетарного       мировосприятия, мирооценки, мироразмерности человека и человекоразмерности мира,    что непосредственно связано с        потребностями в новом типе рациональности

       Феноменология – одно из влиятельных направлений западной философии 20 в., основанное немецким философом Эдмундом    Гуссерлем (1859 - 1938). Феноменология берет свое название от слова «феномен», т.е. буквально это наука о феноменах. Феномены        – это образования чистого (абсолютного) сознания. В феноменологии выделяется два вида сознания – обыденное и чистое сознание. Обыденное сознание – это то, что мы обычно имеем в виду под сознанием как областью бытия, в которой находятся наши мысли, чувства, желания, и которая противостоит внешнему миру   объектов. Таким образом, идея обыденного сознания предполагает разделение единой реальности на объект и субъект,   и обыденное сознание занимает здесь только область субъекта. Чистое    сознание – это понимание сознания как единой      реальности, в которой лежат рядом и внутренний, и внешний мир. Ведь в конечном        итоге и внешний мир, его объекты также создаются нашим сознанием. Таким       образом, в чистом сознании находят свое объединение объект и субъект, здесь    мысли и вещи лежат рядом в рамках единой      реальности. Образования чистого сознания – это и есть феномены.

       БИЛЕТ     36. Основные школы и направления западной философии XX века: психоанализ.

       Различают аналитическую и континентальную       философию.Аналити́ческая        филосо́фия       — направление в философской       мысли XX века, развивающееся преимущественно в     англоязычных странах и объединяющее   большое количество разнообразных концепций и школ.Общими для аналитической философии являются следующие моменты: лингвистический поворот — философские проблемы определяются как лежащие в области языка, поэтому их       решение связано с анализом языковых        выражений; семантический акцент — сосредоточение внимание на проблемах        значения; аналитический      метод — предпочтение анализа всем остальным        видам философской рефлексии. Основателям   аналитической философии являются        Готлоб      Фреге,       Джордж    Мур, Бертран   Рассел      и Людвиг        Витгенштейн.         

       Континента́льная        филосо́фия — термин, используемый для определения        одной из двух главных традиций современной   западной философии.        Континентальная философия включает    феноменологию, экзистенциализм,        герменевтику,    структурализм,   постструктурализм        и постмодернизм

       40-е - 60-е годы характеризуются самоопределением таких школ, как лингвистическая философия критический рационализм, франкфуртская школа; а также структурализм, герменевтика,    аналитическая философия, философия   языка - это уже происходит в 60-е - 80-е годы. В 80-е - 90-е годы развивается постструктурализм, философия постмодерна,        деконструкции. В современной философии ярко выражено стремление приблизиться к отдельному живому человеку. ХХ век прошел под знаком своеобразного "антропологического бума" в     философии. Методы, разрабатываемые и применяемые современной философией,     являются гораздо более утонченными и    сложными по сравнению с классической      философией XIX века. Повышается роль философской работы над формами, структурами человеческой культуры (текстами, знаково-символическими        образованиями, смыслами и т.д.).   Значительный интерес отмечается к проблемам развития, к диалектике с        появлением такого направления, как синергетика. В ХХ веке изменяется тональность и настроение философских   произведений. В них нет того уверенного        оптимизма, который в целом присущ классической философии. Одной из особенностей философской эволюции ХХ века явилось то, что установка на    господство человека над природой постепенно сменяется установкой на сознательное оберегание природы.        Современная философия на пороге третьего     тысячелетия вплотную подошла к выработке новой парадигмы планетарного       мировосприятия, мирооценки, мироразмерности человека и человекоразмерности мира,    что непосредственно связано с        потребностями в новом типе рациональности

Психоанализ      – влиятельное направление современной психологии и философии, основанное австрийским врачом Зигмундом Фрейдом (1856 - 1939).

В    структуре человеческой психики Фрейд    выделяет три основные области – эго        (сферу сознания и самосознания), подсознательное и надсознательное.        Подсознательную сферу человеческой      психики (id, «оно») образуют разного рода        животные инстинкты, главную роль среди которых играет сексуальное влечение        (libido). Сфера надсознательного (суперэго) – это разного рода ценности и нормы,        которые закладываются в ребенка его       родителями в процессе воспитания.

       Бессознательное —      особые психические силы, лежащие за     пределами сознания, но управляющие поведением человека.

       Сознательное — одна из двух частей психики, осознаваемая        индивидом — определяет выбор        поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное находятся в антагонистических отношениях, в бесконечной борьбе бессознательное        всегда побеждает. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия,        который модифицируется в принцип реальности, и при нарушении баланса        осуществляется сброс через бессознательную    сферу.

       БИЛЕТ     37. Основные школы и направления западной философии XX века: экзистенциализм.

       Аналити́ческая филосо́фия       — направление в философской       мысли XX        века, развивающееся преимущественно в англоязычных странах и объединяющее        большое количество разнообразных концепций и школ.Общими для аналитической        философии являются следующие моменты:        лингвистический поворот —        философские проблемы определяются как лежащие в области языка, поэтому их        решение связано с анализом языковых     выражений; семантический акцент —        сосредоточение внимание на проблемах значения; аналитический      метод —        предпочтение анализа всем остальным    видам философской рефлексии. Основателям        аналитической философии являются        Готлоб      Фреге,       Джордж    Мур,        Бертран   Рассел      и Людвиг Витгенштейн.         

       Континента́льная        филосо́фия — термин, используемый для определения        одной из двух главных традиций современной   западной философии.        Континентальная философия включает    феноменологию, экзистенциализм,        герменевтику,    структурализм,   постструктурализм        и постмодернизм

       40-е - 60-е годы характеризуются самоопределением таких школ, как лингвистическая философия критический рационализм, франкфуртская школа; а также структурализм, герменевтика,    аналитическая философия, философия   языка - это уже происходит в 60-е - 80-е годы. В 80-е - 90-е годы развивается постструктурализм, философия постмодерна,        деконструкции. В современной философии ярко выражено стремление приблизиться к отдельному живому человеку. ХХ век прошел под знаком своеобразного "антропологического бума" в     философии. Методы, разрабатываемые и применяемые современной философией,     являются гораздо более утонченными и    сложными по сравнению с классической      философией XIX века. Повышается роль философской работы над формами, структурами человеческой культуры (текстами, знаково-символическими        образованиями, смыслами и т.д.).   Значительный интерес отмечается к проблемам развития, к диалектике с        появлением такого направления, как синергетика. В ХХ веке изменяется тональность и настроение философских   произведений. В них нет того уверенного        оптимизма, который в целом присущ классической философии. Одной из особенностей философской эволюции ХХ века явилось то, что установка на    господство человека над природой постепенно сменяется установкой на сознательное оберегание природы.        Современная философия на пороге третьего     тысячелетия вплотную подошла к выработке новой парадигмы планетарного       мировосприятия, мирооценки, мироразмерности человека и человекоразмерности мира,    что непосредственно связано с        потребностями в новом типе рациональности

                  

       Экзистенциализм        – влиятельное направление философии 20 в. Название этого направления происходит       от латинского слова existentia – существование.        Основоположником экзистенциализма      был датский философ Сёрен Кьеркегор        (1813 - 1855). Всплески этого течения были связаны с мировыми войнами. После первой        мировой войны лидировала немецкая      школа экзистенциализма. В экзистенциализме        понятие существования выходит на первый       план. Философы этого направления        пытаются отказаться от идеи сущности     (эссенциализма). В первую очередь это        касается существования человека. Экзистенциализм утверждает, что человек        существует в мире принципиально иначе, чем все остальные формы бытия. У всех        начал есть свое место в бытии, своя сущность. И только человек представляет собой такое удивительное начало в мире, который не имеет своей сущности, своего выделенного места в бытии. Человек в       конечном итоге обладает удивительной    пластичностью, и он мог бы отождествить    себя с любым началом, поскольку он заранее не предзадан и не предопределен. В этом и трагедия, и великий дар человека. С одной стороны, человек обречен на   вечные поиски своего места в бытии, и     никогда он не сможет здесь ничем        окончательно удовлетвориться. Человек   способен лишь временно отождествить        себя с некоторым образом бытия, с некоторой «сущностью», но затем        разочаровывается в ней и ищет чего-то    нового. В этом трагедия человеческого        типа бытия в мире. С другой стороны,       только человек является по-настоящему        свободным, поскольку он не привязан ни к какому месту бытия и может кардинальным        образом переопределить себя. Экзистенциализм ставит перед собою       задачу создать философию человеческого    типа существования, рассматривая жизнь человека как особый тип бытия, не имеющий более аналогов в других формах     существования.

       БИЛЕТ     38. Основные школы и направления западной философии XX века: неопозитивизм и постпозитивизм.

       Различают аналитическую и континентальную       философию.Аналити́ческая        филосо́фия       — направление в философской       мысли XX века, развивающееся преимущественно в     англоязычных странах и объединяющее   большое количество разнообразных концепций и школ.Общими для аналитической философии являются следующие моменты: лингвистический поворот — философские проблемы определяются как лежащие в области языка, поэтому их       решение связано с анализом языковых        выражений; семантический акцент — сосредоточение внимание на проблемах        значения; аналитический      метод — предпочтение анализа всем остальным        видам философской рефлексии. Основателям   аналитической философии являются        Готлоб      Фреге,       Джордж    Мур, Бертран   Рассел      и Людвиг        Витгенштейн.         

       Континента́льная        филосо́фия — термин, используемый для определения        одной из двух главных традиций современной   западной философии.        Континентальная философия включает    феноменологию, экзистенциализм,        герменевтику,    структурализм,   постструктурализм        и постмодернизм

                   Неопозитивизм – влиятельное направление философии науки 20 в., пик развития которого        приходится на 30 – 50 гг.. В отличие от классического позитивизма, неопозитивизм опирался       на методы современной математической логики при построении моделей научного знания, так что второе название      неопозитивизма – логический позитивизм.       Главная проблема неопозитивизма –        проблема так называемой научной   демаркации.       Неопозитивисты полагали, что наука принципиально отличается от других   форм культуры, и существует некоторый признак, который качественно отличает науку от ненауки. Этот признак был назван критерием       научной демаркации,       поскольку на его основании можно было   бы отделить науку от ненауки и провести между ними как бы демаркационную разграничительную линию. С точки зрения        эволюции представлений неопозитивистов        о критерии научной демаркации, можно        выделять в истории неопозитивизма два основных периода. Они называются        периодами догматического верификационизма       и вероятностного        верификационизма.          

С    50-х гг. 20 века, неопозитивисткая философия   стала все более активно критиковаться.        Постепенно формируется новое направление    философии науки 20 в., которое получило название постпозитивизма. Основные его представители – английский философ Карл Поппер (1902 - 1994), американские философы Томас Кун (1922 - 1996) и Пол        Фейерабенд (1924 - 1994). Главное отличие философии постпозитивизма от        неопозитивизма состоит в постепенном    отказе от критерия научной демаркации. Все более утверждается убеждение, что философия активно взаимодействует с    другими формами культуры – искусством,     религией, политикой и т.д., и не существует        непереходимых границ между наукой и    ее социокультурным окружением

 

Различают аналитическую и континентальную       философию.Аналити́ческая        филосо́фия       — направление в философской       мысли XX века, развивающееся преимущественно в     англоязычных странах и объединяющее   большое количество разнообразных концепций и школ.Общими для аналитической философии являются следующие моменты: лингвистический поворот — философские проблемы определяются как лежащие в области языка, поэтому их       решение связано с анализом языковых        выражений; семантический акцент — сосредоточение внимание на проблемах        значения; аналитический      метод — предпочтение анализа всем остальным        видам философской рефлексии. Основателям   аналитической философии являются        Готлоб      Фреге,       Джордж    Мур, Бертран   Рассел      и Людвиг        Витгенштейн.         

       Континента́льная        филосо́фия — термин, используемый для определения        одной из двух главных традиций современной   западной философии.        Континентальная философия включает    феноменологию, экзистенциализм,        герменевтику,    структурализм,   постструктурализм        и постмодернизм

       40-е - 60-е годы характеризуются самоопределением таких школ, как лингвистическая философия критический рационализм, франкфуртская школа; а также структурализм, герменевтика,    аналитическая философия, философия   языка - это уже происходит в 60-е - 80-е годы. В 80-е - 90-е годы развивается постструктурализм, философия постмодерна,        деконструкции. В современной философии ярко выражено стремление приблизиться к отдельному живому человеку. ХХ век прошел под знаком своеобразного "антропологического бума" в     философии. Методы, разрабатываемые и применяемые современной философией,     являются гораздо более утонченными и    сложными по сравнению с классической      философией XIX века. Повышается роль философской работы над формами, структурами человеческой культуры (текстами, знаково-символическими        образованиями, смыслами и т.д.).   Значительный интерес отмечается к проблемам развития, к диалектике с        появлением такого направления, как синергетика. В ХХ веке изменяется тональность и настроение философских   произведений. В них нет того уверенного        оптимизма, который в целом присущ классической философии. Одной из особенностей философской эволюции ХХ века явилось то, что установка на    господство человека над природой постепенно сменяется установкой на сознательное оберегание природы.        Современная философия на пороге третьего     тысячелетия вплотную подошла к выработке новой парадигмы планетарного       мировосприятия, мирооценки, мироразмерности человека и человекоразмерности мира,    что непосредственно связано с        потребностями в новом типе рациональности

       Сторонники        так называемого постмодернизма полагают, что после второй мировой войны человечество вступило в особую    эпоху «пост-современности», и для этой        эпохи характерны следующие черты: 1) агрессивная экспансия глобального        капитализма, 2) ослабление государственной     централизованной власти (распад бывших    империй, коммунистического блока, рост этнических проблем и т.д.), 3) моделирование жизни посредством все более мощной и   всеохватывающей технологии, 4) развитие освободительных неклассовых движений: национальных, гендерных, движений        сексуальных меньшинств, экологического движения и т.д. Взамен модернистской        философии постмодернисты предлагают: 1) децентрацию – процедуру помещения в центр рассмотрения     точки зрения непривилегированных социальных групп, 2) деконструкцию – показ исторической обусловленности     и противоречивости репрезентативных        концепций, 3) различие (дополнение)      – рассмотрения знания в связи с тем, что оно вычеркивает или отодвигает на    задний план. Американский культуролог        Фредерик Джеймсон выделяет следующие черты постмодернистского общества:        1) поверхностность, 2) ослабление      эмоций и аффектов, 3) утрата историчности,       4) господство не креативных, а репродуктивных технологий (например,    компьютер и телевизор не создают, а скорее сжимают и упрощают бытие), 5) рождение многонационального        мирового капитализма.

       БИЛЕТ     40. Основные школы и направления западной философии XX века: интегральный подход.

       Различают аналитическую и континентальную       философию.Аналити́ческая        филосо́фия       — направление в философской       мысли XX века, развивающееся преимущественно в     англоязычных странах и объединяющее   большое количество разнообразных концепций и школ.Общими для аналитической философии являются следующие моменты: лингвистический поворот — философские проблемы определяются как лежащие в области языка, поэтому их       решение связано с анализом языковых        выражений; семантический акцент — сосредоточение внимание на проблемах        значения; аналитический      метод — предпочтение анализа всем остальным        видам философской рефлексии. Основателям   аналитической философии являются        Готлоб      Фреге,       Джордж    Мур, Бертран   Рассел      и Людвиг        Витгенштейн.         

       Континента́льная        филосо́фия — термин, используемый для определения        одной из двух главных традиций современной   западной философии.        Континентальная философия включает    феноменологию, экзистенциализм,        герменевтику,    структурализм,   постструктурализм        и постмодернизм

       40-е - 60-е годы характеризуются самоопределением таких школ, как лингвистическая философия критический рационализм, франкфуртская школа; а также структурализм, герменевтика,    аналитическая философия, философия   языка - это уже происходит в 60-е - 80-е годы. В 80-е - 90-е годы развивается постструктурализм, философия постмодерна,        деконструкции. В современной философии ярко выражено стремление приблизиться к отдельному живому человеку. ХХ век прошел под знаком своеобразного "антропологического бума" в     философии. Методы, разрабатываемые и применяемые современной философией,     являются гораздо более утонченными и    сложными по сравнению с классической      философией XIX века. Повышается роль философской работы над формами, структурами человеческой культуры (текстами, знаково-символическими        образованиями, смыслами и т.д.).   Значительный интерес отмечается к проблемам развития, к диалектике с        появлением такого направления, как синергетика. В ХХ веке изменяется тональность и настроение философских   произведений. В них нет того уверенного        оптимизма, который в целом присущ классической философии. Одной из особенностей философской эволюции ХХ века явилось то, что установка на    господство человека над природой постепенно сменяется установкой на сознательное оберегание природы.        Современная философия на пороге третьего     тысячелетия вплотную подошла к выработке новой парадигмы планетарного       мировосприятия, мирооценки, мироразмерности человека и человекоразмерности мира,    что непосредственно связано с        потребностями в новом типе рациональности

       В интегральном подходе Кеннета Уилбера (род. в 1949 г.) развиваются     идеи синтеза, утверждается философия витализма, подчеркивается антиномизм   высших аспектов бытия и учитываются        разного рода возможные и существующие патологии развития. Бытие рассматривается Уилбером как живой творчески развивающийся Космос, состоящий из мириад отдельных     целостностей – холонов. Каждый холон объединяет в себе свои части, холоны нижележащего уровня, и    входит как часть в состав более высоких        холонов. Например, атомы входят в молекулы, молекулы в клетки, клетки –      в ткани и т.д. Особенное внимание в своей    философии Уилбер уделяет природе и     эволюции человека – как одного из холонов космической холархии. Холон      человека он называет также самостью. Уилбер принимает деление мировой истории на эпохи досовременности (от        древности до эпохи Возрождения), современности (от возрождения до второй мировой войны) и постсовременности (от      второй мировой войны до сегодняшнего дня). На протяжении всех эпох идет   постепенный рост массового сознания людей от доперсонального к        группоцентрическому персональному        (античность и Средние века) и далее к мироцентрическому персональному в        эпоху современности. Здесь большую        роль сыграла наука и научное мировоззрение,   которые сегодня является общепризнанным и проповедуется в школах. Эпоха    постсовременности ставит новую цель        массового продвижения сознания в области высших регистров персонального сознания и его соприкосновения с        трансперсональным сознанием.

                  

       БИЛЕТ     41,42,43. Бытие. Понятие духа, материи и сознания, пространства , времени и движения.

       Бытие́       — философское понятие, фиксирующее   аспект существования сущего в отличии   от его сущности. Если сущность определяется    вопросами: "Что есть сущее?", то        бытие вопросом: "Что значит, что сущее    есть?". Парминид выдвигает теорию о        неизменной сущности бытия и противопоставляет его небытию. Он выделяет свойства бытия: 1.Оно       не возникло и не может погибнуть. 2.Бытие едино, непрерывно, неподвижно и        совершенно. 3.Бытие имеет свои пределы.

        Бытие      – всеобщая универсальная и единственная        в своем роде способность существовать,    которой обладает любая реальность. Бытием может обладать только что-то.        Небытие нельзя помыслить. Небытие        отрицает бытие. Противоположные понятия        - небытие и ничто. Существенные философские проблемы - соотношение бытия и мышления, соотношение бытия и времени. Аристотель        разделил бытие на потенциальное        (возможность) и актуальное (действительность), причем актуальное бытие оказывается        формой существования потенциального бытия на стадии его реализации. Материя, как объективная реальность характеризуется бесконечным количеством свойств. Материальные вещи и процессы конечны     и бесконечны, поскольку их локализованность    относительна, а их взаимная связь –     абсолютна, непрерывна (внутри самих      себя однородна) и прерывна (характеризуются внутренней структурой): всем материальным      объектам присуща масса (будь то масса    покоя для любого в­щества или масса       движения для полей) и энергия (потенциальная или актуализированная). Но важнейшими ее свойствами, ее атрибутами, являются пространство, время и движение.   Пространство характеризуется        протяженностью и структурностью материальных объектов (образова­ний)    в их соотношении с другими образованиями. Время характеризуется длительностью     и последовательностью существования       материальных образований в их соотношении   с другими материальными образованиями

       БИЛЕТ     44. Жизнь как специфическая форма движения материи.

       Жизнь — одна из высших форм движения материи, носителями которой являются        нуклеопротеидные тела, обладающие       свойством органической целостности,       т.е. способностью саморегуляторной     стабилизации при непрерывном обмене веществом и энергией с окружающей средой. Данная дефиниция конкретизирует        известное определение, сформулированное   Ф. Энгельсом: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот     способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел».   Неизбежная краткость любого определения      Ж. исключает возможность охватить все   разнообразие ее проявлений; для        исчерпывающего представления о ней     следовало бы, по замечанию Ф. Энгельса,        проследить все формы Ж., от низшей до   наивысшей. Однако данное определение        фиксирует свойство органической целостности, отличающее все формы Ж. от неживой природы, и в то же время предполагает историко-генетическую        связь живого с неживым. Эта связь     означает, что Ж. могла возникнуть только химическим путем, а не порождается       нематериальной «жизненной силой».Материальность Ж. не сводится    к химическим, физическим и механическим процессам, как считают сторонники        механистического материализма. Самое примитивное живое тело, «... будучи        результатом обычных химических   процессов, отличается от всех других        тел тем, что оно есть сам себя осуществляющий    перманентный химический процесс...».     Такой процесс есть предел химии и начало становления органической целостности    с самыми элементарными физиологическими свойствами (обмена веществ, раздражимость,        сокращаемость,

       способность        к росту и производному от него примитивному   делению). «Физиология, — писал Ф. Энгельс, — есть, разумеется,       физика и в особенности химия живого      тела, но вместе с тем она перестает быть специально химией: с одной стороны,        сфера ее действия ограничивается, но,    с другой стороны, она вместе с тем        поднимается здесь на некоторую более     высокую ступень»

       БИЛЕТ     45. Диалектика, её принципы и всеобщие законы.

       Диалектика (греч. веду беседу, рассуждаю) — наука     о наиболее общих законах развития природы, об-ва и мышления. Научному     пониманию Д. предшествовала долгая        история, и само понятие Д. возникло в      ходе переработки и, даже, преодоления        первоначального смысла термина. Уже     античная философия с большей силой        подчеркнула изменчивость всего     существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милетские материалисты, пифагорейцы), к подобным исследованиям еще не применялся термин «Д.». три основополагающих закона диалектики:

       1     закон — Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. 2        закон — Закон взаимопроникновения        противоположностей 3 закон — отрицание        отрицания.

       В    первом законе    Гегель определяет категории качества,     количества и меры. Качество — это внутренняя определенность предмета,      явление, которое характеризует предмет   или явление в целом.. Количество есть     определенность— внешняя определенность вещи. Качество и количество не могут       существовать вне зависимости друг от      друга, так как любая вещь или явление     определяется и качественной характеристикой и количественными показателями. «Демонстрацией» качественной и        количественной

       определенности выступает мера, то есть соотношение        показателей, своеобразное равновесие.        Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое. Происходит перерыв    постепенности, или качественный скачок — это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому.

       Второй    закон диалектики вскрывает в развитии его        внутренний источник. Основой всякого развития, с точки зрения Гегеля, является борьба противоположных сторон. При раскрытии действия этого закона он подчеркивал существование связи и        взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся,        взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность.

       Третий    закон диалектики отражает, по Гегелю, общий   результат и направленность процесса развития. Отрицание означает уничтожение       старого качества новым, переход из   одного качественного состояния в   другое. Процесс развития носит      поступательный характер. Поступательность и повторимость придает цикличности        спиралевидную форму и каждая ступень процесса развития богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на   предшествующей ступени.

       БИЛЕТ     46. Соотношение диалектической и        формальной логики.

                  

       В    четвертой книге “Метафизики” Аристотель ставил вопрос: какой принцип является        столь самоочевидным, что его можно положить в основу истинной философии. В своих логических трактатах Аристотель    сформулировал еще два закона мышления:        закон тождества, требующий, чтобы в       любом суждении понятия использовались строго в рамках тех определений, которые     им были даны, и закон исключенного третьего, согласно которому из двух     взаимоисключающих суждений одно обязательно должно быть истинным. К        этим трем законам аристотелевской логики Лейбниц добавил четвертый закон, который он назвал законом достаточного       основания. Таким образом, к началу XVIII века были сформулированы четыре закона      логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного     третьего и закон достаточного обоснования.        Эта логика называлась формальной или понятийной, в отличие от математической, поскольку имела дело не с математическими объектами, а с понятиями, отражающими объекты реального мира. Проблема формальной логики заключалась, однако, в том, что эта логика уходила своими        корнями в аристотелевское понимание     мира, в рамках которого все существующее        мыслилось как состоящее из материи и    формы. Но последняя точка зрения была        отвергнута Декартом. Поэтому, несмотря на успех, которым формальная логика,        усовершенствованная Лейбницем, еще    пользовалась в XVIII веке, дни ее были        сочтены, и когда в начале XIX века немецкий      философ Георг Фридрих Гегель (1770 - 1831) подверг уничтожающей критике формальную     логику, это было лишь закономерным        итогом отказа от аристотелевских   воззрений на устройство мира.

       Гегель,      однако, не ограничивался критикой законов формальной логики, не вознамерился    создать собственную логику, которая впоследствии получила название        “диалектической”. В основу этой новой      логики были положены три закона        диалектики. Первый закон диалектики      называется законом     единства и борьбы противоположностей. Согласно этому закону, противоположности        и противоречия вполне могут сосуществовать мирно, более того, без единства и борьбы противоположностей невозможно движение и развитие. В качестве примера действия закона единства и борьбы противоположностей   в природе Гегель приводил магнит. Второй закон диалектики называется законом     перехода количества в качество. В подтверждение своего тезиса Гегель       приводил изменения агрегатного состояния       вещества: плавление, кипение и т.п. Гегель сформулировал третий закон диалектики, получивший название “закон        отрицания отрицания”; согласно этому закону, всякое развитие    в живой и неживой природе осуществляется        по спирали. А в качестве примера действия        третьего закона диалектики во всех      учебниках приводят колос пшеницы

       БИЛЕТ     47. Три закона диалектики и их приложения   в природе и обществе.

       Гегель       не ограничивался критикой законов формальной логики, не вознамерился        создать собственную логику, которая впоследствии получила название        “диалектической”. В основу этой новой      логики были положены три закона        диалектики. Первый закон диалектики      называется законом единства и борьбы        противоположностей. Согласно этому       закону, противоположности и противоречия        вполне могут сосуществовать мирно, более того, без единства и борьбы        противоположностей невозможно движение       и развитие. В качестве примера действия закона единства и борьбы противоположностей в природе Гегель приводил все тот же магнит, в котором мирно сосуществующие противоположные полюса находятся в        нерасторжимом единстве. Второй закон   диалектики называется законом перехода        количества в качество. Гегель отрицал      абсолютность качеств и считал, в отличие от Аристотеля, что всякое новое качество      есть лишь результат накопившихся количественных изменений. В подтверждение своего тезиса Гегель приводил изменения агрегатного состояния вещества: плавление, кипение и т.п. - где появление нового качества, например текучести,        есть результат количественных изменений, например, увеличения температуры. Наконец, Гегель сформулировал третий закон диалектики, получивший название “закон отрицания отрицания”; согласно   этому закону, всякое развитие в живой     и неживой природе осуществляется по       спирали. А в качестве примера действия третьего закона диалектики во всех     учебниках приводят колос пшеницы. Колос вырастает благодаря смерти зерна, т.е.        он как бы отрицает зерно. Однако, когда    сам колос созревает, в нем появляются        новые зерна, а сам колос как бы умирает, и его срезают серпом. Таким образом,        отрицание зерна является причиной возникновения колоса, и отрицание колоса является причиной возникновения       новых зерен. В духовной сфере примером действия закона отрицания отрицания является возврат Гегеля к некоторым        положениям Гераклита. Этот возврат    есть следствие двойного отрицания Аристотель отрицал Гераклита, Гегель      - Аристотеля. Как замечал сам Гегель, все это похоже на действие с отрицательными   числами ”минус на минус дает плюс” и т.п

       БИЛЕТ     48. Развитие, его модели и законы.

       Существует множество научных концепций, где так      или иначе исследуется и моделируется    феномен развития.

       1.    Синергетические модели развития. Синергетика - возникла во второй половине        20 века как наука о самопроизвольном      возникновении порядка из хаоса, наука    о самоорганизации, рассматривает   состояние системы как точку в так   называемом фазовом        пространстве – пространстве степеней свободы   системы. Эволюция системы описывается      как траектория в фазовом пространстве.   Важным понятием синергетики является понятие аттрактора. Аттракторы – это такие области фазового пространства, к которым со временем устремляются фазовые траектории, как    бы «притягиваются» к ним. Чтобы описать   эволюцию системы, нужно определить ее аттракторы. Эволюция системы описывается      как ее движение по некоторой поверхности в фазовом пространстве. Поверхности      могут иметь «особенности» - области деформации (складки, сборки), попадая        в область которых фазовая траектория     может расщепляться, скачком попадая      из одной точки в другую. Здесь система оказывается чувствительной к малейшим воздействиям извне – флуктуациям. 2.    Теория     симметрии.        Поскольку развитие связано с        совместимостью, а совместимость – это    форма инвариантности-симметрии, то для        выражения роста пространства важным   является понятие симметрии и теория        симметрии. Развитие может быть   представлено в этом случае как рост обобщенной симметрии. Сегодня понятие симметрии аткивно развивается в современной физике, математике, и можно   надеяться на приближение теории симметрии к средствам более теоретического представления идеи развития. 3.    Теория     систем.   Выше мы уже рассматривали идеи холизма в связи с развитием, и в теории систем    развиваются более научными средствами понятия «система», «целое», «уровень»   и т.д. Развитие предстает в этом случае как процесс образования системы более высокого уровня.

       Законы     развития: 1. Закон        необратимости (включающего превышения). Этот закон утверждает развитие как рост пространства,       в котором предыдущее пространство с        превышением включается в последующее, так что идет необратимое изменение. 2.        Закон        непрерывности утверждает, что в развитии невозможно   перескочить через какую-то промежуточную стадию развития, посколькую каждая стадия должна быть включена в состав        последующей. 3. Закон самоподобия      (фрактальности) выражает подобие целого и частей как в пространстве, так и во времени идущих процессов развития. В        какой-то мере это следствие холархии,     образующейся как иерархии холонов,        когда каждый холон в определенной степени подобен всем остальным. Триада «тезис – антитезис - синтез»

       БИЛЕТ     49 Развитие и эволюция. Органическая эволюция на Земле.

       Развитие:1) Рост внешн пространства: элемент частицы        атомы-молекулы-рост геометр    пространства(большой взрыв), измен        законов 2)Рост внутр пространства:        ощущения-восприятия-память-..

       Развитие 1- отклонение от нормы, развитие 2 –        переход к новой стадии развития. В    идеальном развитии нет антитезиса. Антитезис – отклонение тезиса от норм     развития. Идеальное развитие – переход        тезиса в синтез, антитезис сразу      совмещается с тезисом, не представляет       собой отдельной стадии.

       Эволюция может как воспроизводить параметры       развития в своей области онтологического пространства, так и более-менее     отклоняться от них. Такие факторы        отклонения локальной эволюции от глобального развития можно называть        девиантными    факторами        (девиация - отклонение) : замедление       развития; обратимость; гипостазирование     дополнения.

       Одно из основных научных выражений теории развития – это теория биологической        эволюции. Наличие эволюции органических       форм говорит о том, что многообразие        земных форм жизни представляет собой некоторое сверхпространственное        состояние, своего рода биологическое      макро-пространство-время, которое не        может полностью исчерпать себя ресурсами       одного момента времени и начинает        «сосчитывать» себя во времени в формах роста биологического макро-пространства. И нужно учесть, что такой рост осложняется множеством девиантных факторов (инволюция, задержки и тупики развития, вымирания видов и т.д.), превращая биологическое пространство-время в ход эволюционного процесса. Сегодня      в теории биологической эволюции соперничают идеи редукционизма и холизма. Редукционизм – это противоположное холизму     направление, которое пытается свести     более высокие уровни организации к    некоторому нижнему уровню, по сути отрицая существование множества уровней   бытия. Господствующая теория эволюции в современной биологии – синтетическая теория эволюции (СТЭ), в которой объединяются идеи дарвинизма и менделизма. Эта теория несет в себе много редукционистских        черт, например, макроэволюция крупных таксонов во многом сводится к микроэволюции видов и т.д. В последнее время нарастает все более активность разного рода альтернативных теорий эволюции – от    близкой к дарвинизму теории прерывистого       равновесия до все более радикальных      версий номогенеза и креационизма


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1229; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!