Философская мысль Древней Индии. Учение Вед и основные идеи философии индуизма



на все различия школ индийской философии, они все в своей основе опираются на древнеиндийскую мифологическую традицию, связанную с ведами. Веды – древние священные тексты индийской культуры, играющие в ней роль, подобную роли Библии в христианских культурах. Основные идеи этой философии: 9 основных философских школ, 2 группы: ортодоксальные - Астика - 6 штук; неортодоксальные - Настика - 3 штуки. Эти школы впоследствии отождествились с классическим индуизмом.

 

Школы ньяя и вайшешика .В школе ньяя - разработано учение об особом виде умозаключения – так называемом пятичленном силлогизме. Утверждение: Основание: Пример: Применение: Следствие: Философия вайшешики разрабатывала более онтологические вопросы. Мир проходит в своем развитии циклы. В конце каждого цикла наступает разрушение и хаос. Утверждалось, что материя состоит из атомов, которые распадаются в конце каждого мирового цикла, чтобы затем вновь возникнуть в новых комбинациях.

Школы санкхья и иога. Школа санкхья (была основана древнеиндийским мудрецом Капилой) утверждает существование 2 высших начал в мире – пуруши и пракрити (сознания и энергии) Пракрити состоит из 3 первоэнергий – Гун: 1) Гуна саттва - активное положительное начало, 2) Гуна раджас – активное отрицательное начало, 3) Гуна тамас представляет пассивное и инертное начало бытия. Сочетания гун образуют 24 первоэлемента, лежащие в основании бытия. Считается, что философия иоги была основана мудрецом Патанджали Иога, предлагает различные техники упражнения и медитации, выделяет разнообразные состояния сознания человека, учит достижению высшего состояния сознания. Путь совершенствования человека проиходит 8 основных ступеней, подобных классам школы. Это: 1. Соблюдение нравственных законов. 2. Дисциплина (очищение). 3. Асаны – различные позы, совершенствующие дисциплину тела. 4. Достижение контроля над дыханием. 5. Отвлечение чувств от внешних объектов. 6. Концентрация мыслей на одном объекте. 7. Медитация. 8. Самадхи – высшее состояние сознания, выражающее полное освобождение человека от силы материи - пракрити.

Школы миманса и веданта. Миманса связана с разработкой методов понимания и толкования текстов вед, в то время как веданта представляет собственно философское учение. Основателем школы веданты был индийский философ 9-го века н.э. Шанкара. В философии веданты с особенной силой утверждается бытие только высшего единого начала – Брахмана, в то время как весь остальной мир – результат майи (иллюзии), нечто подобное человеческому сну.

Ортодоксальные школы индийской философии (ньяя – вайшешика, санкхья – йога, веданта - миманса).

 

Санкхья– истолковывается как «число», «совершенное знание». Была изложена в древнеиндийском эпосе «Махабхарата», служит дополнением к Йоге. Главная цель – познание реальности, чтобы покончить со страданием и несчастьями.Онтология – базируется на «причинностях» . Признают существования во Вселенной двух первоначал: материального – пракрити и духовного – пуруши (сознание). Пракрити (первичная материя) находиться в постоянном изменений, подчинена закону причинно-следственной связи. Все детерминированные видоизменения зависят от пропорционального соотношения представленных в ней гун. Три причины страданий: а) внутренняя; б) внешние; в) от сверхъестественных причин (духи, привидения). В гносеологии признавали три источника достоверного познания: а) восприятие; б) логическое умозаключение; в) свидетельства священного писания.

Йогана санскритском означает напряжение, тренировку, и представляет собой практику созерцания, выражающую соединение, участие, порядок, глубокое размышление, сосредоточение. Основателем называют Патанджали, 2 в. до н. эр., хотя он только систематизировал и изложил ее основное содержание в своей «Йоге-сутре». Основное содержание учений. Разделяя основные положения Индуизма, Йога считает главным на пути слияния индивидуальной души с божеством психофизическую тренировку с последующим достижением мистического экстаза и полного транса, в котором исчезает реальный окружающий человека мир. Тем самым, ограничение деятельности ума приводит к освобождению души от страданий. Низшая ступень Йоги – «Хатха-Йога» содержит в основном физические приемы, направленные на такое овладение телом, которое дает возможность перейти к раджа-Йоге (системе психических упражнений, ведущих к полному отрыву от реальной действительности). Причем, хатха-Йога без достаточных к тому оснований выдается за универсальный метод излечения от всех болезней и необычайного оздоровления организма, хотя некоторые ее приемы (напр., методика дыхания) и нашли определенное место в лечебной физкультуре. Упражнения Йоги вошли как один из путей «спасения» в большинство религий Индии, в том числе и в буддизм. С помощью Йоги, особенно ее мистического экстаза, можно якобы становиться бесконечно малым и невидимым, разрастаться до огромных размеров, переноситься по желанию в любое место, «видеть» предметы за тыс. км, читать чужие мысли, знать прошлое и будущее, беседовать с умершими.

Система Йоги состоит из4 частей: 1. Самадхипада – о природе, целях и формах Йоги; 2. Садханипада – это средства достижения сосредоточения; 3. Вибхутипада – внутренние аспекты Йоги,сверхъестественные силы, обретаемые человеком в ходе медитации; 4. Кайвальяпада – описание природы, форм освобождения от страданий, рассматривается трансцендентальный мир. При осуществлении медитации человек переживает 5 ступеней духовного состояния: 1. Кшипта – рассеянное состояние; 2. Мудха – бездеятельность, притупленное состояние; 3. Викшипта – относительное умиротворенное состояние; 4. Эгарка – сосредоточение ума на каком – либо объекте; 5. Нируддха – прекращение всякой мыслительной деятельности.

Вайшешика – на санскрите «вишеша» означает «особенность», «различие», «единичное», «часть», «первосубстанция». Основатель Канада (настоящее имя Улука), его еще называли «пожирателем зерен», 3 век до н. эр. Значительное развитие Вайшешика получила в«Падартха- дхарма-санграхе» Прашастапады (4в.). У Вайшешикасильны материалистические тенденции. Основная цель – освобождение индивидуального «Я» от страданий посредством познания. Их учение о познанииблизки к позиции Ньяя.Ониразличали два вида познания:«восприятие» и «логический вывод». У них Падартха имеет значение близкое к значению «Категория».

Ньяя– учение о формах мышления. Основатель Готама , 1 в. н. эр. Означает правило, основание, метод, вывод, логика. Учение Ньяи тесно связано с Вайшешика. Важную роль в их учений играли логика и гносеология. Онтологическое учение Ньяисчитает, что материальная вселенная состоит из атомов, сочетание к-рых образует все предметы. Гносеологиястоит на первом месте. 4 источника истинного познания: 1. Пратьякша – восприятие; 2. Анумана – вывод; 3. Упанмана – сравнение; 4. Шабда – свидетельство. К недостоверному знанию относили: 1. Память (смрити); 2. Сомнение (саншая); 3. Ошибка (бхрама или выпарьяя); 4. Гипотетический элемент (тарка). Признавали 6 органов восприятия – внешних и 1 внутренний, который считался как особое восприятие (Йогадма). Он был характерен тем, кто достигал духовного совершенства – могли воспринимать все.

Миманса –это «разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях. Эти проблемы она решала путем рассуждений и критического исследования. Они считали, что Веды не являются откровением в полном смысле этого слова и что содержащиеся в них религиозные и философские положения нуждаются в логическом обосновании.

Веданта– это как бы «завершение Вед», возникла на базе Упанишад. Впервые основные положения учения веданты были изложены Бадараяной в Веданте сутрах. Веданта до настоящего времени занимает важное место в философии индуизма. В учений Веданты образовалисьдва направления:адвайта – абсолютный не-дуализм; и вишишта – адвайта, различительный не-дуализм. Основатель первого учения – Шанкара.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 2282; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!