Теория элит, бюрократии и технократии
Во второй половине XIX в., в связи с дальнейшей централизацией и бюрократизацией политической жизни, наступил период критической переоценки либерально-демократических ценностей. Наиболее заметными в этот период являются работы итальянских ученых Гаэтано Моска (1858-1941), разработавшим концепцию «политического класса», и Вильфредо Парето (1848-1923), создавшим концепцию «правящей элиты». Они продолжили традицию политических исследований, заложенную еще Н. Макиавелли. Работы Г. Моска «Теория форм правления и парламентское правление» (1884 г.), «Элементы политической науки» (1896 г.); В. Парето - «Трактат по всеобщей социологии» (1916 г.).
Оба мыслителя исходили из идеи о наличии в обществе двух обособленных групп - управляющих и управляемых. Авторы подробно разработали теорию о формировании политических злит и их классификации.
Концепция немецкого социолога Роберта Михельса( 1876-1936) возникла как теория элитаризма в полемике с марксизмом. Михельс объявлял естественным и необходимым существование в обществе олигархии, финансово-экономической и политической верхушки, изолированной от остального общества. Наличие олигархии объяснялось Михельсом как результат потребностей психологии масс.
Артур Бентли (1870-1957) стал основоположником теории «заинтересованных групп». Главным тезисом его учения стало утверждение о том, что деятельность людей и социальных групп всегда предопределена их интересами и направлена (в той или иной форме) на обеспечение этих интересов.
|
|
В ряду новейших модификаций классических моделей и теоретических конструкций политической власти следует выделить концепцию профессора Макса Вебера (1864-1920). Опираясь на опыт изучения всеобщей истории права, государства и власти, Вебер выдвинул концепцию идеальных типов власти, которые можно обнаружить у разных народов в ходе их развития. Самой совершенной и перспективной является рационально-легитимная власть. Основным ее элементом является профессиональная бюрократия. Бюрократия, «власть конторских служащих» господствует в государстве, подавляя любое неповиновение и определяя жизнь и развитие государства.
Новый вариант технократических идей был выдвинут американским социологом и историком гуманитарного знания Джеймсом Бернихэмом (1905-1987) в книге «Революция управляющих» (1941 г.), в которой он предсказывал, что власть неизменно должна оказаться в руках менеджеров, специалистов в области организации, которые фактически контролируют средства производства.
Идеологами неолиберализма были: английский экономист, государственный деятель, основоположник кейнсианства Джон Кейнс (1883-1946); датский политический деятель - Енс Андерсен Хансен (1806-1877); американский экономист, доктор философии - Джон Кеннет Гэлбрейт (р. 1908). Они выражали взгляды реформистски настроенных слоев общества - крупных промышленников, связанных с государственным сектором экономики, высшего чиновничества, а также значительной части интеллигенции.
|
|
Неолибералы привержены идеям расширения государственного воздействия на общественные процессы для достижения бескризисного и стабильного развития производства. Требование активного вмешательства государства в сферу частнопредпринимательской деятельности является отличительной чертой всех неолиберальных программ и концепций.
С интересной интерпретацией генезиса технократических начал выступил французский политолог и историк Морис Дюверже. Он заявил, что технократии в чистом виде не существует. По его мнению, на Западе возникает новая форма политической организации общества и государства, которая сочетает технократические элементы с уцелевшими остатками либеральной демократии.
Политические и правовые концепции ХХ века в России
К началу XX в. многие проблемы политического и идейного характера получили новое продолжение и толкование, отражая особенности экономического, социального и политического развития общества. Оно характеризуется незавершенностью аграрной реформы и переходом к конституционализму; активизацией выступлений трудящихся; усилением позиций русского марксизма и в то же время новым подъемом религиозно-нравственных исканий и дискуссий.
|
|
После введения в России начал конституционного правления, оживления предвыборной борьбы за представительство в Государственной думе и влияния на общественность, произошел заметный сдвиг в области правопонимания, государствоведения, философии права, исследования правового государства. Появился целый ряд теорий, концепций, анализирующих эти проблемы.
С.А. Котляревскнй (1873-1940) в работе «Власть и право. Проблема правового государства» писал о том, что идея правового государства вошла в обиход современных цивилизованных государств.
Концепция власти Габриэля Феликсовича Шершеневича (1863-1912) представляет собой сочетание профессионально-юридического догматизма и философского позитивизма Его политические взгляды обстоятельно изложены в труде «Общая теория права». Источником права у Шершеневича является только государство. Шершеневич склоняется к социологическому представлению о государстве; которое рассматривает его как комбинацию силы и воли - основанную на самостоятельной силе воли одних подчинять себе волю других. С юридической точки зрения, государство является правовым отношением, объектом или субъектом права.
|
|
Богдан Александрович Кистяковский (1873-1940) стал первым ученым, поднявшим вопрос о возможной перспективе построения социалистического правового государства. Развивая естественно-правовую философию, Б.А. Кистяковский придавал социалистический оттенок трактовке естественного права: к неотчуждаемым правам личности он причислял и право на достойное существование, морально гарантированное со стороны общества и государства.
Павел Иванович Новгородцев (1866-1924) с начала своей научной деятельности был известен как ведущий правовед и философ права в России. Он развивал концепцию возрождения естественного права. В работах «Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба», «О задачах современной философии права» и других он призывал отказаться от традиционного формально-юридического правосознания в пользу нравственно-психологического понимания взаимоотношений государства и личности. П.И Новгородцев был признанным главой школы возрожденного естественного права. Его непосредственными учениками были И.А. Ильин, Б.П. Вышеславцев, Н.Н. Алексеев, А.С. Яшенко и др.
Возникновение психологической концепции права было связано с процессом становления психологии как самостоятельной науки. На рубеже Х1Х-ХХ вв., когда в ней преобладали экспериментальные методы исследования, складывались крупные научные школы (рефлексология, бихевиоризм, фрейдизм и др.) вырос интерес обществоведов (социологов, юристов) к психологической науке.
Психологическую теорию права выдвинул профессор юридического факультета Петербургского университета Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) депутат первой Государственной думы от партии кадетов. Свои взгляды он изложил наиболее полно в книге «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». Петражицкий исходил из того, что право коренится в психике человека, а не в социальной среде. Интерпретация права с позиции психологии индивида, считал Петражицкий, позволяет поставить юридическую науку на почву достоверных знаний, полученных экспериментальным путем (самонаблюдением, либо наблюдением за поступками других людей). Правовая Доктрина Петражицкого привлекла внимание социологов к проблемам нормативной природы и структуры правосознания, стимулировала исследования в области юридической психологии.
Политико-правовые взгляды русских философов первой половины XX в. (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин). В процессе полемики между отечественными марксистами, народниками и либералами значительное внимание привлекла к себе, кантовская система императивов и долга, пафос морального благородства. Нравственную идею Канта соединяли с философией Шопенгауэра (Эд. Соловьев), использовали в качестве поддержки возрождения теории естественного права. Для многих философов Кант стал концептуальной основой при переходе от марксизма к религиозно-нравственному мировоззрению (С. Булгаков, Н. Бердяев, С. Франк, П. Струве).
Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) в своих работах «Свет Невечерний», «От марксизма к идеализму», «Два, града. Исследование о природе общественного идеала», «Философия хозяйства» затрагивает широкий круг философских, экономических, социально-политических проблем, в том числе связанных с вопросами государства и права.
Николай Александрович Бердяев (1874-1948) был одним из авторитетных участников русского религиозного движения. В своих работах «Философия неравенства», «Смысл истории», «О рабстве и свободе человека», «Философия свободы» Бердяев развивал и политико-правовую концепцию, проникнутую идеями и принципами историзма и религиозности.
Взаимоотношения религиозной и правовой философии, их осмысление в либерально-консервативном духе являлись основной темой трудов русского философа и правоведа Ивана Александровича Ильина (1883-1954). В работах «Понятие права и силы: опыт методологического анализа», «Учение о правосознании», «Основные задачи правоведения в России», «О сопротивлении злу силою» и других, он развивает свои идеи о государстве, праве и их конкретных формах. Иван Александрович Ильин подчеркивает, что государство - это не отвлечённое понятие, а «строй жизни и живая организация народа». Идеальная форма правления для России, по мнению Ильина, - единовластие, монархия.
В 20-х гг. XX в. проблемы государства, и права получили свое развитие в работах правоведов русского зарубежья в Харбине, Праге, Берлине, в университетах Югославии. Группа правоведов, философов и публицистов была доставлена в Европу на известном «пароходе философов». В 1925 г. в Праге издается обстоятельный труд под названием «Право Советской России». Правоведы русского зарубежья провели анализ советского опыта в сравнительно-исторической перспективе. Получили большую известность П.А. Сорокин, П.Б. Струве, Г.К. Гинс, Н.С. Тимашев, С.Л. Франк, Н.Н. Алексеев и другие. В 40-х гг. ученый секретарь Берлинского Русского научного центра С.И. Гессен был приглашен для участия в разработке философских основ Всеобщей декларации прав человека (принята в 1948 г.) совместно с Ж. Маритэном, Махатмой Ганди и другими крупнейшими учеными.
Н.Н. Алексеев (1879-1964) является одним из основных идеологов евразийства, представляющего собой геополитическое и социально-философское учение. В трудах «Основы философии права», «На путях к будущей России: советский строй и его политические возможности» и других, Н.Н. Алексеев разрабатывал духовные принципы, лежащие в основе идеологии евразийского государства и права. Согласно Алексееву, имеются две возможные теории права: в одной индивидуумы выступают как частное и договорное сообщество, соотношения между ними составляют содержание права, как его понимают на Западе. Выражением такого понимания права является теория «правового государства» и «прав человека»; вторая теория имеет дело с формами выражения единого - общины, народа, государства, - которые «тянут лямку» общественного бытия, оперируя с целостным, с единым, со всеобщим. Здесь все служат всему. По убеждению Алексеева, в «тягловом государстве сам суверен, царь более обязан, чём все его подданные». Таким образом, философ говорит о концепции «правобязанностей» как об альтернативе правового подхода.
Видным теоретиком русского зарубежья был выдающийся социолог Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), имя которого связано в правоведении с формированием русской школы социологии уголовного права и криминологии. Политические и правовые идеи советского периода в истории России представлены, прежде всего, В. И. Лениным, Н.И. Бухариным, И.В. Сталиным. В основных положениях о власти и государстве вышеназванные большевики оставались последователями марксизма: классовая природа государства, государство как официальная, политико-организационная
форма диктатуры господствующего класса, недостатки буржуазной демократии, слом буржуазного государства в ходе пролетарской революции, диктатура пролетариата, отмирание государства и др. Обновляя свою теорию, они оставались в определенном выше смысловом поле.
Владимир Ильич Ленин (1870-1924) выразил свои взгляды на политику, государство и власть в таких своих работах, как «Что делать?», «Империализм как высшая стадия капитализма» и других. Основная: идея по вопросу об исторической роли и значении государства состоит в том, по мнению Ленина, что «государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий, орган классового господства». Поэтому освобождение угнетенного класса невозможно без революции, без уничтожения эксплуататорского государства, которое необходимо заменить диктатурой пролетариата. Пролетарское государство отомрет постепенно. Государственной формой диктатуры пролетариата должна быть республика Советов, которая строится и функционирует на основе выборности всех органов власти снизу доверху, подотчетности их и подконтрольности, сменяемости депутатов и т. п.
Николай Иванович Бухарин (1888-1938) развивал политико-правовые проблемы большевизма в работах «Мировое Хозяйство и империализм»; «Экономика переходного периода» и других. Бухарин всегда защищал идею, что государство является продуктом классового деления общества. Право он отождествлял с законодательством, созданным государством, доказывая, что оно обслуживает процесс эксплуатации. В полемике с Кельзеном Бухарин отрицает концепцию «чистого права». Понимание государства и права в качестве явлений насилия является базисным в его политико-правовой концепции. По мнению Бухарина, государство и диктатура - понятия органически связанные.
С середины 20-х годов почти три последующих десятилетия идеология в СССР развивалась при личном участии и контроле И. В. Сталина (1879-1953), который в своих работах «Об основах ленинизма», «К вопросам ленинизма», «О проекте Конституции Союза ССР» и другие уделял большое внимание популяризации ленинизма в политико-правовой тематике. При этом он, по-своему, трактовал положения марксизма-ленинизма, стремясь подчинить их прагматическим целям своей политики. Диктатура - это новое государство, с новыми органами власти в центре и на местах. Победа диктатуры пролетариата означает замену буржуазной демократии демократией пролетарской в форме Советов. Сталин завершил создание тоталитарной государственной системы в
стране. Право рассматривалось как орудие пролетариата в осуществлении диктатуры. Внедрение такого понимания в практику советской юстиции связано, прежде всего, с деятельностью наркома юстиции в 1918-1928 гг. Д.И. Курского. Право в условиях диктатуры пролетариата - выражение интересов последнего; «Правовой порядок в рабоче-крестьянском государстве ограничивает и подчиняет допускаемые права интересам пролетариата». Курский был уверен, что обязательственное право будет состоять в том, что «здесь интересы государства должны превалировать над интересами ограждения личных прав отдельных граждан».
Право как порядок общественных отношений определялось П.И. Стучкой, который сыграл заметную роль в становлении советской теории права. Он считал, что основой революционного правопонимания является признание классового характера всякого права, следовательно, особенность советского права состояла в его пролетарском содержании. П.И. Стучка считал, что и гражданский кодекс должен быть подчинен «социалистической плановости рабочего класса».
Меновая концепция права связана с именем Е.Б. Пашуканиса и его работой «Общая теория права и марксизм. Опыт критики основных юридических понятий». Он считал, что буржуазное право - это исторически наиболее развитый, последний тип права, после которого невозможен какой-либо новый тип права. Исходя из этого, Пашуканис отвергал возможность пролетарского права. Сближая форму права и форму товара, Пашуканис выводил право из меновых отношений товаровладельцев, поэтому его теория называется меновой.
Психологическая концепция классового права была высказана М.А. Рейснером. С позиций учения Петражицкого об интуитивном праве он утверждал, что именно классовое право в виде права интуитивного вырабатывалось «вне официальных рамок в рядах угнетенной и эксплуатируемой массы». Рейснер предполагал, что каждый общественный класс в соответствии со своим социальным статусом и психикой творит свое интуитивное право, поэтому уже при капитализме существует не только буржуазное, но и пролетарское право, и крестьянское право. Право у Рейснера выступает как идеологическая форма, которая возникает в борьбе за равенство и справедливость.
В 20-е гг. И.П. Разумовский разрабатывал подход к праву как к идеологическому явлению. Он рассматривал право как одну из форм общественного сознания, в которой отражается порядок общественных отношений.
Официальное «правопонимание» было дано в июле 1938 г. Генеральным прокурором СССР А.Я. Вышинским. Право трактовалось «как совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу». Это определение права вошло и советскую литературу как «нормативный» (а затем и «узконормативный») подход к праву. В 50-е гг. на основе критики позиций Вышинского были определены
новые подходы к пониманию права. В работах С.Ф. Кечекьяна, А.А. Пионтковского было предложено понимание права как единства правовой нормы и правоотношения.
Я.Ф. Миколенко рассматривал право как единство правовой нормы, правоотношения и правосознания. (Оба эти подхода, как отмечает В.С. Нерсесянц, базировались на предпосылке о наличии «советского социалистического права», под которым имелось в виду неправовое советское законодательство).
В 70-х гг. в ходе дискуссии о правопонимании была выдвинута концепция различения права и закона, которая трактовала право как необходимую форму и равные нормы свободы индивидов. Эта концепция предполагала анализ условий и предпосылок, при которых вообще возможны право, правовой закон, правовое государство.
РАЗДЕЛ Y.
Планы семинарских занятий
Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 591; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!