ТЕМА 8 Политическая и правовая мысль Новейшего времени



План

1. Современные политические и правовые идеи: особенности возникновения и развития.

2. Позитивистский нормативизм Г.Кельзена.

3. Социально-позитивистское направление в правоведении: идеи солидаризма и институционализма. (Доклад)

4. Проблема естественного права в политико-правовых теориях ХХ в.

5. Теория элит, бюрократии и технократии.

6. Политические взгляды большевиков

7. Идеи И.Ильина, А.Солженицына, Г.Федотова на преобразование России.

Литература

Дробышевский С.А. ИППУ: основные классические идеи: Учеб пос.-М.,2003

История политических и правовых учений: Уч. Для вузов/Под ред. В.А.Нерсесянца – М., 1997

История полимтических и правовых учений: Хрестоматия / Ред. О.Э. Лейста.-М.,2003.

РАЗДЕЛ YI. Глоссарий

Абстрактное право - гегелевское понятие, обозначающее первона­чальную форму развития общественного и индивидуального правосознания.

Авеста- исторический памятник древней культуры Ирана, собрание священных книг зороастризма, источник познания общественного строя, правовых институтов в странах Ближнего и Среднего Востока

Аксиология - учение о ценностях.

Будда- Сиддхартха Гаутама или Шакья муни (563-483 гг. до н.э.), познавший истину, достигший просветления

Варны- сословия в древней Индии

Власть - способность одних социальных субъектов принуждать дру­гих субъектов совершать определенные действия как нормативного, так и анормативного характера.

Воля правовая - твердая, устойчивая устремленность к наведению и обеспечению надежного, цивилизованного правопорядка.

Выбор - духовно-практическая процедура, в ходе которой морально-правовое сознание личности осуществляет избирательное предпочтение одних ценностей и норм, отвергая другие.

Генезис права - связан с явлением «осевого времени» и сопутствующим ему разрушением патриархальной социальности.

Гетерономия - обусловленность морального и законопослушного по­ведения не внутренними побуждениями личности, а внешними причинами.

Государство - социогенная властная структура, пронизывающая весь общественный организм и осуществляющая функции управления, поддержания социального порядка, законотворчества, самозащиты от угрозы внутренних и внешних деструкции.

Гражданское общество - многомерная, самоорганизующаяся сис­тема естественно складывающихся отношений между индивидами, где каж­дый выступает не как подданный государства, но как частное лицо.

Гуманизм- философский, этический и естественно - правовой прин­цип, придающий человеку статус абсолютной ценности.

Демократия - форма государственного устройства, позволяющая народу и его представителям непосредственно осуществлять управленчес-киефункции.

Деонтология - наука о должном, раздел нормативной этики и юрис­пруденции.

Деспотизм- неправовая форма государственного управления, про­являющаяся в неоправданно жестком и систематическом нарушении влас­тями естественных прав граждан.

Ереси- течение в христианской церкви, отклонение от официального вероучения в области догматики

Естественное право - одна из ведущих парадигм философско-пра-вового и юридического мышления, опирающегося на идею единых норма­тивно-ценностных принципов, господствующих в космосе, природе и обще­стве и способных быть мерилом справедливости законоположений, уста­навливаемых государством.

Естественное состояние - традиционное для западной культуры понятие, обозначающее доисторическое, доцивилизационное, доправовое существование рода человеческого.

Живое право - понятие, предложенное австрийским юристом Эрлихом и обозначающее непосредственно - практические формы правовой реальнос­ти, существующие наряду с позитивным правом, но более динамичные.

Закон- устойчивая связь между элементами и свойствами единой системы.

Идеациональное право- понятие, разработанное русско-американс­ким социологом П.А. Сорокиным и обозначающее исторически первый, тради­ционный тип морально правовой цивилизации, в котором иерархия ценностей восходит к сверхчувственному миру и ее абсолютной доминанте - Богу.

Ислам- мировая религия, возникла в YII в.

Каноническое право - система религиозных и юридических норм, сложившаяся на основе канонов, т. е. актив церковных властей, имеющих для верующих силу закона.

Категорический императив - формула абсолютного долженство­вания, разработанная И. Кантом.

Культурологический подход к праву - основан на предположе­нии, что правовые явления несут в себе, кроме сугубо юридических значе­ний, еще и смыслы внеюридического характера.

Легальность - соответствие закону, праву, законосообразность.

Легитимность - принцип, характеризующий государственную власть как законную, правомерную (признанную обществом и мировым сообществом).

Либерализм -1. капиталистический строй в Западной Европе обрел свою идеологию в либерализме. Для него характерны два основополагающих тезиса: первый - личная свобода, свобода каждого индивида и частная собственность - наивысшие социальные ценности; второй - реализация данных ценностей ведет к расцвету общества в целом и его государственной организации.

2.совокупность философских, политических и правовых идей, направленных на защиту личности, ее прав и свобод от диктата государственной власти.

«Луньюй»- сборник мыслей Конфуция, составленный его учениками в Y в. До н.э.

Монархия-«правильная» власть одного человека.

Мышление правовое - высшая аналитическая способность лич­ности как субъекта правоотношений.

Насилие- неправовое принуждение с использованием средств фи­зического и психического воздействия на личность.

Нигилизм правовой - превратная форма автономии индивидуаль­ной и общественной воли, направленная против регулятивного воздействия норм права.

Нормотворчество - процесс первоначального создания правовых норм.

Нормы- устойчивые формулы социального поведения, признавае­мые большинством людей.

Нормы права - социальные регуляторы, заставляющие субъектов адаптировать все проявления их общественной активности к требованиям государства и всей цивилизационной системы в целом.

Общечеловеческие ценности- идеи справедливости всеобщего блага, свободы и другие элементарные нормы нравственности

Общественный договор - концепция согласительной формы пере хода от «естественного состояния» к цивилизованной государственности.

Охлократия- власть толпы, проявляющаяся чаще всего в эпох] кризиса государственности.

Паллийский канон- древнейший из сохранившихся священных текстов буддизма, написан на языке пали, относится к периоду между 80-ми годами Y в. И серединойIII в. До н.э.

Позитивизм- основатель позитивизма Огюст Конт. Основной характер его философии, позитивной - выражается в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение числа которых до минимума и составляет цель всех наших усилий.

Позитивное право - система источников публично признаваемой права, зафиксированного исходящим от государства законодательством.

Политико-правовая доктрина- государственно-правовая реальность эпохи, выраженная в системе понятий и категорий, соответствующая исторической обстановке, степени развития культуры, общественной психологии

Права человека - гарантированные человеку законом возможности полноценного социального существования с использованием имеющихся преимуществ цивилизованного общежития.

Право - конкретная социальная форма, в которой воплощена воля циви­лизованного сообщества к защите себя от опасностей внутренних деструкции.

Правовое государство - механизм управления жизнедеятельнос­тью общества, позволяющий системе права надежно защищать граждан от любых форм произвола.

Правовое состояние - философская и юридическая категория, разра' ботанная И. Кантом и означающая наличие социальных условий, при моторы каждый гражданин может свободно пользоваться своими законными правами

Правосознание личности - совокупность индивидуальных духов­ных качеств, обеспечивающих ориентацию в сфере правовой реальности.

Публичное право - совокупность норм и законов, регулирующих отношения между институтами государственной власти и защищающих интересы государства как целостного социального организма

Равенство - формальный принцип социальных взаимоотношений, отвечающий критериям распределяющей, уравнивающей и воздающей спра­ведливости.

Рита- божественный закон, порядок, изначально установленный на земле и на небесах высшей силой, требующей от человека определенного поведения

Тирания- «неправильная» власть одного человека, худшая из всех форм правлении (по Аристотелю)

Свобода - пространство объективных возможностей, внутри кото­рых субъект может реализовать свои стремления к самоутверждению и самореализации.

Секуляризация права - процесс высвобождения правосознания из
под власти религии и церкви.       

Социализация правовая - процесс освоения личностью стандар­тов нормативного, законопослушного поведения.

Социализм- представители этих взглядов считали необходимым проведение постепенных реформ: устранить наследственную знать, выкупить землю у владельцев, которые не занимаются сельским хозяйством, облегчить положение крестьян, а затем отстранить от власти непроизводительные классы и передать руководство в руки самых талантливых "индустриалов", представителей промышленного класса (взгляды Сен-Симона, Ш. Фурье)

Справедливость - высшая ценность, защищать и культивировать которую призвана вся система права.

Тоталитарное государство - властная структура, практикующая сверхжесткую и всеобъемлющую регламентацию всех сторон обществен­ной жизнедеятельности.

Христианское естественное право - система религиозно-этических предпосылок, сформулированных в Новом Завете и послуживших основанием для будущих философско-правовых концепций мыслителей Запада) славянского мира.

Частное право - совокупность норм и законов, защищающих инте­ресы отдельной личности в ее отношении с другими лицами.

Чувственное право - понятие, введенное П.А. Сорокиным и озна­чающее оберегаемую законом систему ценностей, на вершине которой на­ходятся чувственные удовольствия и земные радости. Цели норм чувствен­ного права утилитарны и заключаются в том, чтобы оберегать элиту, имею­щую наибольший доступ к разнообразным жизненным удовольствиям.

Эгалитарная функция права - заключается в наделении всех, без исключения, дееспособных граждан правом пользоваться равными юриди­ческими возможностями.

Этатизм- позиция абсолютизации роли государства в решении воп­росов общественной жизнедеятельности.

Юридический позитивизм - направление в философско-правовой мысли, стремящееся считать право производным только от воли государства и редуцировать его до закона.

Юридическое мировоззрение - система классических, сложив­шихся в Новое время воззрений на государство и право как единый социо-нормативный комплекс, оказывающий определяющее цивилизующее воздействие на развитие общества.


 

Раздел YII.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

Основная литература

1. Графский В.Г. История политических и правовых учений: Учебник.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.-600 с.

2. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под ред. О.Э.Лейста М.: Зерцало, 1999,2000,2001

3. Малахов В.П. История политических и правовых учений: Учебное пособие для вузов.-М.: Академический Проект,2003.-624 с.

4. История политических и правовых учений /Под ред. В.А. Нерсесянца. М., 2001.

5. Халин К.Е. История политических и правовых учений: Учебник.-М.: Кнорус, 2006.- 160 с.

Дополнительная литература.

1. Антология мировой правовой мысли в 5 т. М.,1999

2. Аристотель. Политика // Соч. в 4 т. Т. 4 М., 1984.

3. Бакунин М.А. Государственность и анархия // Философия. Социология. Политика. М.,1989.

4. Гегель Г.В. Философия права. М., 1990.

5. Гоббс Т. Левиафан // Соч в 2 т. Т.2 М.,1991.

6. Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1956.

7. Десницкий С.Е. Представление об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи // Избранные произведения русских мыслителей второй половины ХУШ в. Т.1 М., 1952.

8. История политических и правовых учений: Хрестоматия/ Под ред О.Э.Лейста. М.: Городец, 2000.

9. Иеринг Р. Борьба за право. М.,1991

10. Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1954.

11. Кант И. Метафизика нравов // Соч. в 6 т. Т.4. Ч.2. М., 1965

12. Кистяковский Б.А. Философия м социология права. СПб.,1998.

13. Ленин В.И. Государство и революция // Полн. Собр. Соч. Т.33

14. Локк Дж. Два трактата оправлении // Соч. в 3 т. Т3. М.,1988.

15. Макиавелли Н. Государь // Избр. Произв. М., 1982 (или др. издание)

16. Маркс К. Критика Готской программы // Соч. Т. 19.

17. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Соч. Т.4

18. Монтескье Ш. О духе законов // Избр. Произв.. М.,1955.

19. Мор Т. Утопия М., 1978

20. Платон Государство. Политик. Законы // Соч. в 3 т. Т.3 Ч.1 М.,1971

21. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. (любое издание)

22. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре // Трактаты М., 1969

23. «Русская правда» П.И.Пестеля // Восстание декабристов. Документы. Т.УП. М., 1958.

24. Спиноза Б. Политический трактат // Избр. Произв. Т.2 М.,1957

25. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т.1,2. М., 1995.

26. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. // Соч. Т.21 (или другое издание)

РАЗДЕЛ YIII.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 474; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!