Политико-правовые учения в России в XIX веке
Вступлением России в XIX в. начинается новая эпоха ее развития, характерные черты которого получили свое отражение в разработке политической и правовой мысли. Отличительная черта этого периода - отмирание крепостничества, которое теряло свое экономическое и моральное оправдание в связке ростом производства с применением вольнонаемного труда, проникновением товарно-денежных отношений в сельское хозяйство, вовлечением страны в сферу мирового рынка.
Назревшие противоречия особенно обнажились после Отечественной войны 1812 года, которая окончилась победой России. С победой в стране связывали надежды на серьезные социальные перемены. Но крепостное право расширило свои границы, увеличилась, барщина и оброчные платежи. Все это выливалось в открытые выступления крестьян против помещичьего гнета. Развивается тенденция освободительного движения. Происходит расслоение общественного сознания. Впервые в России появляются политические организации - тайные общества декабристов.
Реформаторские проекты и план государственных преобразований М.М. Сперанского (1772-1839). В записке «Рассуждение о духе и зрелости политической реформы в России», а также в записке «Об усовершенствовании общего народного воспитания» он обосновал свои планы по реформированию российского государства. По мнению Сперанского, законы, которые необходимо в короткие сроки установить в России, должны в совокупности составить конституцию, суть которой заключалась в следующем: установление разделения властей; законодательная власть должна быть совершенно свободна
|
|
и выражать требования народа; судебная власть независима от исполнительной; исполнительная власть ответственна перед законодательной. Сперанский считал, что реальная конституция предотвратит революцию. В сущности, М.М. Сперанский предлагал России и Александру I проект парламентской монархии по английскому образцу. По мнению Сперанского, государство, как и семья, основываемся на способностях человека к общению и к подчинению власти. Право - мера свободы, результат общественного согласия, защищаемый государственным законом. М.М. Сперанский отвергает существование естественных прав. Кроме законов природы (естественные), Сперанский выделяет законы разума (логические), общественные (нравственные), правовые законы, исходящие от государства.
Политические взгляды Н.М. Карамзина (1766-1826) получили разработку в его многотомной «Истории государства Российского, а также в «Записке о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях». Общее идейное направление его работ - обличение деспотизма, в этом русле он предлагает либерально-монархические взгляды на общество, государство, политику, право. Н.М. Карамзин стоит у истоков консервативной традиции в русской политико-правовой мысли. Консерваторов объединяет неприятие идей классической школы естественного права, теории общественного договора и ценностей демократии. Исследуя вопрос о форме правления, наиболее приемлемой для России, Карамзин считал монархию, что, на его взгляд, подтверждается и географическими факторами: обширность и разнообразие территории, численность и многонациональность населения. Правопонимание Н.М. Карамзина обусловлено его приверженностью к традициям и отрицанию радикальных перемен.
|
|
Политико-правовые взгляды и программы декабристов сложились в условиях общественного подъема, вызванного победой в Отечественной войне 1812 г. Вместе с тем, в них отразился начавшийся кризис самодержавно-крепостнического режима, нарастающий протест в различных слоях общества. На взгляды и убеждения декабристов большое влияние оказали: Великая французская революция, знание европейской и отечественной экономической и политической литературы, опыт личного знакомства с мыслителями того времени. Большое воздействие на взгляды декабристов оказали французские просветители и материалисты XVIII в., а также Н.А. Радищев, революционную линию которого они продолжили. Всех декабристов как многочисленную группу дворянских революционеров объединяло стремление, положить конец крепостничеству, разрушить самодержавный деспотизм и сословное деление общества. Все они стремились к установлению такого социального порядка, который может дать гражданам «все блага свободы» Главное средство для достижения этой цели они видели в военном перевороте без участия народных масс. Организационно движение декабристов было представлено «Союзом спасения» и «Союзом благоденствия». После роспуска «Союза благоденствия» в 1824 г. были учреждены два самостоятельных общества - Северное и Южное, представившие две разные программы. Одна из них составлена Н.М. Муравьевым (1796-1843). Она отражала мнение умеренных членов Северного общества. С позиций школы естественного права и теории договорного происхождения государства, Муравьев осуждал абсолютную монархию как противоестественную форму правления. Источником власти он считал народ, который образует свое государство по договору, сохраняя свой суверенитет и не утрачивая естественных прав. Муравьев подчеркивал, что свобода заключается в том, чтобы иметь законы, соответствующие неотчуждаемым правам человека. Все население страны объявлялось равноправным, чины и классы уничтожались, конституция провозглашала равные для всех права и свободы.
|
|
|
|
Формой государственной власти Муравьев признавал конституционную монархию, основанную на принципах разделения властей. Конституция предусматривала широкое местное самоуправление. Судебная власть отделена от административной и осуществляется централизованной системой. Конституция Муравьева предполагала строгое соблюдение законов всеми гражданами без исключений.
Вторая программа была составлена руководителем Южного общества П.И. Пестелем (1793-1823). Он исходил из положения о естественном равенстве людей и взаимной тяге к общественной жизни для удовлетворения потребностей на основе разделения труда. Государство Пестель определял, как приведенное в законный порядок гражданское общество. Все законы Пестель классифицировал на духовные (связывают жизнь бренную с жизнью вечной, известны из Священного Писания), естественные (вытекают из законов природы и нужд естественных), государственные (постановления государства, ставящие задачу достижения общественного благоденствия). Пестель подчеркивал приоритет общественных интересов над частными. Для того, чтобы народ не чувствовал себя чьей-либо собственностью, необходимо, по мнению Пестеля, ввести точные и справедливые законы, этим он сформулировал право на революционное свержение правительства, нарушающего духовные и естественные законы. П.И. Пестель выдвинул радикальную социальную программу. В «Русской Правде» уделено внимание введению общедемократических прав и свобод, равенству всех перед законом, свободе совести, промыслов, слова, собраний. Обе программы дворянских революционеров по своему содержанию были буржуазными.
П.Я. Чаадаев не осуждал декабристов, а лишь выражал свое мнение, что неудавшиеся революции кладут начало длинной полосе жестокой реакции.
В своих «Философических письмах», за которые он был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест, Чаадаев, по существу, поднимает вопросы философии русской истории. Многие его суждения парадоксальны, он считал, что Россия как бы выпала из исторического процесса. Позднее Чаадаев пересмотрел свои прежние взгляды, подчеркивая, что «мы пришли позже
других», поэтому «можем использовать их опыт и сделать лучше, чем они». В связи с европейскими революциями 40-х гг., Чаадаев судит о менталитете народа и оценивает данные события как впадение человечества в варварство и наступление эпохи господства «посредственности». «Философические письма» Чаадаева дали толчок развитию двух течений общественной и политической мысли в среде дворянской интеллигенции 30-40-х гг. - славянофилов и западников. С одной стороны, Чаадаев, ориентировавшийся на западный мир как образец для России, явился предтечей западничества. А с другой, - его же взгляд на общественные события как всецело подчиненные религиозной и церковной истории стали пунктом отправления для теории славянофилов. Славянофильство оставило заметный след в духовной истории страны. Основы этого учения заложили А.С. Хомяков и И. В. Киреевский в 30-е гг. и начале 40-х гг. В 50-е т вокруг них объединились братья Аксаковы, Самарин, П. Киреевский и другие. После реформы 1861 г. к славянофилам примыкают Ап. Григорьев, П.Я. Данилевский, Н.Н. Страхов, К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский и отчасти В. Соловьев.
Идеология славянофильства касается трёх пунктов историко-социологической концепции славянофилов: община как социально-экономическая форма народного бытия; особый путь России - идея, возникшая из факта ее отсталости; отрицание государственности как форма протеста против самодержавного деспотизма. Главная идея славянофильства заключалась в том, что русская история, социальная структура и быт, национальное сознание, то есть вся культура, не должны подводиться под другие.
Политико-правовая концепция западничества, представителями которой являлись в 40-х гг. В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, А.Н. Герцен, Н.П. Огарев. Т.Н. Грановский, П.В. Анненков, из правоведов - К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, в некоторых аспектах сближалась со славянофильством, и разграничение этих течений достаточно условно. Основное различие выражалось в противоположности взглядов на пути исторического развития России. Ориентация на Запад явилась основанием для ряда положений теории западничества.
Многие западники были разочарованы реальным положением дел на
Западе, рассматривали парламентаризм как фикцию.
Таким образом, и славянофилы, и западники как два течения общественной и политической мысли в России на рубеже 30-40-х гг. обсуждали важные вопросы исторических судеб России, ее места в мировом сообществе, особенности ее политико-правового опыта в сопоставлении с опытом Европы. И те и другие были великими патриотами своей страны.
Вторая половина XIX в. ознаменовалась проведением крестьянской реформы 1861 г., которая стимулировала идейно-политические и правовые течения, оказывая первостепенное влияние на их содержание, направленность, общий смысл. Углубились противоречия между консерваторами, либералами и радикалами; возникли новые виды политических программ, объединений, включая и нелегальные. В 80-е гг. происходил процесс формирования консервативной идеологии, которая исходила из традиций славянофильства, распавшегося к концу века на два течения. Первое делало акцент на историческую миссию русского народа. К. Леонтьев разработал государственно-правовую конструкцию, которая отразила наиболее характерно консервативное мировоззрение. Русскую государственность Леонтьев выводил из византийского начала, считая, что царизм в России окреп под влиянием православия и византийской культуры, которая в сочетании с русскими патриархальными началами создала наше величие. Касаясь права, Леонтьев считал, что у нас оно европейское, «окрашенное византизмом» там, где оно соприкасается с религией. Н.Я. Данилевский развивал отечественную сравнительную культурологию, в которой он дал оценку отечественной политической культуре. Данилевский возражал западным критикам, которые считали, что русские не способны быть свободным народом. Привычки
русского человека к повиновению, его доверчивость к власти, отсутствие властолюбия и другие качества Данилевский расценивал как способность вынести и большую долю свободы, и проявить умеренность в пользовании ею.
Второе течение обращало внимание на самобытность духовно-нравственного идеала русского народа, особенности его культурных и политических устремлений (Ф. Достоевский, А. Григорьев, Н. Страхов).
Ф.М. Достоевский отмечал неприятие народом европейской цивилизации и петровских преобразований, подчеркивая особую «дорогу» России. Выполнение Россией своей исторической миссии Ф.М. Достоевский связывал не с экономическим и политическим прогрессом страны, а с нравственным совершенствованием.
Неоконсервативное течение в русской отечественной мысли представлено взглядами А. Тихомирова, который в работе «Монархическая государственность» отмечал три основные формы власти: аристократическую, демократическую, монархическую, которая является наиболее приемлемой. Монархическая власть противостоит анархизму и деспотизму. Чтобы монархическая власть не превратилась в диктатуру, необходима религиозная идея. По мнению Тихомирова, только сильная монархическая государственность может спасти свободу, опираясь на православие.
Поворотным пунктом в развитии консервативной идеологии в России явились идеи Вл. Соловьева (1853-1900), который отверг тезис Л. Толстого о том, что право при всех условиях вредно и безнравственно, а также убеждение славянофилов о ненужности права для «благословенных Богом народов». В противовес этим положениям Соловьев выступил с религиозным обоснованием сущности права. Государство есть воплощенный закон, наряду с экономикой и церковью оно является составной частью общества. Основы любого общества составляют суверенитет народный и суверенитет божественный, только божественный суверенитет оправдывает власть. Сущность правового государства, по Соловьеву, заключается не только в обеспечении прав
индивида, но и в координации межсубъектных отношений. По мнению историка, право является «низшим пределом или некоторым минимумом нравственности», обязательным для всех. Он настаивал на неразрывности естественного и позитивного права, именно оно обеспечивает человеку необходимую свободу, условия для духовного совершенствования.
Историк, философ, юрист, профессор юридического факультета Московского университета Б.Н. Чичерин (1828-1904) - один из видных представителей либерального течения российской философско-юридической мысли. По Чичерину, основание права нужно искать в природе человека.
Свобода дана человеку Богом. Право призвано создавать условия для свободного развития личности, установить твердые правила разрешения споров, неизбежных при взаимодействии многих людей. Чичерин отвергал концепцию естественных прав. Право для него существует только в государстве. Он считает государство высшим порядком общественных отношений. Политическим идеалом Чичерина была конституционная монархия, в которой возможно разделение властей, при сохранении единства государственной власти.
Обоснование социологического подхода к изучению права принадлежит С.А. Муромцеву. Он толковал право как действующий правопорядок и оправдывал свободу судейского правотворчества, способствующего, на его взгляд, развитию либерального режима властвования. В работе «Суд и закон в гражданском праве» Муромцев показал, что закон, обычай, наука, различные взгляды на справедливость и нравственность - это то, чем руководствуется судья, принимая решение. Социологический подход Муромцева к правопониманию заключается в трактовке права как совокупности юридических отношений (правопорядок), а не совокупности юридических норм, которые являются атрибутом порядка.
Социально-психологическое истолкование права дал Н.М. Коркунов (1853-1904) в своих «Лекциях по общей теории права». Исходя из
характеристики права как правопорядка вслед за Муромцевым, а также исходя из учения о праве как защищенном интересе (Иеринг) он считал, что право являет собой «разграничение интересов» субъектов правовых отношений и вместе с тем инструмент обеспечения определенного порядка в процессе урегулирования конфликта этих интересов.
Подготовка и проведение буржуазных реформ середины XIX в. оказали влияние и на зарождавшееся народническое движение, представителями которого были П. Лавров, П. Ткачёв. Истоки их взглядов лежат в славянофильской политической традиции, а также в концепции революционных демократов - А.И. Герцена, В.Г. Белинского, опираясь на которые народники подчёркивали уникальную роль русской общины. Община рассматривалась исходным пунктом социалистического строительства в российском обществе. Главным средством достижения своей политической цели народники считали скорейший насильственный переворот, который воспрепятствует распространению буржуазных явлений в российском обществе и разрушению общины. Реформационное крыло народничества уделяло главное внимание конституционным и правовым преобразованиям. Лидером умеренного крыла народников был П.Л. Лавров (1853-1900), опубликовавший в журнале «Вперед» программу социалистического переустройства России, в которой делал акцент на реформы и просвещение Лавров разграничивает государство и общество. Идеологом революционного крыла народничества являлся П.Н. Ткачев (1844-1886), который своей «философией действия» отличался от других. Как кандидат права Ткачев большое внимание уделял проблемам государства, социализма. Он развивал идею революционного государства, которое призвано выполнять две функции: революционно-разрущительную и революционно-созидательную.
В 70-х годах XIX в. определенным влиянием в России пользовался анархизм, видными представителями которого являлись М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин.
М. Бакунин (1814-1876) в книге «Государственность и анархия» с приложением «Прибавление А» развивал свои взгляды на государство. Главными положениями его концепции были: государство - это исторически необходимое зло, временная историческая форма общества; общество и государство не тождественны; государство должно раствориться в обществе; законодательство, создаваемое государством, противоречит естественным правам человека, порабощает его, поэтому анархизм отвергает всякое законодательство и власть, так как они всегда служат выгоде господствующего меньшинства. Анархисты призывали к разрушению всех государств, уничтожению буржуазной цивилизации, вольной организации посредством вольных союзов; созиданию нового общечеловеческого мира.
Крупнейшим теоретиком русского и международного анархизма после Бакунина является П.А. Кропоткин (1842-1921). В работах «Современная наука и анархизм», «Государство и его роль в истории», «Записки революционера» - Кропоткин развивал идеи анархо-коммунизма. Его сущность: синтез свободы экономической и свободы политической; будущее общество -
это коммунизм неограниченно свободных людей, где господствует, свободное развитие, свободный почин, свободная деятельность; в этом обществе каждым управляет только его собственная воля, являющаяся не произволом, а результатом общественного влияния. Суть анархизма выражает принцип всеобщего равенства, являющийся синонимом справедливости, а из него вытекает солидарность. Кропоткин отрицал всякое государство, всякую власть правительства, закон и авторитет.
Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 1501; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!