Политико-правовое учение марксизма
Марксизм сложился как самостоятельная доктрина во второй половине 40-х гг. XIX в. Первыми произведениями зрелого марксизма В.И. Ленин называл книгу Маркса «Нищета философии» (1847г.), «Манифест коммунистической партии» Маркса и Энгельса (1847-1848 гг.) и статью Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884г.).
Политико-правовая теория Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) складывалась в процессе формирования марксистского учения в целом. Большое влияние на эту теорию оказали идеи французских социалистов, немецкая классическая философия и теории английских экономистов.
К основным положениям марксизма относится учение о базисе и надстройке. Базис - экономическая структура общества, совокупность не зависящих от воли людей производственных отношений, в основе которых лежит та или иная форма собственности; эти отношения соответствуют определенной ступени развития производительных сил. На базисе возвышается и им определяется юридическая и политическая надстройка, которой соответствуют формы общественного сознания. Государство и право как части надстройки всегда выражают волю и интересы класса, который экономически господствует при данной системе производства. Одна общественно-экономическая формация сменяется другой в результате борьбы классов, социальной революции, которая происходит, когда постоянно развивающиеся производительные силы приходят в противоречие, в конфликт с устаревшей системой производственных отношений (базисом общества). После социальной революции происходит переворот во всей громадной надстройке.
|
|
Маркс и Энгельс всегда придавали большое значение раскрытию классовой сущности государства и права. В книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельс доказывал, что государство возникло в результате раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами и само оно является по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса. В той же работе Энгельс изложил типизацию государств по их классовой сущности (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое государства).
По учению Маркса и Энгельса, право тоже носит классовый характер. В «Манифесте коммунистической партии», риторически обращаясь к буржуазии, они писали: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса».
Классовый подход к государству и праву в марксистской теории связан с идеей пролетарской коммунистической революции. Обосновывая необходимость и близость насильственной коммунистической революции, Маркс и Энгельс доказывали, что в 40-е гг. ХIХ в. капитализм уже стал тормозом общественного развития. Силой, способной разрешить противоречие между растущими производительными силами и тормозящими их рост капиталистическими производственными отношениями, является пролетариат. Пролетариат, осуществив всемирную коммунистическую революцию, построит новое, прогрессивное общество без классов и политической власти.
|
|
Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил.
В начале 50-х гг. Маркс назвал политическую власть рабочего класса диктатурой пролетариата. Об идее диктатуры пролетариата Маркс и Энгельс потом писали неоднократно, модернизируя и развивая ее.
Политико-правовое учение марксизма содержит идею отмирания политической власти (государства) в коммунистически обществе, где не будет классов с противоположными интересами. Эта идей особенно резко защищалась Энгельсом, называвшим государство злом, которое по наследству передается пролетариату, ставившим задачу отправить, в будущем обществе государство «в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором».
Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 352; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!