Политические и правовые идеи в России ХY-ХYII веках
Куликовская битва 1380 г., великое стояние на р. Угре 1480 г., сыграли выдающуюся роль в становлении суверенности Московского государства. Процесс феодальной раздробленности завершился в период правления Ивана III (1505-1533), когда происходило объединение земель вокруг Москвы. Отмеченный выше период характеризуется активизацией политической полемики, появлением различных политико-правовых концепций и теорий. Их тематика определялась особенностями образования единого суверенного государства и формированием сословно-представительной монархии как формы правления. Она включала проблемы происхождения Русского государства, форм организации верховной власти и ее реализации, взаимоотношения церкви и государства, отправления правосудия.
Участниками полемики по вопросам положения церкви, ее отношений с государством явились стяжатели и нестяжатели. Основатель нестяжателей - Нил Сорский (1433-1508). Он выступил против богатства монастырей и храмов, против приобретения золотой и серебряной утвари, против владения церковью вотчинами. Говоря о взаимоотношениях государства и церкви, Нил Сорский предпринял попытку разграничить сферы их деятельности.
Теоретические положения нестяжателей были разработаны Максимом Греком (ум. 1556). Не отрицая, в принципе, частную собственность, Максим Грек в то же время осуждал практику монастырской эксплуатации крестьян. Законными способами происхождения власти он считал не только престолонаследие, но и всенародное избрание правителя. Вопрос о сущности верховной власти Грек рассматривал как реализацию Божественной воли; поддерживая тем самым централизованную власть. Говоря о форме власти, он подчеркивал необходимость совета как органа, ограничивающего самовластие правителя. Власть, по мнению Грека, должна быть ограничена и законом. Всякое судебное разбирательство должно опираться на закон, а не только на религиозную обрядность. Проблему законной власти Максим Грек связывал с организацией судопроизводства, с равенством сторон.
|
|
Позиция стяжателей, или иосифлян была выражена Иосифом Волоцким (1439-1515) в его работах «Послания к различным лицам» и «Слова». Он защищал экономически могущественную монастырскую организацию. Придерживаясь традиционных взглядов на сущность власти, Волоцкий считал в тоже время, что необходимо отличать представление о власти как о Божественном установлении от факта ее представления определенным лицом. Волоцкий обосновывал идею превосходства духовной власти над светской, последней отводилась роль верной помощницы духовной власти. В отношении ереси он настаивал на преследовании еретиков как преступников государством и церковью. Источником всякой власти и законодательства Волоцкий считал Божественную волю. Иосиф Волоцкий предложил следующую классификацию законов: Божественные заповеди; постановления церковных, соборов; государственные законы, основанные на предписаниях первых двух.
|
|
Неоднократно осуждался в России за ересь Феодосии Косой - представитель еретической мысли на Руси, беглый холоп, бывший монахом. Современные ему позитивные законы он называл плодом человеческих суеверий, так как они обосновывают социальное неравенство. Феодосий выделял естественный наивысший закон, Божественный закон и гражданский закон. Согласно ему, даже царский авторитет в обществе может быть оспорен. Новое общество должно строиться на принципах равенства и обобществления собственности. Социально-политическим идеалом Феодосия Косого была раннехристианская община с выборным устройством республиканского типа.
Против идей Нового учения Косого выступал Зиновий Отенский. Он развил свой взгляд на общественную жизнь, государство и право, пытаясь доказать непримиримость социальных противоречий. По своим политико-юридическим взглядам Отенский близок к Максиму Греку: он дал развернутое обоснование необходимости власти в обществе; поддерживал идею сословно-представительной монархии. По признаку выражения Божественной воли он разделил законы на три категории: к первой относятся Заповеди Бога и Постановления Церковных соборов; ко второй - обычные нормы, сложившиеся в каждой стране; к третьей - положительное законодательство, представленное царскими и градскими законами. Отенский подчеркивал обязанность верховной власти соблюдать законность, что связано с организацией в стране правосудия.
|
|
В XVI в. принципиально важной была теория «Москва – третий Рим», излагавшаяся в посланиях монаха Псковского Елизарова монастыря Филофея.
В посланиях Филофей разработал вопрос о роли единой для всей Руси верховной власти, подчеркивая ее законность. В его теории отражена концепция гармонии светской и духовной властей (симфония). Филофей не разделял мораль и право, поэтому беззаконным считал веяное безнравственное деяние, законы государства он основывал на Божественных заповедях.
В период с 1462 по 1553 гг. произошло объединение русских земель под главенством Москвы, но проблема концентрации власти как в центре, так и на местах продолжала оставаться актуальной. В связи с этим теоретики этого периода, например, дипломат Федор Карпов (1545), уделяли большое внимание совершенствованию формы правления и государственного устройства. Политический идеал Ф. Карпова связан с формированием представительных органов власти. Обращаясь к классификации форм государства, Карпов воспроизводит некоторые идеи Цицерона. Например, он оперирует понятием «дело народное», что по смыслу соответствует понятию «республика». Хотя «монархию» Карпов тоже включает в свою классификацию форм государственного правления, судя по его обращению к идеям Цицерона и Аристотеля, он оказывал предпочтение республиканскому образу правления По мысли Карпова, благополучие государства и нравственная основа общества - соблюдение законов, которые он классифицировал следующим образом: естественные, государственные, Божественные.
|
|
Политико-юридические проблемы, связанные с организацией аппарата управления и его деятельностью в централизованном государстве, были рассмотрены в середине XVI в. в работах служилого дворянина Ивана Семеновича Пересветова. В своей теории он определил структуру и форму деятельности определяющих элементов госаппарата и наметил основную линию дальнейшего государственного строительства, предугадав пути его развития В юридической доктрине И.С. Пересветова большое внимание уделено проблеме «беззакония» и «неправды», которые являются главным пороком всех государственных «неустройств». Идея законности пронизывает все сочинения Пересветова.
Важным источником русской политико-правовой мысли в XVI в. является переписка первого русского царя Ивана IV Грозного с князем А.М. Курбским, введенная в научный оборот в 1833 году.
Иван Грозный развивал мысль об особой роли России как единственной православной державы, выступал представителем коллективистской идеологии. Царь считал, что все сословия равны перед богом и царем в их служении общему делу. У государства должна быть стройная централизованная система постоянно действующих органов и учреждений. Иван Грозный был уверен в Божественном происхождении царской власти. Он утверждал, что христианская идея обязывает подданных подчиняться монарху, признавая его исключительные права (кто противится власти, тот противится богу). Иван Грозный подчеркивает, что исконным атрибутом самодержавной власти является юридическая безответственность.
А. Курбский в споре с царем оказывается сторонником индивидуализма, нетипичного для России того времени. Он утверждает права, а не обязанности боярства по отношению к царю и государству. В духе Г. Гроция, он упоминает о естественном законе, едином для всех людей. На второе место после естественного он ставит христианский закон. Идеалом политической власти у Курбского предстает разделение государственной власти между царем и боярским советом - коллегиальным органом, контролирующим действия царя как главы государства.
Политические идеи Ивана Тимофеева (Семенова) представлены в работе «Временник». Актуальной в практическом и теоретическом плане являлась проблема происхождения власти и ее сущности. Законным вариантом происхождения власти Тимофеев считает наследственное восприемство престола, но реальным фактом на Руси в конце XVI- начале XVII вв. стало замещение престола не по наследству, что предстояло осмыслить и придать ему соответствующие формы. Оптимальная форма государственной власти - сословно-представительная монархия.
Касаясь правоприменительной практики государства, И. Тимофеев оперирует понятиями «естественный закон» и «уставной закон» (нормы позитивного права); Естественные законы являются вечными и неизменными, они основаны на Божественных законах. Уставные же законы должны соответствовать естественным.
Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 297; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!