Политические и правовые идеи Реформации
В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, буржуазное - по своей социально-экономической и политической сути, религиозное, антикатолическое - по своей идеологической форме. Оно ставило своей основополагающей задачей коренное реформирование церковной системы Европы и получило название Реформация. Помимо религиозных идей, ее основоположники выдвинули и целый ряд государственных, правовых и политических концепций.
У истоков Реформации стоял выдающийся немецкий теолог, профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483-1546). Он исходил из необходимости ликвидировать единую церковную организацию, выступал против многочисленных злоупотреблений католической церкви, радел за то, чтобы распустить монашеские ордена, а в монастырях разместить-школы и больницы.
Необходимость наличия государства и права Лютер объяснял наличием в обществе порочных людей, отступившихся от истинной христианской веры. Если бы все общество состояло из подлинных христиан (то есть истинно верующих), не было бы необходимости ни в принуждении, ни в государстве, ни в праве. Однако истинно верующих в обществе меньшинство. Для того, чтобы обуздать пороки людей неверующих или лицемерных, и нужны государство и право.
Томас Мюнцер (ок. 1490-1525) представлял более радикальное направление Реформации. Социальные и политические идеи этого мыслителя и общественного деятеля изложены в «12-ти статьях» и «Статейном письме».
|
|
Томас Мюнцер призывал к кардинальному социальному перевороту и установлению народной власти. Всем христианским общинам предлагалось объединиться в «Христианский союз и братство» для совместного устранения любыми средствами (в том числе и насильственными) проблем, создаваемых простому народу феодальной знатью и католическим духовенством. В «Христианском союзе и братстве», который должен охватить всю страну, установятся народовластие и справедливый общественный строй, общность имущества, свобода совести. Главной его целью будет служение «общей пользе».
Жан Кальвин (1509-1564) так же является одним из наиболее заметных религиозных и государственных деятелей Реформации.
Исходя из идеи абсолютного предопределения судьбы каждого человека, учение Кальвина призывало людей к активной деятельности, ибо, с одной стороны, если человек обречен на неудачу, ему ничто не повредит сверх того, что предопределено свыше, с другой стороны, избранность человека подтверждается успехом в делах, который является результатом трудолюбия, активности и прилежания. Благородное же происхождение не имеет никакого значения для общественного положения индивида.
|
|
Кальвин, осуждая феодальные и клерикальные круги за творимое ими насилие, произвол и беззакония, предрекая им за это божью кару, в то же время всякую власть объявлял божественной. Из всех форм государственности Кальвин предпочитал олигархию, а наихудшей формой считал демократию.
Государственно-правовые концепции Реформации стали идеологической базой для многочисленных антифеодальных и антикатолических революционных движений в Европе в XVI в.
После Варфоломеевской ночи (1572 г.) в среде гугенотов появились произведения монархомахов (тираноборцев), осуждавших тиранию короля. Монархомахи требовали ограничения власти короля сословными учреждениями, предоставления народу права смещать и выбирать монархов, призывали к сопротивлению тиранам по инициативе и под руководством аристократии.
Некоторые произведений тираноборческой литературы по содержанию и историческим судьбам выходили за пределы защиты узкосословных интересов аристократической знати. К числу таких произведений относится трактат «Рассуждение о добровольном рабстве», написанный Этьеном де Ла Боэси(1530-1563).
Государство, считал Ла Боэси, это объединение тиранов, из которых высшие опираются на низших и в то же время при случае грабят их.
Суть тирании, ее «секрет и основу», Ла Боэси видел, таким образом, в организованной иерархии связанных общей выгодой с тираном и между собой прислужников тирании, каждый из которых стремится «обеспечить себе долю в добыче и быть самим маленьким тиранчиком при большом тиране».
Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 319; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!