Политико-правовые идеи Древнего Рима



Развитие политических и правовых идей Древнего Рима испытывало значительное влияние со стороны учений Древней Греции, в первую оче­редь - учений Аристотеля и стоиков.

Наибольший след в истории политико-правовой мысли из древнеримских мыслителей оставил знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.). Вопросы государства и права освещены в его работах «О государстве» и «О законах».

Цицерон исходит из общего для всех представителей римской аристократии тезиса о естественном происхождении государства. Причиной воз­никновения государства стала, по его мнению, природная потребность человека жить в обществе, происходящая от божественной воли.

Сущность государства Цицерон определял как дело народа (res publica), понимая под народом соединение множества людей, объединен­ных общностью интересов и осознанием того, что реализовать эти интере­сы они могут только совместными усилиями. В качестве идеальной формы государства, которой не грозит перерождение в извращенную форму, Цице­рон выдвигает смешанное государство, объединяющее в себе основные черты правильных форм. К такой форме, по его мнению, приближалась Рим­ская республика во времена «отцов и дедов».

Особое место в учении Цицерона принадлежит положениям о праве. Цицерон разделяет естественное право, в основе которого лежит присущая природе справедливость, и писаное право, призванное служить способом выражения и формального закрепления права естественного. Правовые воззрения римской рабовладельческой аристократии нашли свое выражение и в трудах древнеримских юристов. Это целый ряд древнеримских мыслителей-правоведов, живших и работавших во времена ран­ней империи (1-Ш вв. н. э.). К числу наиболее известных юристов этого периода принадлежали Гай, Папиниан, Павел, Цельс, Ульпиан, Модестин. Пространные выдержки из написанных ими сочинений содержат Дигесты Юстиниана.

Понятие права древнеримские юристы вслед за Цицероном выводи­ли из стоической идеи мирового всеобщего закона природы. Право в их по­нимании (как это сформулировал Цельс) представляет собой «искусство добра и справедливости». Правосудие же и вообще правоприменение - «по­знание божественных и человеческих дел, наука о справедливости и несправедливости». Идеализация древнеримскими юристами писаного пра­ва нашла выражение в многочисленных цитатах, долгое время использо­вавшихся в Европе в качестве принципов функционирования правовой системы: «Закон суров, но это закон», «Не царь - закон, но закон - царь», «Пусть погибнет мир, но торжествует закон» и др.

В трудах древнеримских юристов были заложены основы теории о системе права, а так же базовые начала гражданского права - цивилистики, ее основные принципы и понятия.

В начале нашей эры в пределах Римской империи появляется и начина­ет быстро развиваться новая религия - христианство, содержащая идеологическую систему, обусловившую развитие новых политико-правовых идей. В раннехристианских источниках (Откровения Иоанна Богослова - Апокалипсис) содержится осуждение государственных институтов и право­вых установлений Римской империи, содержатся проклятия в адрес римских императоров, предрекается гибель Рима и римского государства. Христиа­не во многом исходили из идей естественного права, всеобщего равенства, стремления к духовной и телесной свободе и примитивного анархизма, не признавая легитимной никакую государственную власть.

Однако со II в.н. э, положение изменилось. Первоначальное осужде­ние государственной власти сменилось призывами к конформизму («воз­дайте Богу Богово, а кесарю - кесарево», то есть признание возможности уплаты налогов), оппозиционность сохранилась только в непризнании культа обожествления императоров. В то же время, зазвучали призывы подчиняться государственной власти, так как «нет власти не от Бога».

В 311 г. христианство было признано одной из полноправных религий в Римской империи, а с 324 г. оно стало единственной официальной религией. Это обусловило резкую перемену курса христианских идеологов в отноше­нии государства и права, верным союзником которых стала церковь.


Аврелий Августин (Августин Блаженный) (354-430) стал одним из наиболее заметных выразителей христианских государственно-правовых идей, существовавших в Римской империи. Его политические и правовые взгляды изложены в работах «О Граде Божием», «О свободной воле» и ряде других сочинений.

В трудах Августина все государственные и правовые учреждения предстают как результат греховности человека. Разделяя весь мир на два противоположных лагеря (живущих по-божьи и живущих по своей воле), Августин в своем главном произведении «О Граде Божием» выделяет два государства: «Град Божий» (церковь) и «Град Земной» (государство). Толь­ко церковь может выступать как истинное государство, основанное на справедливости и всеобщей социальной гармонии, только в церкви - право и всеобщая польза, мир и покой, истинная справедливость. Греховность же светского государства выражается в насилии, на котором оно основано, в существующих отношениях управления и повиновения, господства и раб­ства. Этот греховный порядок мира, по его мнению, носит временный ха­рактер и продлится до второго пришествия Христа и Судного дня, когда будет установлено («царствие небесное» и восторжествует «Град Божий».

Главное оправдание государства, по Августину, - поддержание общественного порядка, а так же реализация божьей воли, сохранение установленного Богом единого порядка, выраженного в праве.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 679; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!