ТЕМА 2 Политические и правовые учения в древнем мире



Политическая и правовая мысль Древнего Востока

Исторически первые политико-правовые учения возникли в странах
Древнего Востока - в Месопотамии (Междуречье), Древней Индии и в Древнем Китае.       

Характерной чертой идей о сущности государства и права этого пери­ода является их мифологический характер. Мыслители Древнего Востока подчеркивали божественный характер происхождения и сущности государ­ства и существующих в нем порядков.

Эти воззрения нашли свое отражение в первом, дошедшем до нас, письменном законодательном акте XVIII в. до н. э. - Законах Хаммурапи. Они гласили, что все существующие в обществе порядки продиктованы волей богов, высшей формой справедливости, не подлежащей оспариванию и изменению.

В соответствии с мифическими и религиозными верованиями древ­них египтян, справедливость и правосудие олицетворяла Маат – богиня истины и порядка, главный источник и покровитель государственной власти и правовых норм.    

Восхваление божественной справедливости как основы земных социально-политических порядков, законов и правил человеческих взаимоотношений содержатся в целом ряде древнеегипетских источников, например, в «Поучениях Птахотепа» (XXVIII в. до н. э.), «Книге мертвых» (ок. XV в. до н. э.), «Поучении гераклеопольското царя своему сыну» (ок. ХП в. до н. э.) и некоторых других. В этих произведениях присутствует представление о естественном равенстве всех свободных людей; обосновывается необходимость придерживаться в своем поведении принципа ка (критерий богоугодного законопослушного добродетельного поведения); призывы не совершать противозаконных поступков, могущих вызвать гнев богов.

Схожие идеи, основанные на представлении о теистическом (божественном) происхождении государства и права, можно проследить в Хеттских законах (XIV - ХШ вв. до н. э.), в некоторых государственных постулатах древних иудеев (Ветхий Завет) и иранской мифологии (религия зороастризма).

Хотя в Древней Месопотамии и Древнем Египте возникли первые проблески государственно-правовой мысли, единой системной теории, детально объясняющей сущность государства и права, в этих странах создано не было

В Древней Индии политико-правовая мысль так же формировалась под сильным влиянием мифологических и религиозных представлений с социальном устройстве.

Первой системой идей и представлений о сущности государства и его роли в жизни общества стала идеология брахманизма—древнейшей индийской религии. Зачатки идеологии брахманизма содержатся в ряде древнеиндийских религиозно-идеологических памятников II тысячелетия до н. э. - Ведах. Веды содержат основные догмы об устройстве древнеиндийского общества, состоящего (и по сей день) из четырех основных вари (сословий).

В соответствии с Ведами, варны были созданы богами из Пуруши (мирового тела и духа):

Варны в свою очередь делятся на множество каст - более узких сословных групп, связанных единством наследственной профессии и общественного статуса. Мировой божественный закон (рта), согласно концепции брахманизма, определяет место, роль и положение каждой из варн и каст, права и обязанности их членов. Все варны, в соответствии с основами брахманизма, должны следовать своему божественному долгу - дхарме, в ко­тором объединены законы, обычаи и правила поведения.

Приблизительно ко II веку до н. э. относится сложившийся в резуль­тате переработки брахманистской государственно-правовой концепции политико-правовой памятник - «Законы Ману».

В них подтверждаются и дополнительно обосновываются положения Вед о делении общества на варны и касты. «Законы Ману» идеологически обосновывают правовое неравенство лю­дей, особо закрепляя главенствующее положение брахманов.

Основные государственно-политические идеи Вед и «Законов Ману» подверглись решительной критике сторонников буддизма - религиозного учения, возникшего в Индии в VI веке до н. э. Его основателем, согласно преданию, был принц Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой, то есть Просветленным. Самый ранний из дошедших до нас сводов буддийского канона - «Типитака» датируется II-I вв. до н. э.

Буддизм отвергает мысль о боге как нравственном правителе мира, первоисточнике закона, выдвигая тезис о том, что положение людей, их дела и статус зависят от их собственных усилий. Буддисты отрицали роль при­нуждения в жизни государства. Для них основа жизнедеятельности госу­дарства, общества и каждого отдельного человека - дхарма, то есть есте­ственный закон, управляющая миром природная закономерность, основан­ная на целесообразности.

Буддистское понятие дхармы как основы государственности в YI-Ш вв. до н. э. было несколько переработано с целью придать этой идее более мирской и прагматичный характер. «Артхашастра» - политико-идеологический трактат, автором которого считается Каутилья (Чанакья) - влия­тельный советник и министр древнеиндийского царя Чандрагупты I. Дхарма в «Артхашастре» неразрывно связывается с понятием «артха» - польза, практи­ческая значимость. В этом памятнике содержатся многочисленные рекомен­дации монарху, предписывающие ему действовать, руководствуясь государствен­ной, политической и личной выгодой, которые и должны составлять основной принцип и цель жизнедеятельности государства. Подобное высвобождение по­литики государства из религиозных рамок стало заметным шагом в формиро­вании светской доктрины политики и государства.

При разработке теорий о сущности и социальном назначении государства, основным отличием китайских политико-правовых доктрин является связывание религиозных догм с морально-этическими нормами и обычаями, которыми так богато китайское общество.

Одно из наиболее важных течений древнекитайской философской общественно-политической мысли - даосизм, его основателем считается Лао-Цзы, живший в VI в. до н. э. Его взгляды изложены в труде «Дао-дэ-цзин» («Путь добродетели, или книга о силе и действии»).

В основе учения лежит понятие «Дао», что буквально переводится «дорога, по которой ходят люди» и что впоследствии стало означать независимый ни от чего (в том числе, от небесного владыки) ход вещей, естественная закономерность развития всего мира и человеческого общества. Дао определяет необходимость существования в обществе государствен­ной власти и законов как средств воплощения Дао в жизнь.


Отклонение государства в своей деятельности от подлинного Дао, в соответствии с учением Лао-Цзы, влечет за собой упадок государства, бедствен­ное положение народа, тиранию в обществе.

Существенная роль в даосизме принадлежит принципу недеяния, пассивности, отказа от активных действий. Любая активность есть попытка построить мир отличный от Дао. В связи с этим, Лао-Цзы осуждает актив­ную внешнюю политику государств, тем более войны, считая величайшим злом само существование в государстве армии. Вместе с тем, даосизм осуждает любые попытки реорганизации государства, включая выступле­ния против государственной власти. Дао, в соответствии с постулатами этой социальной философии, восторжествует естественным путем, вмешатель­ство человека ему может только повредить.

Колоссальную роль в развитии философской и политической мысли Китая (да и всего мира) сыграло учение великого мыслителя Кун-Цзы (551-479 до н. э.) более известного в Европе как Конфуций. Его взгляды изло­жены в книге «Лунь Юй («Беседы и суждения»).

Конфуций является одним из авторов патриархально-патерналистической концепции государства. Государство трактуется им как большая семья, роль главы в которой выполняет император - отец. Аристократия управляет социальными низами как старшие члены семьи управляют млад­шими, которые обязаны беспрекословно подчиняться только в силу своего невысокого ранга. Конфуций обуславливал всевластие аристократии нали­чием у ее представителей добродетели и знания, отрицая наследственно-родовой принцип замещения властных постов в обществе. Аристократия, по его учению, - это аристократы не по крови, но по духу, - добродетели, высоких моральных качеств.

Конфуцианство решительно осуждает тиранию и насилие со стороны государства. Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на принципах милосердия, морали, находить компромиссы.

Основные принципы правителей, в соответствии с конфуцианской государственной концепцией, - нравственность, гуманность, соблюде­ние позитивных морально-этических принципов; а подданных- преданность правителю, послушание и почтительность ко всем «старшим» (как в собственной семье, так и в обществе и государстве). Вся политическая этика конфуцианства основной своей ценностью провозглашает гармонию и консенсус как между различными социальными слоями, так и между властью и народом. Конфуций при этом не делает ставку только на мораль, он обра­щает внимание и на необходимость преодоления материальных обществен­ных противоречий, в частности, выступает за социальное уравнивание, за «равномерное распределение богатств».

Конфуцианство основано на безусловном отрицании насилия. Отвер­гая бунты, восстания и вооруженную борьбу за власть, Конфуций высоко оценивал блага гражданского мира. Решительно осуждал он и завоеватель­ные походы, отмечая предпочтительность геополитических расширений государства «с помощью образованности и морали».

Выступая за регулирование общественных отношений посредством «добродетельных» морально-этических принципов, конфуцианство достаточ­но активно выступает против их регулирования посредством законов. По­этому использование государством позитивных законов (фа) в своей дея­тельности, по мнению этого мыслителя, нежелательно, хотя, разумеется, не может быть полностью исключено.

Идеология конфуцианства оказала огромное влияние на развитие китайской государственности.

Выразителем идей народного государства, к которой традиционно тяготели «низы» китайского общества, стал великий мыслитель древности Мо-цзы (479-400 до н. э.). Этот философ и общественный деятель, автор концепции моизма развивал идею естественного равенства всех людей и первым выступил с обоснованием договорной концепции возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной государственной власти. Именно Мо-цзы первым в истории человечества сформулировал принцип о том, что именно народ выступает как суверен, как носитель государственной власти, а не божество и не правитель. При­чиной возникновения государства, по мнению Мо-цзы, стала невозможность проживания людей без власти, без «старшинства», без единого понимания справедливости и должного общественно-полезного поведения.

Основным принципом создания и функционирования государства в соответствии с идеями моизма выступает всеобщее согласие. Именно оно и есть проявление «воли неба». Всеобщее согласие представляет собой способ определения единого для всего общества закона справедливости как главно­го средства государственного воздействия на общество. Мо-цзы выступал за решение социальных проблем, утверждая, что бедность нищета и беспра­вие социальных низов - корень всех бед государства и общества.

Идеологическим противовесом учениям конфуцианства и моизма ста­ла идеологическая система легизма, сформулированная в трактате IV в. до н. э. «Шань цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Основным иде­ологом легизма считается Шан Ян (настоящее имя — Гун Сунь Ян) (390-338 до н. э.). Шан Ян был правителем провинции Шан в эпоху циньского правителя Сяо Гунна (361-338 до н. э.) и за время своего правления на практике проверил свои теории и предположения.

Шан Ян выступил с обоснованием управления, опирающегося на писанные законы (фа), жесткое принуждение и суровое наказание как основы государственной власти. В основу его политико-правового учения положен догмат об антагонизме между властью и народом. Власть и народ - враги, государственная жизнедеятельность - борьба между властью и народом.

Основой жизни подданных является издаваемое органами государственной власти писаное право (фа). Авторам же законов, высшим государ­ственным сановникам, как людям «мудрым», «знающим истину», выражен­ную в законе, их соблюдение необязательно - они сами способны построить свое «правильное» поведение.

Организация государственного управления, в соответствии с теорией легизма, должна основываться на террористическом принуждении. В каче­стве мер по предупреждению невыполнения велений государства, Шан Ян предполагает использование превентивных наказаний, а так же круговой поруки, охватывающей как родственников правонарушителя, так и его со­седей и односельчан.

Идеи легизма имели множество приверженцев среди китайских государственных и общественных деятелей и ученых, которые творчески ее осмысливали и перерабатывали в течение нескольких веков. Некоторые из этих разработок положили начало самостоятельным политико-правовым концепциям.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 604; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!