Средневековая юридическая мысль



Юриспруденция как направление юридической мысли возродилась в Европе в XII в. Начало этому положила школа глоссаторов, организован­ная в Болонье Ирнерием(1065—1123). Целью школы было независимое изучение римского права без влияния более поздних комментаторов. Изу­чая и самостоятельно толкуя римские правовые тексты, глоссаторы не могли не испытать определенного влияния древнеримских политико-правовых идей, которые были приспособлены этими исследователями к окружавшей их политической действительности. Глоссаторы, базируясь на принципах равноправия, выступали против сословных привилегий, против сословного суда, против феодальной и церковной юрисдикции. Позднее глоссаторы раздели­лись на два течения: легистов, отдающих в источниках права предпочте­ние римскому писаному праву и сторонников обычного права, представ­ленных в основном английскими исследователями.

Легисты находили идеологическую поддержку у монархов. В резуль­тате, некоторые из легистов доходили в своих трудах до оправдания абсо­лютизма и признания воли монарха более высокой и авторитетной силой, нежели писаное право.

Сторонники обычного права (Генри Брэктон) являлись также сторонниками единовластия в лице короля. Однако они исходили из постулата о необ­ходимости подчиняться праву и для монарха. Приверженцы обычного права активно собирали, изучали и обобщали правовые обычаи, нередко выдвигая при этом весьма прогрессивные для своего времени идеи. Например, Филипп де Бомануар (1250-1296), автор известного кодекса французских правовых обычаев «Кутюмы Бовези» протестовал против сохранения крепостничества, ратовал за правовую консолидацию страны.


Среди средневековых юристов определенным влиянием пользовались и приверженцы канонического права. Юристы этого направления пытались выстроить единый и эффективный механизм правового регулирования, базируясь на священных текстах, решениях канонических соборов, папских булл, некоторых отдельных нормах римского права. Первый свод канонического права был составлен в ХП в. монахом Грацианом.

Политико-правовые идеи Арабского Востока

В начале VII в. население Аравии переживало смену эпох. Родоплеменной строй постепенно сменялся феодальным. В этих исторических ус­ловиях складывалась новая мировая религия - ислам.

Согласно преданию, в 610 г. житель Мекки Мухаммед (ок. 570-632) выступил против древнеарабского многобожия, с проповедью покорности единому богу - Аллаху (ислам по-арабски - «покорность»). Источниками вероучения: ислама являются Коран (запись проповедей, наставлений и изречений Мухаммеда) и Сунна (рассказы о высказываниях и поступках Мухаммеда). Коран и Сунна - основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих «пра­вильный путь к цели» (шариат).

Мухаммед проповедовал религиозное единство арабов, братство верующих, необходимость соблюдать элементарные общепризнанные нормы мо­рали. В некоторых мекканских сурах Корана осуждаются жадность и нечестность богатых и власть имущих. Кораном запрещено ростовщичество. Вме­сте с тем Коран оправдывал социальное и имущественное неравенство, за посягательство на собственность Коран определил жестокое наказание.

Коран и Сунна предписывают безусловную покорность властям: власть изображается как божественное установление (вознаграждение или нака­зание - в зависимости от обстоятельств).

В исламе существует ряд направлений и течений, каждое из которых претендовало на истинное исповедание религии.

Сунниты считают, что халиф избран общиной или ее представите­лями. Шииты признают законными халифами только четвертого халифа Али (родственника Мухаммеда) и его прямых потомков, считают их власть божественным установлением и отстаивают принцип передачи власти по наследству. Между государственно-правовыми идеологиями этих течений есть определенные различия.

В процессе развития мусульманского правоведения (фикх - право доктрина права) в суннизме к X. в. сложилось несколько мазхабов (влиятельных религиозно-правовых школ). Ханбалиты (наиболее строгий мазхаб) признают источником права только Коран и Сунну, отвергают все логико-рационалистические истолкования догматов веры и права. Ханифиты (самый распространенный мазхаб) признают Коран, Сунну, иджму, кияс то есть шире других школ допускают рационалистические методы формирования норм фикха-права. Еще два мазхаба (шафииты и маликиты) занимают промежуточное положение между названными.

Из известных нам арабских авторов наибольший вклад в развитие политико-правовой мысли внес «первый философ арабов» — среднеазиатский тюрк аль-Фараби (870-950). В трудах Фараби, помимо чисто философских гносеологических изысканий (идеи «двух истин»), предпринимается попытка изложить проект идеального общества (города-государства).

В XIV в. очень своеобразную концепцию развития государства разработал выдающийся арабский историк Ибн-Хальдун (332-1406). Его перу принадлежит получивший широкую известность труд «Большая история».

Ибн-Хальдун различал общество и государство, стремился выявить их соотношение и закономерности развития. Согласно его концепции, люди создали общество для совместного добывания средств к жизни, поскольку способность одного человека недостаточна для удовлетворения его потребности в пропитании. На общество влияют климат и другие природные факторы, но главное - формы хозяйства, способ производства.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 723; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!