Становление и развитие политико-правовой мысли в Киевской Руси в ХI-ХIY веках
Своеобразие отечественных политических и правовых идей объясняется особенностями становления и развития русского государства, его территорией; множеством народов с различной культурой, что предопределило длительное существование разнообразных правовых порядков. Отмечаются наиболее характерные черты развития отечественной политико-правовой идеологии, связанные с особенностями самого права на Руси: неразвитость юридических традиций у населения, граничащая с правовым нигилизмом; подчинение правовых норм идеологии; слияние в отечественном праве европейских и азиатских начал. Не смотря на выше сказанное, наша отечественная политико-правовая мысль представлена в многочисленных произведениях отечественных авторов.
Для киевского периода древнерусской политико-правовой мысли характерно активное изучение византийской литературы, адаптация ее идей к условиям древнерусского политического быта,
В XI в. на Руси появляются многочисленные пасторские поучения, среди которых особое место занимало «Слово о законе и благодати» (между 1037 и 1050 гг.) митрополита Илариона. Он был первым русским по национальности митрополитом. Его произведение стало первым опытом христианского осмысления русской истории. Иларион обосновывает концепцию единодержавной княжеской власти и ее династический принцип. Иларион впервые сформулировал идею власти как священного служения. Закон, по Илариону, - лишь необходимое условие для наступления благодати, лишь тень истины. Исполнение закона не делает человека свободным, ибо, следуя установлениям государства, мы подчиняемся чужой воле. Следуя благодати, люди делают выбор в пользу добра, не из страха наказания, а сознательно: Для русской правовой традиции со времен Илариона характерно признание ограниченности регулятивных возможностей права по сравнению с моралью, в этом кроется одно из принципиальных теоретических расхождений между русской и западной традициями правопонимания.
|
|
Политические и правовые идеи получили свое, развитие в «Повести временных лет» (ок. 1113 г.), которая приписывается монаху Киево-Печерского монастыря Нестору. В летописи поставлены вопросы о происхождении Русского государства, о законности княжеской династии, об исторической необходимости единства и суверенности государственной власти. Объясняя происхождение государства приглашением иноземных правителей, сам Нестор в то же время отмечал, что «славяне сами управлялись своими родами», имели своих князей.
Важным древнерусским политико-правовым трудом является «Поучение Владимира Мономаха» (составлено в период с 1117-1125 гг.). Впервые в русской политической литературе Владимир Мономах сформулировал патриархальное представление о государстве и власти: государство уподобляется большой семье, дому, вотчине, управляемой князем-домовладыкой. Именно князь является хранителем и гарантом высшей справедливости, отправляет правосудие, которое было несовместимо с кровной местью и смертной казнью («ни права, ни крива не убивайте»). В работах Мономаха затронут вопрос о взаимоотношениях духовной и светской властей. Князь отдавал предпочтение светской власти.
|
|
Идеи единства Русского государства ярко выражены в «Слове о полку Игореве», в «Молении Даниила Заточника». В них отражена мысль о необходимости укрепления великокняжеской власти, могущей преодолеть раздоры и подготовить страну к обороне от завоевателей. В «Молении» проводится идея о важности совета (думцев) при князе, который решает все важные дела с мудрыми советниками.
ТЕМА 4 Политические и правовые учения в Европе в период ранних антифеодальных революций
Политические и правовые идеи эпохи Возрождения
В культурном и политическом развитии Европы, под эпохой Возрождения понимают этап, приходящийся на ХY-ХYI вв. Развитие политико-правовой мысли этого периода характеризуется освобождением от диктата догм католической церкви и господство гуманизма - стремления ученых и политических деятелей заменить схоластическое изучение текста Библии, папских предписаний и трудов церковных мыслителей изучением человека его психологии и морали.
|
|
Одним из первых теоретиков правовой мысли новой эпохи стал Никколо Макиавелли (1469-1527). Свои идеи о государстве и праве он сформулировал в работах «Государь», «История Флоренции», «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия» и другие. Главная идея, из которой он исходил при формулировании своей позиции - практическая целесообразность тех или иных действий. Политический прагматизм пронизывает все его политическое учение. Никакие религиозные или этические принципы и ценности Макиавелли во внимание не принимаются.
В центре внимания политического деятеля - реальная способность правителя повелевать подданными. Макиавелли предлагает правителям для сохранения неограниченных возможностей управлять, сочетая в методах воздействия прямолинейность и изощренные интриги, не избегая и войны. Однако, при этом следует стараться сохранить хотя бы видимость нравственности и добродетели. Единственным критерием, по которому следует оценивать деятельность правителя, является результат.
Макиавелли выступает как сторонник абсолютной монархии. По его мнению, монарх только тогда способен полноценно выполнять свои функции, когда его воля ничем не ограничена. Основой сильной государственности он считал армию и полицейский аппарат. Механизм насилия, по его мнению, обеспечивает реальность государственных властных предписаний.
Произведения Макиавелли оказали громадное влияние на последующее развитие политико-правовой идеологии.
Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 321; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!