Политико-правовая мысль Древней Греции



Политическая и правовая мысль Древней Греции, как и в других стра­нах, формировалась в процессе разложения мифа и выделения относитель­но самостоятельных форм общественного сознания.

Зарождение первых политико –правовых идей относится к IХ-УШ вв. до н. э. В этот период мифы теряют свой сакральный характер и начинают подвергаться этической и политико-правовой интерпретации. Эти процессы в своих поэмах отражает Гомер. Зевс изображается как всесильный защитник всеобщей справедливости (дике), сурово и неотвратимо карающий тех, кто творит насилие и неправый суд. Справедливость выступает у Гомера как основа и принцип сложившейся традиции, обычно­го права (темис). Обычное же право, на момент творчества Гомера (УШ в.до н. э.),


являвшееся основным источником права Эллады, выступает в его поэмах как конкретизация этой всеобщей вечной справедливости. Другой мыслитель - Гесиод (VII в. до н. э.) в своих литературных произведениях («Теогония», «Труды и дни») отстаивает идеалы патриархального строя, в мрачных тонах рисуя жизнь в государстве, принесшее зло, несправедливость, насилие, тяжкий труд, безнравственность, подмену справедливости  обманом и силой.

Древнегреческие мудрецы. Под этим именем известны семь древнегреческих ученых, живших в УII-У1 в. до н. э. К ним обычно причисляют­ся Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон. Эти
мудрецы настойчиво подчеркивали особую роль законов в жизни государства и общества. Закон является гарантией стабильности государства. Их идеи являются первой попыткой сформулироватъ теорию правового государства.

Выдающийся древнегреческий ученый Пифагор (580-500 до н. э.)
выдвинул идею необходимости преобразования общественных и политико-правовых порядков. Основа этих идей - эквивалентность человеческих отношений, воздаяние равным за равное. Идеалом пифагорейцев является полис, в котором господствуют справедливые законы, основанные на полном равенстве всех участников правоотношений.

Заметное место в истории античной политико-правовой мысли занима­ет Гераклит. Он выступает последовательным противником демократии. Идеальная форма правления, по Гераклиту, - аристократическая республика, предполагающая «власть лучших», наиболее достойных граждан, обладаю­щих наивысшим интеллектуальным уровнем и способных познать истину.

Расцвет античной политико-правовой мысли приходится на V- пер­вую половину IY вв. до н. э.

Демокрит (ок. 460-370 до н. э.) предпринял одну из первых попыток
рассмотреть возникновение общества и государства как часть естественного
процесса мирового развития. По Демокриту государство призвано представлять общее благо и справедливость. Демокрит являлся


        

убежденным сторонником демократии. Однако в его работах встречаются и суждения о необходимости отстранения от участия в государственных делах граждан недостойных, не обладающих необходимыми гражданину моральными качествами.

Законы по Демокриту призваны обеспечить благоустроенную жизнь людей в полисе, но достижение этой цели предполагает активные действия самих граждан.

Возникновение школы софистов как общественного движения было вызвано укреплением демократического строя Афин во второй половине V в. до н. э.

Исследователи различают старших и младших софистов. К видным
представителям старшего поколения софистов принадлежали Протагор
Горгий, Гиппий и Антифонт.    

Среди младших софистов были представители и демократии (Алкидам, Ликофрон), отстаивавшие идеалы равноправия и всевластия собрания свободных граждан полиса, и аристократического лагеря (Калликл).

Разработку политико-правовых идей демократии в IV в. до и. э. продолжили ораторы во главе с Демосфеном. В своих речах они подчеркива­ли равенство граждан, незыблемость закона как гаранта гражданских прав, защищали права собственников на имущество, указывая на положительную роль богатства в государственной жизни, доказывали преимущества демократического строя по сравнению с другими формами государства, а также призывали к объединению греческих полисов под властью Афин.   

Сократ (469--399 до н. э.) - одна из популярнейших и интереснейших фигур в духовной истории человечества.

Древнегреческий философ разделял естественное право и писаные законы полиса, призванные только выражать положения естественного пра­ва. Он считал, что обе эти регулятивные системы восходят к единому ра­зумному началу.

Сократ являлся убежденным сторонником законности. Закон, по мне­нию философа должен быть исполнен во что бы то ни стало. В этом - га­рантия нерушимости государственных и общественных устоев, а так же разумности правления. Учеником и последователем Сократа выступил основоположник объективного идеализма Платон (427-347 до н. э.).

Идеальное государство, по Платону, ассоциируется с понятием справедливости, которая, по его мнению, состоит в том, чтобы каждый член общества и каждая социальная группа занимались бы своим делом, не вмешиваясь в функции друг друга, Платон, отстаивает нерушимость сословного деления общества. Идеальное государство, по Платону, - правление на осно­ве справедливых законов, осуществляемое лучшими людьми общества - ари­стократическая республика.

Характеризуя извращенные, порочные формы государства, Платон располагает их в порядке возрастающей деградации по сравнению с идеа­лом. Первую извращенную форму государственности Платон называет тимократией- господство сильных воинов, постоянно стремящихся к вой­не. Следующий вид, в который перерастает тимократия - олигархия - по­является в результате имущественного расслоения общества. Олигархи­ческое государство в результате борьбы беднейших с богатейшими пере­растает в демократию - государство, в котором царят своеволие и безначалие. Наконец чрезмерная свобода при демократии, по мнению Пла­тона, неизменно приведет к установлению тирании - государству, в кото­ром власть осуществляется единоначально и основана на насилии и веро­ломстве. Тиранический строй - самая уродливая и порочная государствен­ность, характеризуемая полным отсутствием добродетелей.

В более поздней своей работе «Законы» Платон несколько откорректировал свою теорию. Теперь он предлагает для устойчивости государства пост­роить его на принципе равных имущественных возможностей граждан. Теперь идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совмещаются начала демократии и монархии.

В диалоге «Политик» Платон завершил разработку своей государственно-правовой концепции. Он окончательно сформулировал систему форм государства, разделив их на законные, подчиняющиеся закону и незаконные ,опира­ющиеся на насилие и произвол. Законные формы: монархия, аристократия, демократия; незаконные формы: тирания, олигархия и охлократия (власть толпы). Однако все перечисленные формы правления являются отступлением от идеального государства, в котором власть осуществляется достойным че­ловеком «руководствующимся знанием» единолично.

 Аристотель(384-322 до н. э.) - ученик и последователь Платона. На базе учения своего учителя создал собственную теорию о сущности государ­ства и права, которую изложил в трактатах «Политика» и «Никомахова этика».

Главную задачу политико-правовых изысканий Аристотель видел в изыскании совершенного государственного устройства и с этой целью проводил сравнительные исследования, в результате чего создал собственную классификацию форм государства. Классификацию государств Аристотель проводит по двум критериям: по числу правящих лиц и по главной цели жизнедеятельности государства. В первой классификации он подразделяет государства на те, в которых существует правление многих, и немногих и те, в которых власть принадлежит одному. По второму критерию выделяются государства правильные, в кото­рых власть преследует цели общего блага граждан и государства, и непра­вильные, в которых правители руководствуются соображениями личной вы­годы. Наложение этих классификаций друг на друга дает шесть видов государственности: правильные - монархия, аристократия, полития, неправильные - тирания, олигархия и демократия.

Аристотель выступает приверженцем политии, считая ее наиболее приемлемой формой устройства государства, объединяющей в себе луч­шие черты всех форм государственности, сочетающий в себе элементы демократии и аристократического «правления лучших».

Политико-правовая концепция Аристотеля завершает развитие политико-правовой мысли античной Греции периода ее расцвета. Главная цель, смысл существования государственной власти по Эпикуру(341-270 до н. э.) состоит в обеспечении взаимной безопасности людей, преодолении ими взаимного страха и недоверия. Настоящая же безо­пасность, по его мнению, состоит в удалении от толпы, от общественных дел, в политическом бездействии. Именно неучастие человека в государ­ственном управлении Эпикур полагал истинным благом для личности.

Как убежденный индивидуалист, Эпикур был противником демокра­тии. Он полагал, что массы, всегда противостоят людям этически совер­шенным, «мудрым». Как средство обуздания толпы, защиты «мудрых», пуб­личной гарантии этической и политической свободы личности Эпикур рассматривает законы. Целое течение античной философии, популярное как в Элладе, так и в Древнем Риме представляли собой стоики. Наиболее заметными деятелями этой школы были Зенон (основатель учения), Клеанф, Хрисипп, Панетий, Посидоний, Сенека, Эпиктет и римский император Марк Аврелий.

Политическая теория стоиков является продолжением их фаталистического философского учения, они считали, что весь мир должен представ­лять собой единое государство, все люди- граждане мира. Это положение основывалось на тезисе об универсальном характере единого закона, лежа­щего в основе природы, общества и государства. Стоики принижали смысл и роль полисной формы государств, отрицали писаные законы. Они выступали не только против отдельных государств, но и против отдельных семей, призывая к общности жен и детей. Нападкам сто­иков подвергались и такие институты, как суд, армия, школа, деньги, торговля и т. п., как способствующие изоляции полисов и противостоящие единому мировому закону. Однако стоики выступали за неукоснительное соблюдение писаных законов, соответствующих естественному общему закону.

Полибий (210-123 до н. э.) - видный греческий историк и полити­ческий деятель, - испытал в ходе создания и развития своего учения значи­тельное влияние учения стоиков. Воззрения Полибия отражены в его зна­менитом труде «История в сорока книгах».

 Всего, по мнению Полибия, существует шесть основных форм государственности, которые в порядке их естественного возникновения и смены возникают и исторически существуют в следующем порядке: царство (царская власть), тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия. Охлократия является наихудшей формой, однако не завершает развития государственности и сменяется вновь возникающим царством. В определении этих форм Полибий руководствуется соответствующими понятиями политико-правового учения Платона.

Возникновение государства, по Полибию, - естественный процесс результат извечного стремления людей жить в коллективе. Смена форм государственности - результат морально-этического развития общества и лиц стоящих у власти, а так же борьбы за власть между различными общественными группами. Наиболее совершенной формой Полибий считал современное ему римское государство, в котором во власти консулов, сенате и народных собраний (комиций) выражается соответственно монархичес­кое, аристократическое и демократическое начала.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 1428; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!