ТЕМА 7 Политические и правовые теории в Европе во второй половине XIX века
Развитие промышленного капитализма в XIX в. вело к росту численности и организованности класса наемных рабочих. Ряд влиятельных публицистов и теоретиков выступал в защиту интересов этого класса, так складывались доктрины, программная часть которых предусматривала коренное изменение общественного устройства, замену капитализма социальным строем без эксплуатации и угнетения народных масс буржуазией.
К середине XIX в. сложились, а во второй половине века окончательно оформились, основные направления социалистической идеологии, имеющие четкую программную определенность, своеобразное теоретическое обоснование, многочисленных сторонников. Их противопоставление буржуазно-либеральным концепциям определяло развитие политико-правовой
мысли в этот период.
Известный немецкий юрист Рудольф Иеринг (1818-1892) стал основоположником социологической концепции права. Его основные труды: «Цель в праве», «Борьба за право» и некоторые другие.
По его определению, право есть система социальных целей, гарантируемых принуждением, совокупность жизненных условий общества в обширном смысле, обеспечиваемых внешним принуждением, т. е. государственной властью. Право, по утверждению Иеринга, представляет собой институт социального регулирования, призванный выражать и воплощать в жизнь основополагающие интересы общества.
В работе «Борьба за право» (1872 г.) Иеринг утверждал, что право не всегда выражало интересы общества. Он критиковал мнение исторической школы права (Савиньи, Пухта) о том, что оно развивается мирно, стихийно и безболезненно, подобно языку и культуре. Право, по Иерингу, становилось в кровавой борьбе классов и сословий, добивающихся закрепления через законодательство своих интересов.
|
|
Для охраны интересов общества от эгоистических интересов индивидов, считал Иеринг, необходимо государство. Он выступал за сильную государственную власть. В принципе, государство не ограничено им же издаваемыми законами; и в деспотических государствах односторонне-
обязательные (то есть только для подданных) нормы образуют зачатки права, однако «право в полном смысле слова есть двусторонне-обязательная сила закона, подчинение самой государственной власти издаваемым ею законам».
Людвиг Гумплович (1838-1900) является одним из авторов так называемой теории насилия происхождения государства и права. По его мнению, главным фактором, определяющим общественную жизнь, является борьба за существование. Она выражается как в межличностной борьбе, так и в борьбе различных социальных групп. В качестве организатора такого насилия и выступает государство.
|
|
Поиск обновленных теоретических основ правоведения и других общественных наук еще во второй половине XIX в. привел к возрождению ряда идей Канта. Неокантианство противопоставляло науку о природе, где применяется закон причинности (предшествующее явление порождает последующее), наукам об обществе, где действует закон «целеполагания» (свободная воля людей стремится к целям; волевые действия обусловлены не тем, что было, а тем, что должно быть). Рудольф Штаммлер (1856-1938) в своей книге «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории» (1896 г.) сформулировал основные тезисы неокантианских учений. Исходя из кантианского разрыва и противопоставления «мира причинности» и «царства свободной воли», Штаммлер отрицает причинную обусловленность явлений общественной жизни, заменяя ее обусловленностью волей индивида.
Немецкому теоретику права принадлежит заслуга обоснования нового понятия - «естественное право с меняющимся содержанием», понятия, органически связанного с его представлениями об историческом процессе, определяемом развитием права. Штаммлер проводит дифференциацию права на справедливое (отвечающая общесоциальным интересам) и несправедливое (не отвечающее им). Прогресс общества определяется неким абстрактным правовым идеалом. Идеалом, по неокантианцу, является такое общество, где преодолено извечное противоречие между волей и желаниями, между разумом и чувствами, между должным и сущим. Для достижения этой цели Штаммлер призывал выдвигать проекты, приближающие общество к идеалу, который вообще никогда не может быть достигнут, так как его достижение означало бы конец истории человечества. «Общество свободно хотящих людей», согласно Штаммлеру, представляет собой только некую абстракцию, к которой человечество вечно стремится.
|
|
Своеобразную попытку соединить формально-догматическое понимание государства и права с социологией предпринял немецкий государствовед Георг Еллинек (1851-1911).
Еллинек различал социальное учение о государстве и учение о государственном праве. Действующее право Еллинек определял в духе юридического позитивизма, как совокупность исходящих от внешнего авторитета, гарантированных внешними средствами норм взаимного отношения лиц друг к другу. Говоря о праве в социальном аспекте, он замечал, что его положительность, в конечном счете, основана на средней, типичной убежденности народа в том, что это право действует.
|
|
В социально-психологическом плане государство истолковывается как соотношение воли властвующих и подвластных. Повиновение, по Еллинеку, обеспечивается там, где к фактическому господству присоединяется его психологическое признание подвластными как нормативных отношений. Именно это сознание, придавая власти правовой характер, делает ее прочной: Еллинек, таким образом, высказывал идею, позже названную социологами и политологами идеей «легитимации государственной власти» - укоренения в общественном мнении социально-психологической основы государственного порядка.
Юридический позитивизм
Ученик Бентама Джон Остин (1790-1859), издавший в 1832 г. книгу «Лекции о юриспруденции, или философия позитивного права» стал одним из первых представителей течения юридического позитивизма, возникновение которого связано с укреплением и совершенствованием правовой оболочки развивавшихся капиталистических отношений. В теоретическом плане юридический позитивизм был основой формально-догматической юриспруденции с ее тонкой разработкой правовых форм товарообмена, отсутствия пробелов в правовом регулировании товарно-денежных и других связанных с ними отношений, точности определений юридических ситуаций, процедур, способов и средств решения возможных споров, проблем законодательной технологии. Право, в соответствии с концепцией юридического позитивизма, выступает как совокупность правил (норм), принципов и типологических делений. Источником таких предписаний выступает государство - реально существующая и независимая организация власти. Естественно-правовые элементы и принципы обоснования и признания прав личности Остин и его последователи решительно отвергали. Ими разделялись право и мораль.
Учение юридического позитивизма имело множество последователей. Наиболее видный из них - Герберт Спенсер (1820-1903) - был очень популярен в Англии, США и ряде других стран. Основная его работа - «Система синтетической философии».(1862-1896 гг.).
Спенсер рассматривал общество как своеобразный организм, сложный агрегат, развивающийся по общему закону эволюции. Исходным положением для оценки общественных структур и властно-государственных институтов у Спенсера стало положение о том, что общество существует для блага человека, а не наоборот. Общество взаимодействует с окружающей средой и испытывает на себе влияние этой среды, в результате чего складывается государство как результат дифференциации общества (сначала семейной, а затем социальной, классовой). В качестве основных ценностей государства он дал традиционный для либерализма перечень индивидуальных прав (безопасность личности, свободное передвижение, свободы совести, речи, печати и др.), обращая особенное внимание на право собственности и свободу частной предпринимательской деятельности. Политические права граждан Спенсер рассматривал лишь как средство обеспечения индивидуальных прав. Правительственное вмешательство в промышленность, торговлю и духовную жизнь Спенсер расценивал как пережиток военного режима. В социально-политической историографии Спенсера относят к основоположникам теории единого индустриального общества, а также к течению социал-дарвинизма в философии.
Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900) - одна из весьма значительных фигур в истории философской и политико-правовой мысли. Его политико-правовая концепция раскрывается в таких работах, как «Греческое государство», «Воля к власти», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Происхождение морали», «Утренняя заря» и др.
Государство и право во всех их проявлениях, по концепции Ницше,
представляют собой проявление силы воли. Она как главный побудительный мотив к действию любого организма обуславливает наличие воли к власти - основного фактора, определяющего процесс создания государства. Государство, по мнению Ницше, является средством возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе которого происходит появление культурного и сильного волей человека, способного господствовать над остальной массой. Поэтому идеальным способом государственного устройства немецкий философ считает аристократический кастовый строй, в который он вносит биологическое основание внутреннего иерархического деления. Именно аристократизм, по его мнению, дает возможность сильной и культурной личности реализовать весь свой потенциал. Демократическое государство Ницше отрицает, считает его способом подавления сильной воли личности массой слабых людей. Ницше выступает и как непримиримый противник народного суверенитета, который, по его мнению, ведет к неустойчивости государства, к потрясению его основ. Право, по его мнению, есть результат войны и победы. Способ закрепления такой победы - договор, как средство засвидетельствования факта установления власти. Ницше воспевает аристократические правовые институты: кастовый строй, сословность и др.
Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 374; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!