Политическая идеология и правопонимание
Национал-социализма
В начале 20-30-х годах XX столетия в Европе в условиях политических и экономических кризисов получила распространение, а в Германии некоторое время являлась государственной, идея национал-социализма. Эта идеология была основана, во-первых, на тезисе о превосходстве германской нации (арийской расы) и о необходимости завоевания ею жизненного пространства у рас неполноценных, во-вторых, на доктрине национального социализма, отождествлявшего социальную справедливость и гармонию с бюрократическим тоталитаризмом, и в-третьих, на традициях германского антилиберализма, который в первой половине XX в. перерос в пещерный воинствующий антикоммунизм.
Идейное ядро национал-социалистической государственно-правовой концепции - проект тоталитарной политической власти, в которой центральное место принадлежит Национал-социалистической немецкой рабочей партии (немецкая аббревиатура - НСДАП). Государству в их системе отводилась роль придатка, инструмента партии в осуществлении ею своей политики. Особый упор делался на «унификацию» партии и государства, на их срастание и
взаимопроникновение, объединение государственной и партийной властей.
Идеалом нацистов являлось тоталитарное государство, в котором покончено с демократией, преодолены индивидуализм, социальная неоднородность и либерализм. Такое государство должно было сложиться на расовой основе и структурироваться по сословиям, сотрудничающим между собой в интересах блага нации. Руководство таким государством должно было осуществляться харизматической личностью, вождем-фюрером. Своей собственной логически цельной теоретико-правовой концепции германский нацизм не создал.
|
|
Проблема естественного права
В политико-правовых теориях XX века
Среди политико-правовых концепций XX в. особое место занимают учения о естественном праве. Они продолжают традиции философского осмысления права и опираются на различные доктрины, сложившиеся в современной западноевропейской и американской философии,- томизм, неокантианство, неогегельянство, экзистенциализм, феноменология, персонализм.
Подобно классическим учениям ХУП-ХУШ вв., современные естественно-правовые теории признают существование наряду с позитивным правом (законами и обычаями) идеального порядка отношений между людьми. Этот высший нормативный порядок и называют естественным правом. Согласно таким взглядам, законы государства являются действительными и легитимными лишь в том случае, если они соответствуют идеальному праву.
Современный английский правовед Лон Фуллер считает, что правовая норма должна содержать в себе умопостигаемую цель и указывать на средства
|
|
ее достижения. Каждая норма права, по его мнению, и институциональна (имеет собственное сущностное содержание), и инструментализирована (определяет средства для достижения своей цели). Фуллер сосредоточивал свое внимание на назначении права, на его функциях, в качестве которых он понимал реализацию основополагающих правовых ценностей. Наиболее общая цель в праве как в системе — направлять и контролировать человеческую деятельность.
Несколько иную характеристику моральности в праве дает Рональд Дворкин, профессор юриспруденции Оксфордского университета, автор книги «Если говорить о праве серьезно» (1972). По его мнению, право должно подвергаться оценке не только с инструментальной, но и с моральной точки зрения. Фундаментальные субъективные права и образуют, по его мнению, те принципы и критерии, которые должны браться в основу морального измерения права с точки зрения его справедливости.
В 70-х гг. Артур Кауфман выступал с позиций юридической герменевтики - своеобразной философии юридического языка в его практическом применении. По его мнению, в первую очередь, деятельность судей должна сопоставлять языковые выражения правовой нормы и юридического содержания регулируемых отношений. Правоприменитель не должен руководствоваться мертвой буквой закона - он должен осознать его суть, цели. Именно это истинное содержание права понимается Кауфманом как естественное право.
|
|
В последней трети XX в. с новыми толкованиями естественно-правовой концепции выступили Дж. Роулс и Дж. Финнис.
Дж. Роулс основывает свою теорию на аристотелевской концепции распределяющей «справедливости» (существующие в обществе блага должны распределяться на основании максимально возможного равенства). При этом Роулс использует понятие «первичные блага», которые подлежат равному распределению, В число этих благ относятся свобода, равные; возможности, определенный уровень материального благосостояния. Цель права - обеспечение равномерного распределения этих благ, создание режима равенства (через реализацию принципа равноправия) для того, чтобы каждый человек имел равные возможности в стремлении получить определенный статус в обществе.
Концепция Дж. Финниса основана на перетолковании идей теологизма Августина. Смысл человеческого существования Финнис определяет, как достижение человеком определенного блага, опознанного им с помощью разума. Справедливость - основной критерий для оценки права, необходимости подчинения его требованиям.
Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 332; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!