Киевская митрополия до присоединения Малороссии к Москве.



Общий обзор состояния православия в Литве.

· Со времени Ягелловой унии Литвы с Польшей, когда литовское правительство стало католическим Наибольшую часть Литовского княжества составляли земли, заселенные русским православным населением.

· Через 40 лет по смерти Цамблака при Казимире отделение Киевской митрополии от Московской было завершено окончательно.

Положение Киевской митрополии по отделении ее от Московской.

· Католичество распространялось медленно.

· Первый киевский митрополит, ученик Исидора Григорий, приверженец Флорентийской унии и ставленикуниатского патриарха, жившего в Риме воздвиг на православное духовенство гонение.

· Чрез 10 лет управления митрополией Григорий сам почел за лучшее присоединиться к православию (1469 г.).

· Православных ущемляли в правах. (Городельское постановление 1413 г. o недопущении православных к высшим должностям в государстве.)

· Короли назначали епископов на кафедры, а в церкви и монастыри священников и настоятелей.

· Духовные хлебы раздавались разным недостойным людям за деньги или в награду за военные и гражданские заслуги.

Отношение митрополитов к константинопольскому патриарху и внутреннее управление митрополии.

· Митрополиты ставились с благословения патриарха.

· В 1495 году собор епископов в Вильне сам поставил митрополита Макарияи уже после послал к патриарху за благословением;

Участие мирян в церковных делах.

·  Они следили за употреблением и целостью церковных имуществ и за самым церковным управлением, протестовали против злоупотреблений владык и других духовных лиц и защищали церковные интересы перед правительством.

Состояние православия при Александре и Сигизмунде.

· На кафедру митрополита воссел при нем ревнитель Флорентийской унии Иосиф Болгариновичи вместе с ним поднял открытое гонение на православие.

· Война с Москвой, кончившаяся для Литвы потерей нескольких православных княжеских родов с их землями. Такими

· В Галиции, непосредственно связанной с Польшей, где давно уже упразднилась бывшая Галицкая епархия, церковными делами и имениями управлял "справца" или наместник киевского митрополита.

· В 1509 году король отдал право назначать этого наместника львовскому католическому архиепископу.

· Спор. Выиграли православные.

Виленский собор, 1509 года.

· при митрополите Иосифе Солтане, православные, составив в декабре 1509 года собор в Вильне, провели было на нем несколько определений, рассчитанных на то, чтобы дать православной церкви в Литве более свободы от вмешательства в ее дела мирян, в том числе и короля.

· Определено было: на церковные должности ставить людей только достойных, по избранию владык и панов греческого закона*; недостойных не ставить, хотя бы их прислал сам король; священника, служащего при церкви без благословения архиерея, по воле одного пана, лишать сана; патрону не отнимать у священника церкви без ведома архиерея, а последнему до исследования дела не назначать к ней нового священника; к церкви, пустующей свыше трех месяцев, епископу назначать священника от себя, без приходского выбора; мирянам, под страхом отлучения, не держать у себя Кормчей, так как, изучив церковные правила, они пастырей своих презирают и сами себе закон бывают; вдовых священнослужителей, не постригающихся в монашество, отлучать от служения.

Состояние церкви при Сигизмунде II.

· Преемник Сигизмунда I, последний из Ягеллонов, Сигизмунд II Август (1548-1572), находясь под влиянием усилившегося в Польше протестантства, относился к вероисповедным разностям между своими подданными либеральнее и дал всем христианским вероисповеданиям полную свободу.

· В 1563 году отменено было и Городельское постановление, ограничивавшее государственные права православных.

· Люблинская уния и призвание в Польшу и Литву иезуитов.

· В 1569 году на Люблинском сейме Литва и Польша соединились в одно государство.

· Сигизмунд II Август был последним королем из родной для Литвы династии.

· После его смерти польский престол, сделавшийся избирательным, стали восходить короли-иноземцы, чуждые литовских интересов - Генрих французский и Стефан Баторий, преданные Польше, а не Литве.

Распространение в Польше и Литве протестанства, появление и деятельность иезуитов.

· Призвание в Польшу и Литву братьев-иезуитов было прямым следствием распространения здесь протестанства, так как иезуиты были специальными против него борцами.

· Особенно рьяным и влиятельным покровителем исповедников протестантства в Литве был князь Николай Черный Радзивил, владевший чуть не половиной Литвы.

· Под его покровительством протестантские проповедники заполонили всю Польшу и Литву, строили здесь свои кирхи, заводили школы и типографии. Учили Социн.

· Из местных учителей кальвинизма известен особенно Симон Будный, в 1562 году напечатавший в Несвиже на литовско-русском языке кальвинский катехизис.

· Иезуиты явились на первых порах скромными и самоотверженными иноками занимались благотворительностью.

· Сначала иезуиты действовали исключительно против протестантства, потом против православия.

Виленская иезуитская академия.

· В центре Литвы - в Вильне - в 1570 году иезуиты основали коллегию, личный состав которой нарочно наполнили самыми образованными и талантливыми людьми из своего ордена.

· В 1579 году Стефан Баторий дал ей права академии.

· В 1586 году в ней было уже до 700 учеников и более 50 человек учительского персонала.

Развитие иезуитами мысли об унии с Римской церковью.

· Они стали усердно хвалить православную церковь и жалеть об ее дурном состоянии;

· В таком духе ученым Скаргою написано было сочинение "0 единстве церкви" (изд. 1577 года).

· Описав все беспорядки Русской церкви, Скарга выставил их причинами: 1) женатую жизнь попов; 2) славянский язык; 3) крайнее унижение духовенства от вмешательства мирян в духовные дела.

Усиление католического влияния на высшие классы при Стефане Батории и Сигизмунде III.

· Высшая иерархия, по своему происхождению, образованию и образу жизни примыкавшая к панам, тоже подверглась влиянию польской народности и католичества.

· Монастыри с их имениями даже прямо раздавались католикам. В епископы посвящались лица недостойные, даже двоеженцы и женатые.

Борцы за православие.

· Между панами - защитниками православия главными явились переселенец из Москвы князь Андрей Курбский и князь Константин Константинович Острожский.

· Считая самым лучшим средством для борьбы с врагами умножение книг и переводов. Курбский сам под старость выучил латынь и начал переводить.

· Князь К. К. Острожский, богатый и могущественный вельможа, около 1580 года открыл у себя в Остроге высшую школу; это была самая древняя школа в западной Руси вместе со слуцкой, открытой князем Слуцким.

· Самым важным памятником его ревности к вере осталась Острожская Библия (1580-1581 гг.), которая была первым печатным изданием Библии в России.

Братства.

· Патриарх Иоаким(антиохийский) во время своего проезда чрез Россию (1586 г.) дал грамоту древнейшему львовскому братству.

· Поощренное патриархом, братство завело у себя госпиталь, типографию и школу и своим влиянием на церковные дела сильно стеснило власть местного епископа ГедеонаБолобана.

Приезд патриарха Иеремии и положение в это время церкви.

· Сам митрополит киевский Онисифорбыл двоеженец.

· Епископы некоторые были женаты. Жили в замках с прислугой и пушками.

· Виднее всех епископов был луцкий Кирилл Терлецкий. соседи его по землям не раз жаловались суду на его буйство и наезды, сопровождавшиеся даже убийствами.

· Иеремия убеждал православных заводить и другие братства. Кроме львовского братства, он утвердил своим благословением и грамотою еще Троицкое братство в Вильне, которое тоже завело у себя школу итипографию.

 

Низложение митрополита Онисифора и возведение в митрополиты Михаила Рогозы.\

· Низложив митрополита Онисифора, он поставил на его место нового митрополита, Михаила Рогозу, единственно по рекомендации мирян.

· Рогоза был человек благочестивый и добрый, но, по своей слабости, наклонности служить двум господам.

· Иеремия ограничил его власть усилением Кирилла Терлецкого, которого сделал своим экзархом в южной России.

· Многие епископы были недовольны действиями патриарха против недостойных иерархов, вследствие всего этого, как только патриарх уехал, между иерархами пошли самые раздражительные толки против греков, что заставляло серьезно подумать об унии с Римом.

Подготовка и главные деятели унии.

· Всех нужнее была такая уния епископам.

· в 1591 году к королю поступила просьба, подписанная четырьмя епископами - Кириллом Луцким, Гедеоном Львовским, Дионисием Холмским и Леонтием Пинским - o подчинении Русской церкви папе под условием сохранения всех ее обрядов и обеспечения прав ее иерархии.

· Согласившиеся на унию епископы скоро нашли себе важного союзника, еще раньше них помышлявшего o соединении с Римской церковью - это был вновь поставленный (в 1593 году) владимирский епископ ИпатийПоцей.

· Сделавшись епископом, он стал главным деятелем унии вместе с Терлецким. В 1594 году сам король назначил их обоих к пoездке в Рим в качестве уполномоченных от других владык для заключения акта унии.

· Между тем составлены были самые условия унии для представления королю и папе: упомянув o неприкосновенности православных догматов и обрядов для униатской церкви, владыки особенно настаивали здесь на ограждении своих иерархических прав от нарушений со стороны панов и братств, на целости своих имений, на приобретении себе сенаторских званий и на ограждении себя от церковного влияния греков.

· Среди таких обстоятельств, грозивших затеянной унии распадением, Терлецкий и Поцей поспешили поскорее кончить свое дело, и осенью 1595 года отправились в Рим с изъявлением покорности папе.

· А между тем в России братства и священники предавали изменников-архиереев проклятию; Стефан Зизаний, учитель львовского братства, перешедший в Вильну, громил их в своих проповедях и издал сочинение: "Казание святого Кирилла иерусалимского об антихристе,"

Введение унии на Брестском соборе.

· В конце 1596 года для введения унии собрался в Бресте небывало многолюдный и торжественный собор.

· Униаты открыли заседания в городском соборе, а православные - в одном частном доме.

· Православные епископы были объявлены ослушниками своего митрополита и изменниками своей церкви, греческие экзархи - самозванцами и шпионами султана, все православные - преступниками против духовной власти своих иерархов и против воли короля.

Усилия иезуитов и польского правительства к распространению унии.

· Непосредственно затем начались гонения на православие.

· Униатские епископы выгоняли православных священников из приходов и ставили на их место своих униатов..

· Братства объявлены были мятежными сходками и подверглись преследованиям.

· У православных отбирали церкви; священники их подвергались насилиям, заключались в тюрьмы.

· В имениях католических панов одни православные церкви были насильственно обращаемы в униатские, другие отдавались в аренду жидам.

· Одним из главных вождей унии и самом энергичном из униатских митрополитов - ИпатииПоцее.

· Как Риму с его иезуитами, так и Польше уния нужна была не сама по себе, а только в качестве переходной ступени, через которую должно было пройти православное народонаселение Речи Посполитой к чистому католичеству.

· По его влиянию, в униатское богослужение, которое всего более связывало униатов с православной церковью, стали постепенно вводиться чисто католические обряды.

Орден базилиан.

· Преобразование униатского монашества началось с отнятого у виленского братства Троицкого монастыря.

· Главным пособником митрополита в этом деле явился его наместник иезуит Иосиф ВельяминРутский, один из московских изменников, сын воеводы Вельяминова, перешедший в Литву в 1568 году и обращенный здесь иезуитами в латинство.

· Устав нового монашества объявлен был основанным на правилах святого Василия Великого, на самом же деле целиком снят был с организации католических монашеских орденов.

· Униатские монастыри с самого же начала стали наполняться чистыми латинянами, принимавшими на себя только платье униатских монахов, даже прямо иезуитами.

· он должен был восполнить крайнее нравственное убожество униатской церкви, принявшей в себя только самые дурные элементы из православного общества.

· Базилианские школы сделались тоже совершенно латинскими и выпускали из своих стен таких же ярых приверженцев католичества, как и школы иезуитские.

Противодействие унии со стороны православных.

· Положение православной церкви с начала ХVII века сделалось совершенно невыносимым, особенно в Литве, на Волыни и в Галиции.

· МелетийСмотрицкийв 1610 году горько оплакивал бедствия православия в сочинении "Фринос положительно или Плач церкви восточной,".

· Остались одни защитники - казаки. Гетман реестровых казаков Конашевич Сагайдачныйумел искусно сдерживать фанатизм поляков до самой своей смерти (+1622);

· Борьба с унией духовным оружием началась непосредственно за собором 1596 года.

· Послышался сильный голос против унии с востока, - в многочисленных посланиях на Русь патриарха александрийского МелетияПигасаи русских иноков с Афона. Русский монах Иоанн Вишенскийпосылал оттуда свои послания к князю Острожскому, к львовскому братству и к униатским епископам и написал "Краткое извещение o латинских прелестях."

 

Братские школы и вышедшие из них защитники православия.

· Не было в этих школах ни обширных курсов, ни строгого деления на классы, ни даже строгого систематического преподавания, тем не менее образование их стояло довольно высоко и было очень полезно для своего времени. Из них вышли многие видные деятели просвещения, богословы, борцы против унии, проповедники, переводчики, исправители книг.

· Из острожских школ вышли Исаия Копинский, известный в свое время проповедник Леонтий Карпович, много пострадавший за православие, с 1615 года архимандрит виленского Духова монастыря, и МелетийСмотрицкий, автор Фриноса.

· Кроме братских школ, православная церковь нашла себе сильную духовную опору в своих монастырях.

· православных монастырей было все-таки постоянно больше числа униатских, и большая часть их отличалась многолюдством, имея в своих стенах до 80, 100 и 200 иноков, тогда как униатские монастыри стояли почти пустые.

· В течение первых 20 лет унии, самых тяжелых для православной церкви, возникло даже до 10 новых православных монастырей и между ними три монастыря таких, как Почаевский, виленскийСвятодуховский и киевский братский.

Восстановление православной иерархии патриархом Феофаном.

· Один за другим умерли единственные православные епископы - ГедеонБолобан (+ 1607) и Михаил Копыстенский (+ 1612).

· преемник Гедеона, Иеремии Тиссаровскому, успевшему добиться кафедры притворной присягой унии.

· Недостаток в духовенстве заставлял православных поневоле обращаться с требами к попам униатским. Такое критическое положение православия продолжалось до 1620 года, когда в Малороссию приехал иерусалимский патриарх Феофан, снабженный на устройство здесь церковных дел полномочиями от константинопольского патриарха.

· По просьбе православных, он принялся за восстановление православной иерархии - в митрополиты поставил игумена Киево-Михайловского монастыря Иова Борецкого, затем рукоположил еще 6 епископов: в Полоцк, Владимир, Луцк, Перемышль, Холм и Пинск.

Митрополит Иов Борецкий.

· Для внутреннего устроения церкви он рассылал окружные послания с увещаниями православным крепко стоять в своей вере и собирал соборы. В 1621 году в Киеве был созван замечательный собор, составивший "Советование o благочестии" (т.е. православии), выразительный акт o мерах к подъему нравственных и просветительных сил Церкви.

· убиение полоцкого униатского епископа ИосафатаКунцевича, самого фанатичного поборника унии. Назначение в Полоцк православного архиерея Мелетия было для Кунцевича сильным ударом: к Мелетию перешло из его епархии множество приходов.

· После этого он прибегнул против православных к самым крайним мерам насилия, так что даже сам митрополит Иосиф Рутский и канцлер Лев Сапега нашли нужным умерить его ревность.

· Митрополит Иов в 1625 году задумал даже проситься вместе со своей Малороссией в московское подданство. Царь Михаил отказал ему тогда в такой просьбе, но мысль o московском подданстве после этого уже никогда не умирала в Малороссии.

· Около 1626 года в унию перешли ректор киевской братской школы КассианСакович, известный Кирилл Транквиллион и наконец, даже МелетийСмотрицкий.

Митрополит Исаия Копинский.

· По смерти митрополита Иова, в 1631 г. на место его был избран смоленский епископ Исаия Копинский. Он был из воспитанников острожских школ, долго подвизался в Печерском монастыре, в 1620 году был поставлен епископом Перемышльской епархии, затем переведен в Смоленскую.

· В 1632 году последовала смерть главного покровителя унии, короля Сигизмунда.

· Виленское братство приготовило целую книгу "Синопсис" или краткое обозрение прежних прав православной церкви.

· После сильных споров со стороны униатов и католического духовенства на нем выработаны были чрезвычайно важные статьи, в силу которых православная иерархия после 36 лет существования унии в первый раз получила наконец законное признание со стороны правительства; - определено было: избрать для православных митрополита и четвертых епископов на кафедры львовскую, луцкую, перемышльскую и (новооткрытую вместо полоцкой) мстиславскую, предоставить православным полную свободу веры, утвердить права их братств, школ и типографий и возвратить им несколько церквей и монастырей.

Петр Могила.

· Митрополит Исаия был устранен от митрополии в самом начале правления Владислава.

· На митрополичью кафедру был избран самый деятельный из духовных депутатов сейма, который и вел все дело o правах православной церкви. Это был знаменитый Петр Могила. Он был сын валашского и молдавского воеводы Симеона Могилы, в молодости получил высокое богословское образование от учителей львовского братства и в заграничных школах, потом, после потери его фамилией господарства, жил в Польше, участвовал в битве поляков с турками под Хотином, наконец, в 1627 году постригся в монахи и сделался печерским архимандритом всего 30-ти лет от роду.

· Во время своего святительства Петр Могила оказал православной церкви большие услуги; он неоднократно заступался за православных людей и права церковных учреждений пред правительством, несколько раз заставлял последнее подтверждать постановления сейма 1632 года o правах православия, заботился o восстановлении памятников православной древности.

Преобразование Петром Могилой киевской школы.

· Еще будучи печерским архимандритом, он захотел открыть у себя в монастыре новую школу, латинскую и с высшим курсом, по образцу иезуитских коллегий, и для этого собрал около себя несколько ученых наставников, отчасти из молодых людей, получивших на его счет образование на западе.

· в 1632 году он соединил новооткрытую печерскую школу с братской и принялся преобразовывать последнюю по своей мысли в высшее заведение с принятым на западе латинским курсом.

· По примеру иезуитских коллегий, она стала разделяться на школы или классы: фару, инфиму, грамматику, синтаксиму, пиитику, риторику, философию и богословие.

· Сильвестр Коссов в 1635 году издал "Ектезис," или отчет o киевских ивинницких школах, в котором вполне опроверг клевету латино-униатской партии и доказал строгое православное направление новых школ.

· Втечение каких-нибудь 10-15 лет она успела сделаться сильным образовательным центром не только для Малороссии, но и для всей России.

Ученые труды Петра Могилы и его коллегии.

· Сам Петр Могила написал (1644 г.) книгу "Λιύoς, или Камень на сокрушение лжи бывшего ректора КассианаСаковича.

· Петр Могила в 1645 году поспешил издать Православное Исповедание на польском и русском языках в сокращенном виде, под названием "Собрание короткой науки o артикулах веры (Малый Катехизис)." Полное Православное Исповедание было издано чрез 20 лет, и то только на греческом языке (в Амстердаме в 1662 г.), а на славянском появилось уже в 1696 году.

· Одним из важнейших его изданий по этой части было издание (1646 г.) Евхологиона, или Большого Требника; в нем собраны были все чины православной церкви по греческим и славянским требникам, дополнены новыми чинами на те случаи, на которые в Русской церкви их не было, заимствованными из католических требников или составленными вновь самим Могилой, кроме того, снабжены подробными объяснениями литургического, догматического и канонического содержания.

· Самыми видными представителями киевской богословской учености после Могилы были, следовавшие один за другим, два ректора коллегии: Лазаръ Баранович (1650-1655 гг.) и ИоанникийГолятовский(до 1663 r.).


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 271; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!