Период III.Разделение Русской Церкви на две митрополии (1461-1589 гг.).



Московская митрополия

Распространение веры

В Пермском крае. Преподобный Трифон Вятский.

· Покорение Перми1472 год.

· Трифон Вятский, проповедуя Христа, он дошел до места нынешней Перми, где сжег одно уважаемое дерево, около которого происходили языческие моления. Язычники едва не убили его за это, но многие, видя, что боги не наказали его за свою святыню, стали креститься;

· Трифон основал обитель на реке Чусовой, где жил 9 лет.

· С 1580 вел долгую странническую жизнь, проповедуя христианство по берегам Камы и Вятки.

· скончался в 1612 году в Вятской обители.

Христианство на северном Поморье.

· Просветительным центром для этого края был Соловецкий монастырь.

· Слава чудес от мощей соловецких чудотворцев заставляла обращаться к христианскому Богу и к Его угодникам даже языческих кебунов (волхвов).

· В Нордкапе проповедовал Феодорит.Для пустынных подвигов он отплыл на самый дальний север к реке Коле и подвизался здесь около 12 лет. Там же основал монастырь Святой Троицы.

· Однажды в один день крестил до 2000 человек. Скончался в 1577 году

· В одно время с Феодоритом у самого Нордкапа проповедовал христианство преподобный Трифон Печенгский(1495-1583).построил на Печенге церковь Святой Троицы.

· Величайшим бедствием для христиан в Лопском крае были частые нападения на него шведов. Сама Соловецкая обитель должна была превратиться в крепость и содержать вооруженные отряды как в своих стенах, так и в построенном ею Сумском остроге.

В Казани. Просветительная деятельность казанских чудотворцев.

· В половине ХVI века Московское государство предприняло наступательное движение на Казань. 2 октября Казань была взята.

· Первая церковь – святых Киприана и Иустины, вторая собор Благовещения.

· За городом, где погребены были павшие воины, велено было построить монастырь Успенский Зилантов.

Святой Гурий.

· на московском соборе 1555 года положено было открыть в Казани особую епархию.

· Своим учением и жизнью святой Гурий весьма благотворно действовал на покоренных инородцев и в 9 лет своего святительства обратил их многие тысячи.

· Святитель Гурий скончался 4 декабря 1563 г.

Святые Варсонофий и Герман.

· Варсонофий сын серпуховского священника и с юных лет отличался любовью к книгам. Лет 17-ти он попал в плен к крымским татарам и за три года тяжкой неволи успел изучить язык и веру своих поработителей.

· В Казани он устроил Спасский монастырь и дал ему устав, где и скончался в 1576 году.

· Герман, из боярской фамилии Полевых, родился в Старице и был пострижеником Волоколамского монастыря.

· После смерти святого Гурия он был преемником его по кафедре и достойным продолжателем его дела (+ 1567).

· Прославлению имени Божия среди мусульман и язычников много содействовали между прочим с 1579 года чудеса новоявленной иконы Казанской Божией Матери.

Христианство в Астрахании на Кавказе

· В 1567 году в Москве крестилась астраханская царица с сыном.

· В 1568 году послан в Астрахань игумен Кирилл для крещения народа и устроения церквей и монастырей.

· Из Астрахани Россия завязала сношения с народами Кавказа.

Церковное управление.

Отношение митрополита к патриарху и к московским государям.

· усиление Московского государства. Церковь могла теперь опираться на силу гражданской власти. При этом государство проявляло власть в церковных делах.

· Около 1480 года в архиерейскую присягу было включено клятвенное обещание не принимать греков ни на митрополию, ни на епископии, как находящихся под властью неверного царя.

Митрополиты при Иоанне III и Василии.

· Преемник митрополита Ионы, кроткий и благочестивый Феодосий (Бывальцев) был поставлен на митрополию уже без сношения с Грецией. Также поставлялись и последующие митрополиты времен Иоанна III: Филипп I (с 1464 г.), Геронтий(1472), Зосима (1491) и Симон (1495).

· Два послания к великому князю, одно от митрополита Геронтия и собора духовенства, другое от ростовского епископа Вассиана - оба на Угру, где великий князь в боязливой нерешительности стоял с полками перед ханом Ахматом.

· Преемник митрополита Симона Варлаам(с 1511 г.) его заточили в монастыре.

· На место его поставлен был (1522 г.) волоцкий игумен Даниил.

Митрополиты в малолетство Грозного.Митрополит Макарий.

· Даниил, Иосав, Макарий – митрополиты при Иване Грозном.

· На 17 году (1547 г.) Иван IV принял помазание на царство.

· 1547 московский пожар.

· 1551 Стоглавый собор.Для разных церковных исправлений.

· В 1565 учреждение опричины и боярские казни.

Митрополит святой Филипп II.

· Преемником Макария в 1564 г. избран был духовник царя Афанасий. Через год поп болезни покинул кафедру.

· Царь вызвал в митрополиты соловецкого игумена святого Филиппа (1566 г.)

· в 1568 году, видя безуспешность тайных обличений царя в жестокостях, он решился приступить к обличениям всенародным.

· Собор подобострастных епископов осудил его на лишение сана. 8 ноября 1568 года опричники буйной толпой ворвались в храм, где Филипп служил свою последнюю литургию, сорвали с него святительские одежды, одели в лохмотья и с позором выгнали из церкви. Через год убит.

· Последующие митрополиты, Кирилл и Антоний, были уже только безмолвными свидетелями дел Грозного.

Митрополиты при царе Феодоре.

· Но и в его царствование видим свержение митрополита Дионисия.

· На место его возведен (1587 г.) ростовский архиепископ Иов. Это был последний митрополит и первый патриарх в нашей истории.

Епархии московской митрополии.

· После смерти владыки святого Ионы (1470) литовская партия требовала, чтобы вновь избранный владыка Феофил ехал ставиться не в Москву, а в Киев.

· Владыка и погиб за свой город; после бунта против московской власти, который не замедлил последовать со стороны новгородцев, он опять было печаловался o них, но великий князь вместе с виновными схватил и его самого и в 1480 году заточил в Чудов монастырь, где он и скончался в 1482 году.

· После был выбран митрополитом москвич Сергий.Менее чем через год он сошел с ума.

· Преемником его с 1484 года был тоже москвич, чудовский архимандрит Геннадий.

· В 1570 году Грозный предпринял свой кровавый поход на Новгород.

· Владыка Пимен, некогда судивший на соборе святого Филиппа, подвергся крайнему поруганию от опричников.

· Преемника его Леонида Грозный (1576 г.) велел зашить в медвежыо шкуру и затравить собаками, а nо другим известиям - удавить.

· Первого епископа (Мисаила) Псков получил уже при учреждении патриаршества.

· Число всех епархий в Московской митрополии после отделения от нее Киевской простиралось до 10.

· После падения Орды сарайский епископ (с 1454 года) стал жить в Москве на Крутицах и сделался как бы викарием митрополита.

Органы епархиального управления.

· суд по всем духовным делам производить самим святителям, или кому они укажут из духовных, а не из мирских лиц.

· Поповские старосты, которых в первый раз мы видели во Пскове, в ХV веке с исключительно финансовым значением.

· Сами поповские старосты подчинены надзору архимандритов, игуменов и протопопов.

Устройство церковного суда.

· Неподсудность духовных лиц и всех вообще церковных людей государственному, мирскому суду признана была общим правилом по всем делам, кроме уголовных.

· Несудимые грамоты изредка успевали выпрашивать и церковные причты.

· Стоглав отменил их: но его распоряжение не вошло в практику.

Состояние белого духовенства.

· Член клира был членом и своей приходской общины, и притом членом грамотным.

· Государство все более и более стесняло поставление в священный чин людей служилых и тяглых, так что ставленники были большей частью из лиц духовного же происхождения.

· Стоглав уже прямо говорит o наследии церковных мест после отцов детьми.

Сборы с духовенства.

· После резких обличений стригольников касательно поставления пастырей на мзде собор 1503 года отменил было ставленые пошлины, но Стоглав снова восстановил их.

· ежегодная церковная дань

· перехожие деньги с священно и церковно служителей за переход к другой церкви

· пошлины за антиминсы для новых церквей и венечные - с браков.

· При поездках архиерейских чиновников по делам духовенство ставило им кормы и подводы.

· При Грозном определена была денежная сумма, которую духовенство должно было платить ежегодно за архиерейский подъезд, хотя бы архиерей и не ездил по епархии.

· Законным средством избавиться от тяжести платежей были жалованные грамоты.

· духовенство не было свободно и от гражданских платежей и повинностей.

Содержание белого духовенства. Перехожие и крестцовые попы.

· Платежей было много, а средств к содержанию духовенство имело мало.

· Стоглав почел нужным издать запрещение строить лишние церкви.

· В городах, особенно в Москве, из этих безместных священнослужителей, служивших по найму, образовался класс крестцового духовенства.

Меры к улучшению нравов белого духовенства.

· Вдовым священнослужителям, не постригавшимся в монашество, служение было запрещено еще при митрополитах Петре и Фотии.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 233; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!