Богослужение и христианская жизнь.



Нестроения в церковном богослужении.

· Встречаем сильные обличения против неблагочинного совершения богослужения, порчи церковного чтения и пения, многогласия при богослужении.

· В пении, вместо прежнего праворечия, явилось раздельноречие, растяжение слов через изменение полугласных букв в гласные и через бестолковые вставки в слова лишних звуков, - пение так называемое "хомовое,"

· В ХVI веке распространилось сильное сомнение o том, двоить или троить аллилуию.

· По солнцу или не по солнцу ходить крестных ход во время освящения храма. Стоглавый собор поверил сказанию Василия и велел двоить аллилуию.

· Русские носили бороду, и борода стала существенною принадлежностью православия, а брадобритие - латинской ересью.

Испорченность богослужебных книг, указанная Максимом Греком, и неудовольствия на него.

· В 1518 году, по вызову правительства, в Россию приехал с востока Максим Грек, афонский монах, родом из Албании, получивший образование на западе в Венеции и Флоренции.

· Он пересмотрел и исправил Триодь, Часослов, праздничную Минею, Толковое Евангелие и Апостол.

· Максим старался еще при этом объяснять разные богослужебные обряды и принадлежности.

· В 1525 году, как за них, так и по другим обвинениям, он был осужден на соборе и приговорен к заточению в монастырь. Вместе с этим прекратились и его исправления богослужебных книг.

Определение o богослужебных книгах собора 1551 года.

· По Стоглаву Церковные книги велено было исправлять по-старому с добрых переводов, которых, однако, и сам собор не мог указать.

Устройство типографии в Москве, первые печатные книги и судьба печатников.

· В 1552 r., nо просьбе Иоанна Грозного, из Дании был прислан типограф Ганс Мессингеймили Бокбиндер.Нашлись и свои люди, знавшие типографское дело - дьякон Иоанн Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец;

· В 1564 году вышла первая печатная книга Апостол, а через 2 года выпущен Часослов - оба, впрочем, малоисправные.

· Двор печатный был подожжен ночью и сгорел со всеми своими принадлежностями.

· Книгопечатание было снова возобновлено уже в 1568 г.

Новые храмы.

· Со времени Иоанна III начали вызывать в Россию разных иностранных мастеров для построек и более всего, разумеется, для устроения храмов.

· Итальянский мастер Аристотель Фиоравентив 1475-1479 годах выстроил в Москве новый Успенский собор.

· построено было до 11 каменных церквей мастером Фрязиным.

· мастером Николаем Немцем слит громадный колокол в 1000 пудов.

· В память взятия Казани при Грозном в 1555 году построен в Москве Покровский собор (Василий Блаженный) весьма оригинального зодчества.

Судьба местных святынь. Соборы 1547 и 1549 годов. Новые праздники и обряды.

· владыка-москвич в Новгороде Сергий не хотел почтить мощей владыки Моисея.

· сам Иоанн III, посетив Хутынский монастырь, унизил мощи преподобного Варлаама пред московскими мощами и был вразумлен грозным появлением подземного огня.

· Новый порядок вещей обнаружился собиранием местных святынь в Москву

· По определению московских соборов 1547 и 1549 годов, многие святые разных краев, прежде чтившиеся только местно, получили общее чествование по всей России.

· С ХVI века у нас делаются известными некоторые новые обряды: обряд хождения на осляти в неделю Ваий, совершавшийся в Москве митрополитом

Святые иконы. Дело Висковатого.

· Стоглав определил, чтобы иконописцы непременно держались древних образцов.

· после Стоглава началось волнение из-за икон, поднятое дьяком Иваном Висковатым.

· Висковатый соблазнился o новых иконах. Стал разглашать, что не следует изображать иконным образом невидимое Божество и бесплотных. Порицал символические изображения, например добродетелей и пороков в виде женщин.

· Висковатого за хулу икон отлучили на три года от причастия.

Обрядовый характер благочестия русских людей.

· Добродетелями времени были частое присутствие при богослужении, строгое соблюдение постов,вклады в монастыри и церкви, построение церквей, путешествия к святым местам, раздача пищи и денег бедным. Часто совершались крестные ходы.

· Но религиозного чувства было мало.

· ПомяникГорозного 3470 душ.

· В общественных отношениях видим угнетение низших высшими, бедных богатыми, подчиненных начальствующими.

· Существовали грубые потехи, например кулачные бои, на которых побивали людей до смерти.

· Грозный увеселялся травлей людей медведями;

· Моралисты вооружались также против поголовного пьянства во всех сословиях, не исключая даже высшего духовенства.

· В праздновании главных христианских праздников, кроме того, и теперь еще замечалась грубая примесь часто безнравственных языческих обрядов, что вызывало со стороны лучших духовных лиц сильные обличения.

Домострой.

· В основу семейной жизни Домостроем положено безусловное главенство отца семейства.

· Домострой вооружается против всяких удовольствий женщины, требует от нее исключительно хозяйственных забот и работы.

· Нравственные правила Домостроя носят общий в древней Руси характер обрядового аскетизма.

· Запрещаются всякое смехотворение, песни, пляски, мирские потехи, охота. Весь дом должен быть устроен по подобию монастыря.

· каждый день семья отправляет утреню, часы, вечерню, павечерницу и полунощницу; постоянно нужно иметь в устах молитву Иисусову, а в руках держать четки.

· Самое большое зло семейной жизни заключалось в грубом, исключительно чувственном отношении полов, которое обусловливало, с одной стороны, легкость семейных нравов, с другой - затворничество женщин.

· До нас дошло замечательное житие русской боярыни ХVI века ИулианииЛазаревской.

Состояние монашества

· С половины ХV до ХVII века насчитывается до 300 вновь устроенных монастырей.

Преподобный Нил Сорский.

· Удалился на реку Сору и поставил здесь свою одинокую келью и часовню, около которых скоро возникла целая обитель с новым еще в России скитским направлением, заимствованным преподобным Нилом с Афона.

· Преподобный Нил заповедал братии питаться только своими трудами, милостыню принимать только в крайней нужде, не заводить дорогих вещей даже в церкви, женщин в скит не пускать, монахам из него не выходить ни под каким предлогом.

· Жизнь его скита отличалась такою строгостью, что нашлось только 12 человек, которые были в состоянии жить в нем.

Преподобный Иосиф Волоцкий(1440-1515 гг.)

· в 1479 году основал свой собственный Волоцкий монастырь и за 37 лет своего игуменства устроил его, как желал, на началах самого строгого общежития.

· Свой устав он составлялбольшую общежительную обитель с иноками всякого рода, и потому развил в нем главным образом правила внешней монастырской дисциплины и суровых наказаний, которыми думал поддержать строгость иноческой жизни.

· В дополнение к этому уставу он составил "Сказание o святых отцах монастырей русских," где собрал предания o строгой жизни древних монастырей и провел ту же мысль o необходимости для поддержания монастырской жизни применения к ней самой строгой дисциплины.

· Иосиф, напротив, считал монашество совершеннейшим классом верующих, которому следует стоять во главе всей церковной жизни, быть рассадником церковных властей, потому хотел сосредоточить в монастырях все церковное образование и лучшие духовные силы церкви

Другие подвижники и обители ХV-ХVI веков.

· своими высокими подвигами прославились в это время: МакарийКолязинский(+ 1483), Александр Свирский (+ 1533), КорнилийКомельский(+ 1537), Даниил Переяславльский(+ 1540), Зосима (+ 1478), Герман (+ 1484) и Филипп (после митрополит) Соловецкие, Антоний Сийский(+ 1556), Нил Столобенский(+ 1554 г.), Никандр Псковский (+ 1581) и др., всего до 50 великих подвижников иноческой жизни, которых церковь чтит в сонме святых угодников Божиих.

· во время одного голода Иосифов монастырь ежедневно кормил до 700 нищих.

· Стоглавый собор так же требовал, чтобы монахи во всех монастырях, не исключая и настоятелей, жили nо общежительному уставу.

Распоряжения правительства o церковных вотчинах.

· От чрезвычайно быстрого возрастания монастырских вотчин у правительства стала уходить из рук земля, которая была нужна ему для раздачи служилым людям.

· Вследствие таких обстоятельств со времени Иоанна III в правительственных сферах с особенной энергией стала развиваться мысль об ограничении вотчинных прав монастырей и вообще церковных учреждений.

· великий князь на соборе 1503 года предложил вопрос об отобрании вотчин уже у всех вообще монастырей.

· В малолетство Грозного вышло новое, более общее определение, чтобы монастыри не приобретали себе вотчин без доклада государю уже никаким способом.

· В 1573 году последовало новое распоряжение, чтобы из казны, с согласия царя, вотчины были жалуемы впредь одним только бедным обителям.

Недостатки монастырской жизни.

· Вотчинные владения постоянно выставлялись в числе самых главных причин нравственных недостатков монастырей.

· Прежняя благотворительность бедным в монастырях ослабела; монастыри не только нищих не кормили, но и своих крестьян не миловали.

· современные обрядовые взгляды на благочестие не миновали и монашества: многие постригались в монахи не по призванию, а только по обычаю, по обрядовому взгляду на монашество, как на внешнее средство ко спасению, а иные даже просто для покоя, избывая работ, и по пострижении спокойно оставались при всех своих мирских привычках.

· Замечательно, что сам Стоглав, запрещая держать в монастырях хмельное питье и частные хозяйства.

· Стоглав определил, чтобы монахи не скитались по городам и пустыням, не служили при мирских церквах, иноки и инокини вместе не жили, скитников положил разводить по общежительным монастырям, безвкладных, которых в монастыри не принимали, устраивать вкладами из царской или святительской казны.

· Стоглавый собор обратил внимание и на злоупотребления подвигом юродства, которым стали промышлять разные обманщики.

· Царь Грозный шел погромить Псков - но вот из среды псковских граждан, встречавших царя с хлебом и солью в трепещущих руках, выступает перед ним блаженный Никола Салос(+ 1576) с куском сырого мяса и с тяжким обличением в кровожадности - и царь, убивший за обличения митрополита, покорно выслушивает грубое слово юродивого и щадит опальный город. В 1552 году царь своими руками нес до могилы тело московского юродивого Василия Блаженного. Кроме Василия, известен еще московский юродивый Иоанн Большой Колпак, обличитель Годунова (+ 1589).


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 226; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!