Церковная иерархия и состояние духовенства



Расстройство в церковном управлении вследствие татарского нашествия и восстановление порядка митр Кириллом II.

· При разорении Киева без вести пропал недавно присланный из Греции митрополит Иосиф.

· Около 1243 года избран был новый митрополит из русских, Кирилл II.

· Все время своего 33-летнего святительства провел в разъездах по всей митрополии с места на место.

· Созвал собор в 1274 г.

· Собор обратил внимание на поборы при поставлении ставленников во священный сан (7 гривен)

· Указал рукополагать священнослужителей только после внимательного их испытания.

· исправил неисправности в совершении богослужения.

· Духовных лиц, впадавших в зазорную жизнь, распорядился лишать сана; обратил внимание на народный разгул и бесчиния в препровождении праздников и прочее.

· Новый список церковных правил. (полный Номоканон с прибавлением еще неизвестных до сих пор в России новых церковных постановлений и толкований на правила)

· Определены были отношения Русской церкви к монголам в ярлыке Менгу-Темира Устроена Сарайская епархия.

· Деятельный святитель скончался в 1280 году и был погребен в Киеве.

Митрополит Максим.

· Родом грек, прибыл из Греции в 1283 году.

· В 1299 году поселился во Владимире. (по прибытии в этот город сама Богоматерь явилась ему во сне, одобрила его намерение поселиться в Ее граде и дала ему омофор, который чудесно остался у него в руках по пробуждении)

· Между югом и севером видим следы соперничества из-за митрополии.

· в 1303 году греки учредили в Галиче особую митрополию; известно имя и первого митрополита галицкого - Нифонта.

Святой Петр.

· Родом из Волыни, с 12 лет поступил в монастырь.

· Сделавшись митрополитом был оклеветан перед патриархом, но на суде в1311 году был оправдан.

· Более всего проживал в Москве.

· По его слову в Москве был построен кафедральный собор в честь Успения.

· Святитель Петр скончался 21 декабря 1326 года.

Митрополит Феогност

· Грек Феогност, посвященный в 1328 г., уже прямо отправился на жительство в Москву.

· В юго-западной Руси один за другим являлись митрополиты, добывавшие себе сан у греков, - в Галиче Гавриил еще при митрополите Петре и Феодор при митрополите Феогносте, в Киеве лжемитрополитФеодорит, посвященный в 1352 г. тырновским патриархом.

· В Орду Феогност должен был ездить два раза. Вторая поездка 1342 г.

· Святитель умер в 1353 году вместе с великим князем Симеоном от моровой язвы.

Святой Алексий. Споры о единстве митрополии

· Алексий был из боярского рода Плещеевых, родился в 1300 году и имел своим восприемником Калиту.

· Лет 20-ти он постригся в московском Богоявленском монастыре.

· Был епископом владимирским.

· Был посвящен в митрополиты (1354 года).

· Князь Ольгерд прислал кандидата Романа. Всевозможные опасения и более богатые дары заставили патриарха Филофея посвятить и Романа, назначив ему в управление Литву и Волынь с кафедрой в Новгородке Литовском.

· Началась смута, которая прекратилась 1368 гуду смертью Романа.

· В правление Иоанна // Алексий был главным советником великого князя.

· В 1357 году исцелил ханшу Тайдулуот глазной болезни.

· В том же году умерил её сына Бердибека, который потребовал новую дань после смерти Чанибека.

· При малолетнем Дмитрии Иоанновиче Донском митрополит был настоящим правителем государства.

· При посредстве митрополита заключались все княжеские договоры.

· В 1371 году.патриарх Филофей должен был уступить сначала настояниям польского короля Казимира и дать Галичу особого митрополита Антония.

· В 1376 году Филофей поставил митрополитом киевским серба Киприана.

Смуты в митрополии по кончине митрополита Алексия. Митрополит Киприан и его заслуги.

· Святитель хотел назначить себе преемником преподобного Сергия.

· Великий князь наметил на митрополию своего духовника и любимца, священника Митяя (Михаила).

· Едва только святитель Алексей скончался (в 1378 г.), Митяй вошел на митрополичий двор и начал всем здесь распоряжаться, как настоящий митрополит.

· в Москве, по распоряжению великого князя, собрался для этого собор епископов и высшего духовенства на котором хотели его поставить митрополитом.

· Епископ Дионисий хотел отправиться за митрополичьим саном в Грецию, Митяй с великим князем посадили его под стражу. Спустя неделю после освобождения все же уехал.

· В силу соборного определения 1376 митрополию должен был занять Киприан.

· Митяй сам поторипился в Грецию за посвящением, но умер в близи Константинополя в 1379 году.

· Спутники решили выбрать Пимена, и на одном из бланков за великокняжеской печатью написали от имени великого князя прошение обегопоставлении в митрополиты. Дав взятки кому нужно до 20000 рублей.добились своего.

· В митрополитах был и Деонисий, возвращаясь из Греции был задержан литовцами и в 1385 там же и умер. 

· Киприан с Пименом ездили в Грецию тягаться o митрополии перед патриархом. Патриарх решил дело в пользу Киприана.

· После Дмитрия Донского власть монголов ослабла. Ярлыки Церкви давали князья.

· В 1404 году такая грамота дана была митрополиту Киприану великим князем Василием Димитриевичем.

· Митрополит не должен был ставить в попы и дьяконы служилых и тяглых людей великого князя - это было одной из важнейших причин, почему на церковные места поступали большей частью дети самого же духовенства.

· Киприан занимался переводами с греческого языка.

· Скончался в 1406 похоронен в Успенском соборе.

Митрополит Фотий.

· Москва опять рассорилась с Литвой.

· Фотий жил в Киеве, но в 1410 году переехал в Москву.

· Новый первосвятитель был строгий ревнитель церковных прав и отличался хозяйственным характером.

· Витовт рассердился на него за отъезд из Киева. В 1411 году Фотий посетил Литву, но только еще более повредил себе там.

Григорий Цамблак

· В 1414 году Витовт собрал собор из литовских епископов и настоял на избрании для Литвы особого митрополита. Избран был Григорий Цамблак, родом серб, племянник митрополита Киприана.

· Греки отказали Витову в митрополите.

· После вторичного отказа из Греции собор литовских епископов (1416 года) решился исполнить требование Витовта и посвятил Григория без согласия патриарха.

· Григорий все-таки оставался митрополитом до самой смерти (1419 год).

· в 1417 году, по желанию Витовта, он был на Констанцском соборе, который между прочим имел целью обсудить вопрос o соединении церквей, но разошелся, даже не начав этого обсуждения.

· После его смерти обе половины Русской церкви опять соединились под властью Фотия.

· После смерти Фотия в 1431 году вспыхнула княжеская междоусобица.

Митрополит Исидор.

· В 1433 г. великий князь и собор епископов нарекли митрополитом святого Иону.

· Иона отправился в Грецию за посвящением, но когда прибыл туда, император Иоанн Палеолог и патриарх Иосиф встретили его сожалением, что он опоздал, что в Россию уже уехал митрополит Исидор.

· Новый митрополит был орудием императора и патриарха, замысливших унию с Римом.

· На соборе этом он выступил ревностным борцом за папу и унию. Папа Евгений IV сделал его за это кардиналом и легатом от ребра апостольского в землях лифляндских, литовских и русских.

· В 1441 г. он был осужден собором русских епископов, но бежал из-под стражи в Рим.

· Это был последний митрополит-грек в России.

Святитель Иона.

· в России шла сильная усобица между великим князем и его двоюродными братьями, детьми Юрия, сопровождавшаяся большими жестокостями, пленом и ослеплением Василия от одного из братьев, Дмитрия Шемяки.

· В 1448 году Иона был наконец поставлен в митрополиты собором русских пастырей.

· Вероятно после взятия Царьграда в 1453 годуРусской церкви дано было право поставлять митрополита независимо от Греческой церкви; Русская митрополия сделалась самостоятельной и поставлена была первою после Иерусалимского патриархата.

Разделение митрополии.

· В 1458 году латинствовавший константинопольский патриарх Григорий, отъехавший посвоем лишении кафедры из Греции в Рим, посвятил в митрополиты на Литву ученика ИсидороваГригория.

· Собор великорусских епископов, собравшись в 1459 году в Москве, клялся не отступать от святой Московской церкви и определил на будущее время избирать митрополитов в Москве, по повелению великого князя и без сношения с греками.

· Последовало окончательное разделение митрополии на Киевскую и осковскую.

· Митрополит Иона умер в 1461 году.

· В следующем году умер и великий князь, оставив престол сыну своему Иоанну III.

Государственное значение митрополитов.

· Иерархия в это время постоянно была связующим средоточием русских земель.

· храня и укрепляя юное государство, иерархия вовсе не старалась с помощью своего сильного влияния на князей добиться для себя независимости от светской власти и самостоятельной постановки в государстве.

· Все княжеские грамоты начинались словами: "по благословению отца нашего митрополита," и скреплялись митрополичьей подписью и печатью.

· Решались споры между князьями.

· С половины ХIV века видим уже весьма резкую перемену в их положении; если прежде князей было много, а митрополит был один, то в ХIV веке, наоборот, сильный князь был один, а митрополитов 2-3; значение митрополита от этого ослабело, а власть великого князя усилилась.

Церковная власть и права митрополита.

· Церковная власть митрополита была самостоятельной, номинально зависимой от власти патриарха.

· Его собственная епархия разделялась намосковскую и киевскую.

· От поставления епископов ему шли ставленые пошлины и дары.

· Везде духовенство платило ему подъезд на содержание его со свитой.

· судные пошлины с духовенства и мирян за церковный суд.

· все архиереи в своих епархиях, получали со всех церквей дань, петровские и рождественские сборы, подъезд, пошлины ставленые, сбор на десятилъникови других служилых и домовых людей.

· Кафедра русского митрополита по богатству занимала первое место в Константинопольском патриархате.

· На свои богатые средства первосвятители, особенно из русских, строили многие церкви и монастыри и совершали дела благотворительности.

· Постоянными помощниками его по управлению по-прежнему были его соборяне, составлявшие при нем постоянный совет, его "клирос."

· Для суда и сборов были поставлены из мирских людей митрополичьи десятильники.

· для управления вотчинными волостями – волостели.

Епархии и епархиальное управление.

· По тому же образцу было устроено управление и в других епархиях.

· Всех богаче был обставлен владыка новгородский. Между другими владыками он занимал первое место и носил титул архиепископа, который имели еще только епископы ростовские (с конца ХIV века), суздальские.

· Некоторые епархии были упразднены, как-то: Черниговская, Переяславская, Белогородская и Юрьевская.

· Холмская, Брянская вместо Черниговской, Коломенская, Луцкая, Звенигородская, Сарайская - открылись вновь.

· в Твери около 1271 года, в Суздале около 1347 появились отдельные епархии и в Перми (1383 год).

· Всех епархий было 18, из них 9 на севере и 9 на юге.

· Епископов назначали соборно из Москвы.

· В 1388 году ростовцы выгнали от себя святого Иакова по ложному подозрению в нечистой жизни.

· В Муроме народ восстал на своего епископа святого Василия по такому же подозрению.

· В 1424 году новгородцы выгнали владыку Феодосия единственно за то, что он был "шестник," пришелец, а не свой новогородец.

· Суд над епископами принадлежал митрополиту и собору епископов.

Новгородские владыки

· Только Новгород и Псков продолжали еще развивать у себя старые начала местной особности и народного влияния на иерархию

· Избрание новгородских владык по-прежнему совершалось на вече независимо от митрополита.

· с половины ХIV века владык там выбирали по жребию.

· Посвящаться избранные владыки ездили в Москву.

Местное значение владыки

· . С его благословения вече начинало войну, заключало мир, решало свои внутренние дела.

· Владыка был всегдашним миротворцем в вечевых раздорах.

· Богатая владычная казна имела тоже важное общественное значение.

· В 1346 году митрополит Феогност дал владыке Василию новое отличие - крестчатые ризы, потом патриарх прислал ему белый клобук.

Отношения владык к митрополиту

· менялись, смотря по тому, в мире был Новгород с великим князем или нет.

· Владыка Моисей обиделся, что митрополит Феогност не дал ему, как его предшественнику Василию, крестчатых риз.

· На преемника Моисеева Алексия митрополит жаловался патриарху, что этот владыка уже сам самовольно надел на себя крестчатую ризу и не повинуется ни ему, митрополиту, ни великому князю.

· После войны с Дмитрием Донским, во время смут из-за митрополии, новгородцы положили вовсе не судиться у митрополита, а только у своего владыки.

· При Василии Димитриевиче владыка Иоанн (в 1398 г.) благословил новгородцев на войну с великим князем за Двинские волости, отнятые Москвой. По окончании войны его вызвали в Москву и продержали более трех лет в заключении.

· Как Новгород стремился обособиться от Москвы, так его бывший пригород Псков стремился отделиться от него самого.

· В 1331 году псковичи просили себе особого епископа, но получили отказ.

· Псковичи настаивали что бы владыка назначал во Псков наместника из псковичей, а не из новгородцев, что и было утверждено ими особым договором с Новгородом в 1348 году.

· Так же настаивали на том чтобы владыка имел во Пскове один месяц своего суда, для чего должен был приезжать туда через три года.

· Собор духовенства во Пскове имел такое же значение, как владыка в Новгороде.

· Вече присвоило себе право даже судить духовенство и распоряжаться церковными имуществами.

Белое духовенство.

· Как организовано было белое духовенство в других местах, неизвестно.

· В Москве, Новгороде, наверное, и в других местах при соборах были протопопы.

· В отношении к архиереям белое духовенство было классом "тяглым," было обложено разными сборами и повинностями и ведалось по ним архиерейскими десятильниками.

· Для облегчения от тяжести сборов и от притеснений десятильников тяглые попы выпрашивали себе у архиереев и князей жалованные грамоты, а иногда даже силой отбивались от архиерейских сборщиков, в чем им помогали и прихожане.

· Исходя из простого народа, плохо обеспеченное, едва грамотное, духовенство в нравственном отношении мало отличалось от своей паствы, страдало теми же пороками, как и простонародье.

 

Богослужение

Расстройство богослужебного порядка и заботы o восстановлении его.

· Недостаток Богослужебных книг.

· Полные служебные Минеи в ХIII и ХIV веках везде были большой редкостью и, вместо них, довольствовались разными Трефологиями* и собраниями служб только на великие праздники и на памяти более знаменитых святых.

· Много допускалось ошибок при переписывании Богослужебных книг.

· святитель Алексий, исправлявший по греческому тексту Новый Завет, и Киприан, исправлявший Служебник, Требник и следованную Псалтирь.

· во второй половине ХIV и в ХV веке начался переход от господствовавшего раньше Студийского устава к уставу Иерусалимскому святого Саввы, закончившийся водворением господства последнего уже в ХVI веке.

Строение храмов и их значение.

· много строилось церквей во время голода, мора и других народных бедствий; это так называемые церкви обетные и обыденные, которые строились по обету.

· Во всех городах церквей было даже болыпе, чем нужно, так что их нечем было содержать.

· Замечательно, что до ХV века все церкви строились у нас без печей. Первый устроил две теплые церкви новгородский владыка Евфимий - одну в Вяжицком монастыре (1439), другую (1445) во имя святого Евфимия у себя в доме.

· Встречаем обычное в удельном быте неуважение к чужим храмам.

· Одно из выразительнейших проявлений приходской жизни - братчина - составляла повсеместное явление.

Святые иконы.

· Писание икон производилось или греческими, или русскими мастерами.

· Лучшими иконописцами в ХV веке были Феофан Грек и московские монахи Даниил Иконники Андрей Рублев.

· Во время Куликовской битвы прославилась Донская икона Богоматери.

· Тамерлана (1395 г.) остановила Владимирская икона Богоматери.

· Перенесением Владимирской иконы в Москву началось важное дело собирания местных святынь в одно центральное место; в Москве эти святыни должны были получить потом общерусское значение.

Новые праздники.

· Кроме явления чудотворных икон, русское благочестие утешалось открытием мощей русских угодников - святителя Петра, святого Александра Невского, преподобного Сергия и др.

· Праздновали также дни особенных благодеяний Божиих, например, день сретения Владимирской иконы и бегства Тамерлана (26 авг. 1395 г.). После Куликовской битвы установлена (перед 26 октября) Димитриевская суббота для поминовения павших за православие воинов.

Противодействие обрядовому благочестию. Ересь стригольников.

· Вождями этой ереси в 70х годах ХIV столетия явились дьякон Никита и Карп-стригольник (по одному объяснению - стригольник ремеслом, по другому - дьякон, назначенный простригать гуменце у ставленников при их посвящении).

· Они отвергали иерархию.

· Некоторые доходили до отрицания соборов, даже евангельских и апостольских писаний, другие отвергали еще воскресение мертвых.

· придерживались идей аскетических, отличались строгой жизнью и постничеством.

· ересь распространялась главным образом между людьми более образованными, книжниками.

· После 1427 года, когда написано последнее послание Фотия, o стригольниках больше не слышно, но движение, возбужденное ими, не исчезло и после вскрылось в другой опасной ереси жидовствующих.

 

Христианская жизнь.

Влияние времени на развитие добрых и худых качеств в жизни русского народа.

· Общее впечатление, какое выносится из изучения нравов описываемого времени, очень грустное.

· было монгольское иго, поставившее Россию под огрубляющее влияние дикого народа, унижавшее и портившее характер народа русского восточным рабством.

· Один сильный человек не вытерпит и убьет татарина, другой сильный человек убьет за это его самого, спасая Русскую землю от татарской мести; а летописец похвалит последнего и осудит первого за недостаток смирения.

· Двоедушие, хитрость, низкопоклонничество, низкие проявления инстинкта самосохранения делаются добродетелями времени, которые проповедует иногда и летописная мораль.

· внутри самой России совершался тяжелый переход от удельновечевого уклада к единодержавному.

· Слышим жалобы на грубые пороки пьянства, сквернословия, чувственности. Женщина окончательно запирается в тереме, который общество признало необходимым и единственным средством для сохранения семейной чистоты.

· Сильны еще были и остатки язычества

· Вера в волхвов и ведьм была господствующей везде. Во Пскове однажды в начале ХV века, по случаю язвы, сожгли 12 ведьм; во Владимире во время бездождия выкапывали из земли утопленников.

· Вместо прежнего грубого двоеверия, механического соединения двух вер без изменения той и другой, появилось двоеверие более тонкое, состоящее из органического соединения их, при котором и та, и другая терпят значительные перемены, языческие понятия уступают христианским, а христианские низводятся до степени наивного, полуязыческого смысла народа.

· Распространилась мысль o приближении кончины мира, временем которой назначали конец седьмой тысячи лет от сотворения мира.

Примеры благочестия многих русских пастырей и князей.

· Таковы были: русские первосвятители, великие московские чудотворцы Петр, Алексий и Иона, святые Серапион Владимирский, Игнатий Ростовский, Дионисий Суздальский, Стефан Пермский, несколько новгородских владык, из русских князей - Александр Невский, Довмонт Псковский, Михаил Тверской, Михаил Черниговский, Роман Рязанский и др.,

Монашество. Причины быстрого умножения монастырей.

· С ХIV века начинается у нас, можно сказать, лучшее время для монашества, когда оно в полтора века успело воздвигнуть до 180 новых обителей.

· Причинами такого сильного развития монашеской жизни были тяжкие обстоятельства времени, которые естественно возбуждали в народе набожность и заставляли прибегать за утешением к религии.

· Строились новые обители преимущественно в лесах севера, где в это время господствующим явлением была колонизация новых земель; колонизация народная и колонизация монастырская развиваются совершенно параллельно.

Преподобный Сергий

· вмиру Варфоломей, был сын Кирилла и Марии родился около 1314 года.

· По смерти родителей он отдал все их имение младшему брату, а сам с другим (старшим) братом Стефаном удалился в пустыню в нескольких верстах от Радонежа.

· Пустынники построили себе в лесу келью и деревянную церковь Св. Троицы (около 1340 года)

· В 1354 году братия заставили его принять сан пресвитера и игумена.

· Патриарх Филофей, узнав o преподобном Сергии, прислал ему свое благословение и совет завести общежитие.

· Не раз посещал обитель Дмитрий Донской; преподобный Сергий благословил его на Куликовскую битву.

· Незадолго до кончины Сергий, в присутствии своего ученика Михея, был посещен Богоматерью, которая сказала ему: "Не бойся, избранниче Мой! Молитва твоя o месте сем услышана; при тебе и после тебя неотступна буду от обители твоей." 25 сентября 1392 года почил великий святой.

 

Значение Сергиевой лавры

· Обитель святого Сергия сделалась первой святыней Москвы и образцом для других монастырей; при жизни Сергия и после его кончины через его учеников она распространила от себя во все стороны множество новых обителей.

Другие наиболее замечательные монастыри и подвижники.

· Супруга Донского Евфросиния (вмиру Евдокия) по смерти своего мужа (около 1387 года) основала в Москве монастырь Вознесенский, в котором сама постриглась и была погребена и который с тех пор сделался постоянною усыпальницею московских великих княгинь и цариц.

· Твери было основано 11 монастырей, в Нижнем - 4.

· В Новгороде по-прежнему появлялось более монастырей, чем где-нибудь; их строили владыки (например, Моисей основал 5 монастырей), иноки и простые люди.

· Около Пскова возникло до 12 новых обителей. Из них замечателен монастырь преподобногоЕвфросинаПсковского. "Это железный с железными."

· Святые отшельники особенно любили подвизаться в пустынях севера, где было основано ими множество монастырей, каковы упомянутыепрежде монастыри - Челмогорский, Валаамский, Коневский, Мурманский, Спасокаменный и другие.

· преподобный Кирилл (род. 1337 - + 1427) и сделался основателем Кирилло-Белозерского монастыря

· Недалеко от него и в одно время преподобный Ферапонт, тоже симоновский инок, основал Ферапонтов монастырь

· В конце описываемого времени (в 1430х годах) преподобный Савватий(+ 1435), Герман и Зосима, спасавшиеся на Соловецком острове, положили основание знаменитой Соловецкой обители.

Устройство монастырей. Общежитие и отшельничество.

· Число братии в монастырях было различно, в одних было 100-300 братий, в других 2-6.

· большая часть малых монастырей были даже не самостоятельны, управлялись настоятелями больших

· некоторые большие монастыри были, напротив, независимы даже от епархиальной власти.

Монастырские вотчины.

· Средствами для содержания монастырей были разные пожертвования богомольцев, вклады на помин душ и монастырские вотчины.

· отцами не предано владеть инокам селами и через то связывать себя мирскими делами, и советовал, если кто пожертвует в монастырь село, брать это село, но самим монахам им не управлять, а отдавать его в управление какому-нибудь богобоязненному мирянину.

Общественное значение монастырей.

· Около монастырей колонизовались таким образом целые волости и города, например Устюг возник около Гледенского монастыря, Варнавин - около Варнавинского, Калязин - около Калязинского, Кириллов около монастыря Кирилла Белозерского.

· В голодные годы монастыри кормили из своих житниц целые сотни обнищавшего люда.

· Кто хотел учиться, мог найти в монастыре и лучших учителей, и богатую библиотеку.

· Наконец, монастыри распространяли, как мы видели, свет истинной веры среди инородцев севера.

Особый род подвижничества - юродство во Христе.

· преимущественно юродивые любили жить вмиру, в больших городах, где им чаще приходилось терпеть поругания.

· В конце ХIII века и начале ХIV в. в Устюге подвизался в юродстве святой Прокопий.

· В ХV веке в Ростове жил юродивый Исидор Твердислов, тоже латинский купец с запада.

· В Новгороде в ХIV в жили юродивые Николай и Феодор. Они постоянно стерегли друг друга на Волховском мосту, не пуская друг друга на свою сторону. Этим они обличали новгородские усобицы, делая на них пародию.

Состояние просвещения.

Неблагоприятные условия для развития образования.

· Татарские нашествия разрушали и школы, и монастыри с их библиотеками.

· Школы, заведение которых прежде так поощрялось князьями, закрывались. Само духовенство плохо удовлетворяло своему просветительному призванию.

· Среди этой скудости образования в церковной письменности находим очень мало оригинальных произведений; главным источником образования были переводы с греческого.

Переводная письменность

· Русские нарочно ездили на восток за книгами.

· Для религиозного просвещения древней Руси особенно важное значение имели переводные сборники.

· Пчела, в которой помещались изречения Священного Писания, отцов церкви, древних философов, поэтов и историков o разных предметах.

· Златая Цепь - русский сборник из поучений святых отцов и русских статей

· Паисиевский сборник с многими русскими статьями и переделками греческих переводов на русские нравы, Маргарит, Измарагд, Торжественники и другие.

Размножение апокрифов.

· У нас давно уже известно было определение об истинных и ложных книгах, в краткой редакции занесенное еще из Греции (помещенное в сборнике Святослава).

· в более полном виде помещено в Паисиевском сборнике и молитвеннике митрополита Киприана;

· Из апокрифов, которые в нем запрещаются, одни относились к библейской истории, например Адамов завет, Сифова молитва, Енох, Заветы 12 патриархов. О древе крестном, Хождение Богородицы по мукам, Деяние Павла, Первоевангелие Иакова, Евангелие от Фомы и другое от Варнавы и т. п.

· Православие в них было понижено до степени народного миросозерцания, искажено примесью легенд и суеверий.

Оригинальная письменность.

· Любимым родом оригинальной письменности были поучения и послания. Характер их преимущественно обличительный.

Поучения ХIII века.

· С самого начала монгольского времени на поприще церковной проповеди являются знаменитые в свое время деятели, митрополит Кирилл и Серапион Владимирский.

· Правило митрополита Кирилла (на соборе 1274 года)

· "Поучение к попам"

· Особенно замечательны обличения против остатков язычества, веры в волшебство, обычая во время народных бедствий жечь колдунов, для отвращения голода или засухи выкапывать из земли утопленников и удавленников.

Поучения ХIV века.

· От ХIV века дошли до нас: Поучение игуменом, попом и дьяконом митрополита Петра.

· Поучение митрополита Алексия ко всей пастве.

· Послание владыки новгородского Василия к тверскому епископу Феодору o рае

· Характером положительного нравоучения, без обличений, замечательно поучение Матфея, епископа Сарайского.

Поучения ХV века.

· Особенной простотой и жизненностию отличается еще поучение владыки Новгородского Симеонак псковичам.

· К этому же разряду поучений положительного характера относятся послания знаменитого игумена белозерского преподобного Кирилла к великому князю Василию Дмитриевичу, к князьям Андрею Можайскому и Дмитрию Звенигородскому.

· В этих же посланиях находим замечательные в историческом отношении увещания o правом суде, непритеснении сирот и рабов, об уничтожении неправедных мытов, перевозов, корчемства, o прекращении усобиц и проч.

Поучения и послания митрополитов ХV века.

· Затем идут поучения святителей не русского образования: Киприана, Фотия и Григория Цамблака.

· Киприан. привез в Россию много сербских рукописей, исправлял и дополнял переводами с греческого Служебник, Псалтирь, Требник.

· составил 9 грамот юридического содержания, несколько посланий и исторических трудов.

· От митрополита Фотиясохранилось 8 поучений и 29 грамот и посланий.

· После митрополита Ионы осталось 35 таких посланий самого разнообразного практического содержания.

· рассеяно много поучений неизвестных авторов, которые подписывались именами святы отцов, но представляют собою или русские произведения, или переделки греческих статей на русские нравы.

Жития святых.

· В ХIII веке написаны жития святых Михаила Черниговского и боярина его Феодора - неким Андреем.

· В ХIV веке явились жития святого Кирилла Туровского и митрополита Петра; последнее написано епископом Ростовским Прохором (+ 1327)

· Из витийственных писателей их известны: троицкий монах Епифаний Премудрый, от которого остались жития преподобного Сергия и святителя Стефана Пермского.

· Пахомий Логофет, родом серб. Он написал до 16 или 18 служб и канонов русским святым, несколько похвальных слов и жития преподобного ВарлаамаХутынского, новгородских владык Иоанна, Евфимия и Моисея, преподобного Кирилла Белозерского, митрополитов Алексия и Ионы, великой княгини Ольги и Саввы Вишерского.

· Кроме житий, бывших в церковном употреблении, встречаются жития апокрифические, в которых отразились народные понятия и верования. Примером может служить муромское сказание o Петре и Февронии, где, по древним эпическим преданиям, приложенным к святым, Петру приписывается борьба с мифическим змеем, а Феврония представляется вещей девой.

Путешествия к святым местам.

· В половине ХIV века путешествовал в Царьград и Иерусалим новгородец Стефан.

· Сохранились описания путешествий смоленского иеродиакона Игнатия, спутника митрополита Пимена, и троицкого иеродиакона Зосимы, путешествовавшего в Иерусалим.

· Замечательны записки o путешествии на Флорентийский собор митрополита Исидора.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!