Учение и духовное просвещение.



Периодизация истории науки русской православной Церкви: 1. От крещения в 988 году до монгольского нашествия 1237 – до монгольский период. 2. С 1237 до 1461 - монгольский период. 3. С 1461 до 1589 – период разделенной митрополии или Киево-Московский период. 4. С 1589 до 1700 – патриарший период. 5. С 1700 до 1917 – Синодальный период. 6. С 1917 по настоящее время – новейший период.

Христианство в пределах нашего отечества до начала Русского государства

· Происходим от Сифа.

· Придание хранит о проповеди апостола Андрея. Проходил Территории Кавказа. Доходил до Днепровских гор где был воздвигнут город Киев.

· Таврида – ныне Крым. Там жили греки и многие другие народы.

· В 3 веке к устьях Дуная была Скифскаяепархия. ВТавриде христианство было уже в I веке. Туда был сослан Климент папа Римский.

· В 4 веке упоминаются Херсонская и Басфорскаяепархия. В 8 Сурожская и Фульская. В 4 веке известнаепархия у гофров. У них был епископ Ульфила, который участвовал в 1 вселенском соборе. Но уклонился в арианство и все гофры вместе с ним. Потом они переселились в Испанию.  

· На территорииСтаврополья и Кавказа в 4 веке были 2 епархииЗирская и Аланская.

· Есть кое-какие известия и o результатах этого знакомства их с христианской империей, o случаях принятия ими христианства. Таково известие жития святого Стефана Сурожского (+ 787) o некоем славянском князеБравалине, который вскоре после смерти святого напал с дружиной на Сурож, разграбил его, хотел ограбить и мощи Стефана, но был поражен чудесною силой и крестился.

· В половине IХ века Болгария, Моравия и Паннония услышали евангельскую проповедь первоучителей славянских Кирилла u Мефодия, которые изобрели славянские письмена и переложили на славянскую речь Священное Писание и богослужебные книги.

· Киевские князья Аскольд u Дирпервые подпали под влияние православной Греции и подготовили ему путь в Россию.

· При Олеге торговые и политические связи с Византией возросли.

· Княгиня Ольга крестилась в 957 году в 67 лет. Скончалась в 969 году. 

· Князь Владимир в начале правления был ревностным язычником. Приносил в жертвы людей. Был чрезмерно женолюбив.

· В 988 году войско Владимира осадило Корсунь.

 

 


 

Устройство Русской церкви; церковное управление.

Начало Русской митрополии.

· Русская церковь была устроена в виде особой митрополии Константинопольского патриархата.

· Первым ее митрополитом был пришедший с Владимиром из КорсуняМихаил (+ 992).

· Первое правильное устройство дал ей преемник его Леонтий (+ 1008 г.), который в 992 г. разделил ее на епархии и назначил первых епархиальных епископов.

Митрополиты греки.

· Русские митрополиты и избирались и посвящались в Греции самим патриархом с согласия императора и, разумеется, из греков.

· На Русскую митрополию присылались даже не лучшие люди из греков.

· Особо благочестивыми были: Георгий (с 1062 г.), ИоаннII (с 1077 г.), НикифорI, Иоанн III (с 1089 г.).

Попытки к избранию митрополитов из русских.

· в 1051 году "Бог князю (Ярославу) вложи в сердце" поставить митрополита из русских и собором русских же епископов, - поставлен был Илларион священник княжеского села Берестова.

· В конце ХI века, видим еще митрополита из русских св. Ефрема, бывшего прежде придворным великого князя Изяслава. Поставление на митрополию он, впрочем, получил не в России, а в Греции.

· В 1147 году при ИзяславеМстиславиче был в Киеве собор для поставления митрополита из русских. Выбор пал на Климента Смолятича, схимника и затворника, и вместе с тем человека книжного, философа, какого на Руси прежде не бывало.

· Юрий Долгорукий. Сделавшись великим князем после смерти Изяслава (1155), он изгнал Климента и выпросил у патриарха другого митрополита - Константина.

· Новый князь Ростислав выписал из Греции третьего митрополита - Феодора. Константин скоро умер в Чернигове.

· Уже после смерти митрополита Феодора (1162 г.) Ростислав решился возвратить Клименту митрополию.

· Иоанн назначенный митрополит из Царьграда без ведома великого князя.

Зависимость киевских митрополитов от патриарха.

· Митрополит, избранный дома и из своих людей, мог легко подвергаться разным случайностям княжеских счетов и усобиц, да и сам не мог возвыситься над этими счетами и усобицами

· Легко могло случиться и то, что враждующие между собой князья избрали бы для себя нескольких митрополитов в одно время, - тогда удельная рознь стала бы угрожать разделением самой Русской Церкви.

· Зависимость же митрополита от заграничной власти греческого патриарха была не велика.

· Греческая церковь не стремилась к порабощению себе народов, как церковь Римская.

Взаимные отношения между властями церковной и гражданской и значение иерархии в делах гражданских.

· Церковная иерархия употребляла все свое влияние на устроение самого же государства, на воспитание и укрепление в нем слабой княжеской власти. Главная задача - содействовать развитию верховной власти

· Русские иерархи вступались почти в каждую усобицу князей, как общие миротворцы и ходатаи за общее благо народа.

· Идеалом государства у него была Византийская империя, с которой одни иерархи, греки, были знакомы непосредственно, а другие, русские, через Кормчую, источник их юридической мудрости.

· О Мономахе составилось предание, по которому империя в лице императора Алексея Комнена передала русскому князю знаки царского сана - венец и бармы, а греческий митрополит Неофит совершил над ним обряд царского помазания.

Первые епархии в России.

· Первое разделение Русской церкви на епархии, как мы видели, было произведено в 992 году митрополитом Леонтием. (6 епархий в Киеве, Новгороде, Чернигове, Ростове, Владимире Волынском и в Белгороде)

· До половины ХII в. открылось еще несколько епархий, так что всех стало 15.

· ХII в. после выделения новых удельных княжеств из старых, из Переяславского удела - Смоленского, из Волыни - Галицкого, из Черниговского - Рязанского, явились и новые епархии, Смоленская - в 1137 году, Галицкая - в 1157 году, Рязанская - в 1198 году.

· В 1165 г. богатый Новгород выхлопотал своему владыке Иоанну титул архиепископа, - тогда еще первый и единственный на Руси.

Отношения епископов к митрополиту, порядок их избрания и отношения их к своим князьям.

· Зависимость епископов от митрополита была не велика, ограничиваясь почти одним только их поставленном на епархии. Делами своей епархии каждый из них управлял вполне самостоятельно, при помощи своих наместников из почетных духовных лиц, своего "клироса" или соборных священников, составлявших при нем постоянный кафедральный совет, и светских десятильников по разным епархиальным округам, заведовавших главным образом архиерейскими сборами с округов.

· В ХII в. вошло уже в общий обычай ставить епископов не иначе, как по избранию удельных князей и народа.

· К особенностям Новгорода относится и то, что владык выбирали здесь не из одних иноков, но и из белого духовенства (владыки Илия и Гавриил).

· Воля князя или народа могла быть причиною и изгнания епископов, даже без церковного суда.

· В пределах своей епархии каждый епископ был первым и самым влиятельным человеком во всех гражданских делах, был также нужен для удельной области, как князь.

 

Законы церковного управления.

· Основанием для внутреннего церковного управления служил Номоканон (кормчая).

Уставы русских князей.

· Из русских князей первый опыт приложения Номоканона к русской жизни сделал в своем церковном уставе святой Владимир. Основные судебные дела: 1) дела против веры и церкви, 2) дела семейные.

· Великий князь Ярослав издал другой такой же церковный устав, содержавший в себе подтверждение и раскрытие устава святого Владимира.

Права, предоставленные княжескими уставами духовенству в содержании и церковном суде.

Источники содержания митрополитов:

1. десятина из княжеских доходов и имения.

2. весчие пошлины о торговых мер и весов.

3. судные - с церковного суда.

4. ставленые - за поставление в клир оставлеников.

5. недвижимые имения.(города, села)

Уставы князей замечательны еще тем, что утверждали за духовенством разные права, свободу от мирского суда, службы и податей. Но эти права часто нарушала практика удельно-вечевого уклада.

Низшее духовенство, порядок его избрания и средства содержания

· Первые священники греки. Несколько духовных лиц пришло с Владимиром из Корсуня и с царицей Анной из Константинополя. Есть известие, что много было прислано их еще из Болгарии.

· Священников выбирали городские общины, разные владельцы сел и князья.

· Некоторые господа обучали грамоте своих рабов, потом приводили их к архиереям для поставленияво священство, не освободив из рабства, и после поставления спекулировали их саном, пользуясь их доходами.

· Содержание свое приходское духовенство получало главным образом от доходов служения треб. Церкви княжеской постройки, особенно соборы, получали определенное содержание от князей.

Учение и духовное просвещение.

Влияние веры Христовой на пробуждение и развитие любви к учению.

· Начало образования на Руси положено было князем Владимиром с крещением Руси.

· Сначала образование было нужно для приготовления самих пастырей.

· Первые учителя были люди духовные греки и болгары

 

Ревнители духовного просвещения, первые училища и библиотеки.

· Ярослав продолжил дело Владимира. Строя церкви по городам и селениям, он велел священникам везде обучать народ.

· Сам много читал, при нем переписывались и переводились книги.

· Сын Ярослава Святослав Черниговский имел у себя полны клети книг.

· Дочь Всеволода Янка (Анна) завела при Андреевском женском монастыре в Киеве училище для обучения девиц, что во Владимире Волынском в конце ХI в.

· Некоторые из князей сами лично занимались перепиской книг.

· Самые средоточия образования - школы и библиотеки - были при церквах и монастырях.

Характер книг, употреблявшихся в древней России. Переводная письменность.

· Переводная письменность была преобладающей за все описываемое время.

· Книги священного писания употреблялись в древнем переводе свв. Кирилла и Мефодия болгарской редакции.

· творения святых отцов, жития святых, хронографы, Палея, сборники в роде Святославовых, Златоструя, Пчелы и др.

· Сочинения наших митрополитов-греков, написанные на греческом языке и делавшиеся известными русским грамотникам тоже в переводах. (Таковы: сочинение против латинян об опресноках митрополита Леонтия, полемическое послание митрополита ИоаннаII к папе Клименту III и его же церковное правило)

Русские писатели.

· Первое место по времени между русскими произведениями занимает поучение новгородского епископа Луки Жидяты(1036-1060 г.), в безыскусственном перечне излагающее главные обязанности христианина.

· Митрополит Илларион "Слово о законе и благодати"

Преподобный Феодосий.

· Оставил несколько поучений инокам и мирянам.

Кирилл Туровский.

· Во второй половине ХII века у нас явился проповедник, который прославился, как русский Златоуст - святой Кирилл Туровский. После него осталось 12 слов, 3 послания к инокам, 30 молитв и молебный канон.

· Форма представлений оратора большей частью символическая и аллегорическая, изобилующая картинами, олицетворениями, разговорными эпизодами и т. п.

Архиепископ новгородский Иоанн II.

· Избранн на кафедру в 1164 году из белого духовенства (был священникомприцеркви святого Власия) и пользовавшийся общим уважением, известен своим соборным поучением приходскому духовенству.

Игумен Даниил.

· Игумен Даниил, ходивший в Иерусалим, составил для любителей святых мест любопытное описание своего паломничества, бывшее самым употребительным чтением благочестивых людей.

Писатели в повествовательном роде.

· Иаков мних, от которого остались: житие святого Владимира, сказание о святых Борисе и Глебе и нравоучительное послание к великому князю Изяславу. (XI)

· Печерский монастырь воспитал знаменитого летописца - отца Русской Истории - преподобного Нестора. (XII-XII)

· CвятойСимон Владимирский (1215-1226 г.). Он написал обширное послание к Поликарпу,печерскому иноку. Написал так же историю создания печерской церкви.

· Из житий русских святых к описываемому времени принадлежат еще: житие Антония Римлянина, написанное преемником его по игуменству Андреем, житие Авраамия Смоленского, написанное учеником его Ефремом, и жития Леонтия и Исаии ростовских.


 

Богослужение.

Общий взгляд на богослужение.

· Было на славянском языке.

· Являлось самым могущественным миссионерским и просветительным орудием.

· Принесено из Греции уже в полном развитии всех своих обрядов.

Первые храмы.

· Первым строителем церквей является первый русский князь-христианин, святой Владимир, повелевший покрещении народа "рубить церкви по градам." (собор святого Василия, во имя Успения Богородицы)

· Дети: Мстислав (Спас в Чернигове) и Ярослав (киевская София).

· Владимир Мономах построил соборы в Ростове и Смоленске, сын его Юрий - в Суздале, Андрей Боголюбский - богатейший собор Успения во Владимире и монастырь Боголюбов.

· В 1124 году в Киеве сгорело до 600 церквей, во Владимире в 1185 году - 32, в Новгороде в 1217 году - до 20 только в одной половине города.

Святыни храмов - святые иконы.

· Первые иконы получались из Греции или Болгарии. Много принес их с собой еще святой Владимир из Корсуня и царевна Анна из Царьграда.

· Подвижные иконы выписывались из Греции, для расписывания храмов неподвижным стенным письмом вызывались оттуда сами мастера.

· В ХI веке в киевопечерском монастыре встречаем первого, известного по имени иконописца, преподобного Алипия.

· Каждый город имел свою чудотворную икону, которую считал своей славой и утверждением.

· В 1169 г. полки князя Андрея Боголюбскогои его союзников взяли Киев и разграбили Софийский, Десятинный и др. храмы и монастыри, взяли с собой ризы, колокола, иконы и всякую утварь, вероятно, для украшения своих церквей; некоторые церкви даже сожгли.

Святые мощи.

· Мощи доставлял в Россию Царьград, бывший тогда хранилищем мощей из разных мест востока.

· Открывались мощи и русских святых: в 1007 году были открыты мощи святой великой княгини Ольги, в 1020 году - святых Бориса и Глеба, в 1091 году - преподобного Феодосия Печерского, в 1164 году - святых Леонтия и Исаии Ростовских, потом - Авраамия Ростовского, в 1192 г. - князя Всеволода Псковского.

Общественное значение храмов.

· Храмы центры народной жизни.

· На погосте около них собирались общинные сходы, решались общинные дела, завязывались сделки, торги, тут же стояла приходская школа, в которой учило местное духовенство, и приходская богадельня, в которой через посредство того же духовенства совершались дела общественной благотворительности

· Братчина. Приходская община из сборного солода и круп готовила общее братское пиво и кашу и сообща праздновала свой приходский праздник. Отсюда, "с ним пива (или каши) не сваришь."

· Около городского храма сосредоточивалась вся городская жизнь, жили владыка и князь, собиралось по звону соборного колокола вече. Самый город считался как бы принадлежностью собора.

Новые русские праздники.

· Обретение мощей русских угодников Божиих, строение знаменитых храмов, чудеса и другие события делались поводом к установлению новых праздников.

· Первый определенный устав введен был ранее всех церквей и монастырей преподобным Феодосием в монастыре Печерском; это был устав Студийский.

· Богослужебные книги употреблялись у нас сначала в болгарском переводе; в самой России их стали переводить со времени Ярослава, который, по отзыву летописца, любил церковные уставы.

· Митрополит Иоанн I написал службу святым Борису и Глебу, епископ Иоанн Ростовский в конце ХII века - службу святому Леонтию Ростовскому; были написаны службы преподобному Феодосию Печерскому, на перенесение мощей святителя Николая в Бар-град (9-го мая) и святому Владимиру.

Богослужебные особенности Русской церкви и развитие обрядности в религиозной жизни.

· Крещение младенца совершалось в 40-й день по рождении. После наречения христианского имени всегда оставалось в употреблении другое мирское (славянское) имя.

· Принято было оглашать инородцев в течение 40, а славянина в течение только 8 дней

· В 8-й день после крещения совершался обряд разрешения.

· Литургию можно было совершать даже на одной просфоре.

· Обрядовый взгляд на покаяние выразился, между прочим, в дозволении супругам нести епитимии друг за друга.

· Погребать умерших было принято до захождения солнца: "то бо есть последнее видит солнце до будущего воскресения".

· В ХII веке стало нужно запрещать путешествия к святым местам, которые очень рано вошли у нас в благочестивый обычай.

Спор о постах в среду и пяток.

· В 1157 г. ростовцы выгнали от себя епископа Нестора за то, что он, на основании действовавших в Греции древних строгих постановлений, не разрешал поста в среду и пяток даже по случаю великих праздников.

· Противником сего был некто Феодор, племянник смоленского епископа Мануила, который, на основании более позднего Студийского устава (Х в.), считал дозволенным разрешать пост не только для Господских и Богородичных праздников, но и для памятей великих святых.

· Приемник Нестора Леонтий был еще строже: основываясь на правилах, в Х и ХI в. уже отмененных, он не хотел разрешать поста ни для каких праздников.

· По предложению великого князя Мстислава, в Киеве собрался собор. Мнения разделились. Мстислав закрыл собор без решения.

· Но Поликарп (за Студийский устав постов)был осужден на заточение.

· Последовавшее вскоре взятие Киева войсками Боголюбского народ прямо объяснял гневом Божиим за Поликарпа.

· Правила Студийского устава относительно постов оставались господствующими в России до падения этого устава в следующем периоде.

Христианская жизнь.

Влияние христианства на перемену нравственно-религиозной жизни русского народа.

· Князь, строивший в своем городе церкви и монастыри, подававший милостыню, прославляемый летописцем, как князь благочестивый, грабил и жег церкви и монастыри в чужом уделе, истреблял чужих смердов и их животы, и потом на счет чужого добра и чужих, православных же, святынь украшал свои святыни.

· Пренебрегались клятвы.

· Под влиянием церкви является между князьями нечто похожее на мир Божий, который видим в это же время среди усобиц западного феодализма

· Мономах прекращал войну перед великим постом.

· Мономах уступает великокняжеский престол другому, чтобы избежать кровопролития

· В семейной жизни церковь старалась прежде всего проводить правильные понятия о браке. (Устав Ярослава назначил пеню с двоеженца)

· В отношениях полов господствовала чувственная грубость, что унижало даже самый брак и вызывало противоположную крайность - развитие крайне аскетических воззрений на брак и на женщину.

· Второй брак допускался только из снисхождения к немощам природы, а третий считался уже блудом; священнику, благословившему такой брак, правило митрополита Иоанна назначило извержение из сана.

· Женщина трактовалась, как причина соблазнов и существо нечистое.

Остатки язычества.

· Многие по старой памяти ходили молиться под овины, к священным деревам, озерам и кладезям, сходились на языческие игрища и проч.

· Не забыты еще были и древние мифы.

· Сильны еще были волхвы. Сам летописец разделяет народную веру в их силу, только, сообразно с новыми понятиями, приписывает эту силу дьяволу.

· Волхование от женщин – ведьмы.

· Приметы, обряды и поверья окружали всю домашнюю жизнь.

Примеры благочестия в жизни русских князей и пастырей церкви.

· Первый пример нравственного возрождения под влиянием христианской веры представляет нам сам Владимир. Его широкая натура, которая вела его прежде к излишествам языческого разгула, теперь проявлялась в необыкновенном благодушии и ласковости.

· 15 июля 1015 года умер добрый князь и плакали по нему все, знатные и убогие.

· второе христианское поколение русских князей, - мученики Борис и Глеб, Мстислав, Ярослав с супругой Ириной, в иночестве Анной, первой инокиней из русских княгинь.

· Ярослава Владимир Новгородский - строитель новгородской Софии, просветитель Мурома Константин с чадами, сын благочестивого Мономаха Мстислав, сын Мстислава Всеволод Псковский, черниговские Игорь Ольгович и Святослав Давидович - в иночестве Николай Святоша, Ростислав Смоленский, Андрей Боголюбский, Петр и Феврония Муромские и другие.

· Из русских митрополитов причислены к лику святых Михаил, Илларион, Иоанн II, Ефрем и Константин;

· Из епископов: ростовские - Феодор, Леонтий, Исаия, владимирский Симон,туровскийКирилл.

· Из епископов: новгородские - Иоаким, Лука Жидята,Никита чудотворец, известныеНифонт и Аркадий, Иоанн, участвовавший в чуде Знамения Богородицы.

Монашество.

· Монастыри стали появляться у нас с самого начала христианства в Киеве и Новгороде. "Много монастырей, - говорит летописец, - поставлено от князей и бояр, но не таковы они, как те, которые поставлены слезами, постом и бдением."

· У многих лучших людей времени было стремление уйти в монастырь, по крайней мере хоть перед смертью облечься в иноческий образ, которое церковь должна была даже сдерживать.

Преподобные Антоний и Феодосий.

· Преподобный Антоний был родом из Любеча. Пострижение свое он получил на Афоне.

· Игумен монастыря, в котором он подвизался, понял, какую пользу его подвиги могут принести в России, и сказал ему: "Иди опять на Русь, и да будет на тебе благословение Святой Горы, ибо от тебя имеют произойти многие черноризцы."

· в 1051 году поселился в пещере недалеко от Киева.

· Первый поселился в его пещере пресвитер Никон.

· За ним пришел Феодосий.

· Преподобный Феодосий был родом из Василева, но всю молодость провел в Курске, куда переселился с родителями. Мальчик рано выучился грамоте, стал читать книги, увлекся мыслями в иной мир и предался аскетическим подвигам.

· 2 сбегал из дома, но мама возвращала его.

· 3 раз сбежал в Киев и поселялся с Антонием (1052) и Никон постриг его. Мать нашла Феодосия через 4 года, но уже не могла его возвратить.

· Желая умереть вблизи сына, она сама постриглась в женской обители святого Николая на Аскольдовой могиле.

· Так же с Антонием пришли подвизаться и другие: Моисей Угрин, , слуга святого князя Бориса, уцелевший после резни на реке Альте. Один знатный дружинник князя скопец Ефрем и сын другого дружинника, Варлаам.

· Скоро Никон удалился в Тмуторокань, где основал новую обитель. Ефрем уехал в Царьград, где стал заниматься списыванием книг для России. Потом и сам Антоний удалился в затвор на соседнюю гору, поставив игуменом Варлаама. Он жил в затворе до самой кончины (в 1073 году).

· В 1062 году открыли Печерский монастырь.

Устройство Киево-Печерского монастыря.

· Число братии возросло до 100, и Феодосий позаботился введением между ними общежития. По Студийскому уставу.

· Феодосий часто обходил келии.

· В положенное время ворота обители запирали и никого не пускали ни в монастырь, ни из монастыря. Вратарь однажды не пустил в монастырь самого великого князя.

· Пищу вкушали скудную и то через день.

· Когда обитель несколько обогатилась, Феодосий отчислил на бедных десятую часть ее доходов и устроил особый двор, где жили нищие, калеки и больные; кроме того, каждую субботу из монастыря отсылался воз хлебов по тюрьмам.

· В 1074 году мая 3-го преставился великий игумен, обещав перед кончиной молиться за монастырь и быть непрестанно духом с братией. Печерское предание приписывает ему и другое обетование: что всякий, положенный в стенах обители, будет помилован от Бога; предание это в старину было предметом общего народного верования.

· При игуменах Стефане, Никоне и Иоанне в течение 15 лет производилось строение великой церкви во имя Успения Богоматери, начатое еще при Антоние и Феодосие в 1073 г. и оконченное освящением храма в 1089.

· В 1091 г. в великую церковь перенесены из пещеры мощи преподобного Феодосия.

· Прославлялась обитель и святыми иконами. Таковы были из сподвижников преподобного Феодосия: святой Исаия Ростовский, святой Стефан - преемник его по игуменству, потом епископ Волынский, провидец Иеремия, помнивший еще крещение Русской земли, нестяжательный Григорий, утопленный князем Ростиславом за обличения, безмездный врач Агапит и другие.

· Из иноков, подвизавшихся после Феодосия, замечательны: известные нам Евстратий,Пимен Сухой, Кукша, иконописец Алипий, игумены Стефан, Никон и Поликарп. Из затворников известны особенно: Феофил, 12 лет не видавший солнца в пещере, плакавший день и ночь; он скопил целый сосуд своих слез, а ангел пред его кончиной показал ему еще другой сосуд слез, которые он ронял на пол и которые превратились в благовонное миро; Никита, бывший после епископом в Новгороде.

· Третий затворник Иоанн (Многострадальный) замечателен своею борьбою против плотской страсти; 3 года он не вкушал пищи по 3 - 7 дней и носил вериги, потом 30 лет провел в пещере, наконец закопал себя в землю по грудь и пробыл так весь великий пост, претерпевая величайшие мучения от жара и судорог во всем теле; огненный змей палил его пламенем и грозил пожрать; в самый день Пасхи молния ударила в змия, он исчез, и страсть навсегда потухла в подвижнике.

· Подвигом послушания и смирения особенно прославился князь Николай Святоша, проведший 6 лет искуса в унизительной для князя службе на поварне и привратником.

· Достопамятны многие другие иноки: знаменитый отец русской истории летописец Нестор, Прохорлободник. Феодор и Василий, убитые сыномСвятополка Мстиславом.

Значение Киевской обители.

· По своей славе он считался старейшим между всеми монастырями; в ХII веке игумен его Поликарп получил сан архимандрита.

· Из Печерской обители брали игуменов в другие монастыри и иерархов для епархий; более 50 человек из ее иноков занимали епископские кафедры; выходцы из нее всюду разносили ее дух, устав, и творения ее подвижников.

· Монастырь получил возможность возводить богатые постройки и совершать дела благотворительности в самых обширных размерах.

 

Другие замечательные монастыри.

· В одном Киеве их было до 17; в Переяславле и Чернигове было по 4 монастыря, в Галицком княжестве 3, в Полоцке, по житию святой Ефросинии, значится тоже 3, в Смоленске по житию святого Авраамия смоленского и по летописи - 5 монастырей.

· В юго-западной Руси возникновение обителей стеснялось набегами половцев и усобицами князей.

· В одном Новгороде было до 20 монастырей, а по всему пространству новгородских владений более 30. Первое место между новгородскими монастырями занимал основанный Ярославом Юрьев монастырь, настоятель которого носил титул архимандрита.

· В Ростовской земле также было довольно монастырей - в Ростове было их 2, в Суздале 4, во Владимире 5, Переяславле, Костроме, Нижнем, Ярославле по одному. Первым монастырем с настоятельством архимандрита был здесь Рождественский владимирский, основанный Всеволодом III в 1192 г.

· Многие из упомянутых монастырей, как и Киево-Печерская лавра, владели недвижимой собственностью и рабами.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 264; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!