Период II.От нашествия монголов и усиления северо-восточной Руси до разделения Русской митрополии (1237-1461 гг.).



Бедствия церкви и распространение веры.

Нашествие монголов и влияние его на образование нового центра церковной жизни.

· 1237-1240 - нашествие монголов.

· Многие русские города были разрушены.

· Киев был опустошен. Появляется новый центр – Москва. Сюда же передвинулось и средоточие церковной жизни - русская митрополия.

Отношение к христианству монголов.

· При завоевании Руси монголы были язычниками; они признавали единого Бога, но поклонялись и многим другим богам.

· Чингис-хан велел уважать и бояться всех богов, чьи бы они ни были.

· Разорение русских святынь, жестокости против христиан во время нашествия на Русь нимало не противоречили этой веротерпимости, проистекая из обычной азиатской манеры вести войну.

Мученики за веру.

· Кроме князя Василька Ростовского, великий князь Юрий и Меркурий Смоленский.

· Был обычай щадить духовенство; из погибших в это время духовных лиц известны только Митрофан, епископ Владимирский, СимеонПереяславский и несколько печерских иноков.

· В 1246 году встречаем первых мучеников в самой Орде, князя Михаила Всеволодовича Черниговского с бояриномФеодором.

· В 1270 году замучен в Орде князь Роман ОльговичРязанский.

· При хане Узбеке, принявшем в 1313 году ислам, господствующей верой в Орде сделалось мусульманство.

· В Орде настал длинный период двоеверия.

Ханские ярлыки духовенству.

· Еще при первом обложении Руси данью духовенство было освобождено от ее платежа.

· Хан Менгу в своем ярлыке так же освобождает все белое и черное духовенство от всех своих даней и пошлин.

· От даней и пошлин освобождались также братья и дети священнослужителей.

· Церковные земли и угодья, церковные люди, вещи, книги, иконы и прочее объявлены неприкосновенными; запрещено под страхом злой смерти хулить православную веру.

· Духовенство освобождено было от всякого ханского суда

· Всех ярлыков духовенству известно доселе семь.

Распространение христианства среди татар.

· В 1261 году Сарайская епархия сделалась в ней первым семенем христианства.

· Племянник хана Беркетайно от родных уехал в Ростов и крестился с именем Петра. Памятником его благочестия остался в Ростове монастырь во имя Петра и Павла. Он умер около 1288 года, приняв пострижение.

· Родственницы ханов, выходя замуж за князей, тоже всегда принимали христианство.

· Чаще всего крестились татары, поступавшие на русскую службу.

· Особенно много крестилось татар при святом Алексии.

Христианство на севере.

· Недалеко от Каргополя в конце ХIII века на горе Челме поселился преподобный Кирилл и основал монастырь Челмогорский.

· В 1329 году на Ладожском озере на острове Валаам поселился старец Сергий; с ним соединился другой инок, преподобный Герман; трудами их основался знаменитый Валаамский монастырь.

· В конце ХIV века инок Валаамского монастыря Арсений поселился на соседнем с Валаамом острове Коневском, где чудские язычники приносили коней в жертву одному камню, крестил многих язычников и основал Коневский монастырь.

· На Онежском озере в ХIV веке преподобным Лазарем основан монастырь Мурманский.

· Просветительной деятельностью известен еще Спасокаменный монастырь на Каменном острове Кубенского озера, в первый раз открытый в 1260 г. князем Глебом Белозерским.

· В конце описываемого времени на Соловецком острове Белого моря возникла знаменитая Соловецкая обитель - просветительница всего северного Поморья.

Христианство на северо-востоке у зырян; святой Стефан Пермский.

· В течение 13 лет монастырской жизни он постоянно готовился к задуманному подвигу, изучал греческий язык для перевода священных книг на зырянский язык, составил зырянскую азбуку и переводил наиболее нужные библейские и богослужебные книги. Он проповедывал жег капища и идолов.

· Успехи святого Стефана встревожили языческих волхвов. Они стали возмущать против него народ.

· учил зырян грамоте по своей азбуке.

· в 1383 году митрополит Пимен посвятил его самого в епископа.

· В голодные годы он привозил хлеб из Вологды и Устюга для раздачи бедному народу, делал большие ссуды и милостыни из архиерейской казны.

· умер в Москве во время поездки туда в 1396 году.

· За 18 лет своего апостольства святой Стефан обратил к христианству всю малую Пермь по Вычегде и Выми; великая Пермь по Каме и Чусовой оставалась еще в язычестве.

· В 1442 году Герасим претерпел даже мученическую смерть от слуги своего Вогула, который удушил его омофором.

· После него в 1454 году погиб и другой пермский епископ Питирим, замученный в плену у вогулов.

· Святая вера начала распространяться у вогулов уже при преемнике Питирима Ионе, который в 1462 году крестил самого князя пермского и множество народа.

Борьба православия с католичеством на северо-западе.

· В 1240 г. такой поход на Россию предпринял шведский владетель Биргер. Один ижорянинПелгуйперед началом битвы видел ночью свв. Бориса и Глеба, плывших в лодке по Неве. "Поможем родичу нашему Александру"

· В то же время Ливонский орден нападал на Изборск и Псков. Ледовом побоище на льду Чудского озера (1242 г.)

· в 1248 году прислал к нему двоих легатов с увещанием покориться Римской церкви. Александр Невский отпустил их с решительным отказом.

· В 1265 году пришел во Псков другой св. князь, герой и защитник православия, литовец Довмонт(Тимофей), он прославился защитой псковских земель от литвы и ливонцев.

· В 1347 году шведский король Мангусоткрыл большой религиозный поход на новгородские земли.

Борьба с католичеством в княжестве Галицко-Волынском.

· Тяготясь татарским владычеством более всех русских князей, Даниил посылал к папе послов с обещанием соединиться с Римской церковью, если папа будет помогать ему против татар. Папа крестовый поход не дал.

· Даниил прекратил все сношения с Римом.

· С 1340 года в Галиции водворилось польское владычество, а Волынь соединилась с Литвой.

· У православных жителей Галиции католики стали отнимать церкви и обращать в костелы.

· С 1376 года латинство уже имело в Галиции своюархиепископию и 3 епископии.

Православие и борьба его с католичеством в Литве.

· В 1246 г. принял православие кн. Миндовг, но только наружно, с целью сблизиться через то с русскими князьями для борьбы с Ливонским орденом.

· Потом он так же легко принял католичество, чтобы помириться с орденом.

· У него был жестокий сын Воишелг, каждый день убивавший по 34 человека. Он принял православие и постригся в монахи.

· После смерти отца, сбросив с себя монашескую рясу, он объявил себя литовским князем и перебил множество своих врагов.

· Основатель единого Литовского княжества Гедимин(1315-1345) был язычником, но, не желая раздражать многочисленных православных жителей подвластных ему русских княжеств, оказывал полную терпимость к православию.

· Сын его Ольгерд (1345-1377) после вступления своего на престол вздумал было опереться на языческую партию, по настоянию жрецов.

· 3 мученика Антония, Иоанна и Евстафия.

· литовцы оказали этим мученикам такое сочувствие и в таком множестве стали обращаться в христианство.

· Католическое влияние хотя и проникло в Литву, но не могло пока осилить влияния православного.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 213; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!