Учение и духовное просвещение.



Печальное состояние просвещения в ХVI веке.

· Всюду, не только в простом народе, но и в высших классах и в княжеской семье господствовали многочисленные суеверия.

· Народная медицина вся состояла из заговоров и кудеснических средств.

· Дух кудесничества проникал в само христианство народа.

· С ХVI века с запада перешли к нам астрологические суеверия и гадания.

· В ХVI веке переведен с латинского или немецкого языка "Луцидариус," заключавший в себе целую энциклопедию сведений o Боге, мире, человеке, животных, народах, странах и прочем, в которую вошли разнородные материалы из средневековых бестиариев, гадальных книг и народных преданий.

Недостаток школ и других просветительных средств.

· Общество не имело и средств выйти из своего тяжелого положения. Не образованное священство.

· Церковная проповедь замолкла повсюду и была, разумеется, только отчасти заменяема учительными посланиями лучших церковных деятелей.

· В церквах читались только готовые поучения из Пролога, Толкового Евангелия, Златоустника и проч.

Ересь жидовствующих.

· распространившаяся в ХV веке в Новгороде. Ее принес сюда из Литвы Схария, ученый еврей, знакомый с астрологией и каббалистикой.

· Учение ее состояло в отрицании догматов o Троице, o Божестве Иисуса Христа и искуплении, в предпочтении Ветхого Завета Новому, в отрицании соборов и писаний отеческих, в отвержении почитания святых мощей и икон, всей вообще обрядности и таинств и в отрицании монашества как образа жизни, противного природе.

· Еретики отличались наружным благочестием, ученостью, имели много книг.

Борьба с ересью архиепископа Геннадия и преподобного Иосифа Волоцкого.

· Геннадий усилил свою деятельность; он продолжил пасхалию на 70 лет восьмой тысячи. После (в 1539 году) она была еще продолжена на всю восьмую тысячу новогородским священником Агафоном. Вместе с Геннадием энергично действовал Иосиф Волоцкий, рассылая против ереси свои послания к русским епископам, к великому князю и духовнику его, андрониковскому архимандриту Митрофану.

· В 1502 году эта партия противников ереси осилила сторонников; великий князь возложил опалу на внука и Елену и приблизил к себе сына. С этого же времени начинается и падение ереси.

· Между тем Геннадий лишен был кафедры, вероятно, не без содействия еретиков. Наконец, уже в 1504 году мнение Иосифа восторжествовало; еретики были осуждены на соборе; главных из них сожгли, других разослали по монастырям.

Просветительная деятельность святителя Геннадия и преподобного Иосифа.

· Заслуги Геннадия состояли в первоначальном обличении ереси посланиями, в вычислении пасхалии и в трудах по переводу и собиранию книг Священного Писания. До его времени у нас не было даже полной Библии; Священное Писание было распространено только в отдельных книгах, и то весьма мало.

· Против жидовствующих Иосиф написал капитальное богословское сочинение, подобного которому не бывало еще в России, известное под именем "Просветителя.", представляет собой почти полное изложение истин православной веры, первое русское богословие, в котором сведены были догматические свидетельства всех известных тогда на Руси отцов Церкви.

· Насоборе 1503 года он одержал верх, но спор o монастырских вотчинах не кончился ни тогда, ни после смерти преподобного Нила.

Возбужденные ересью вопросы и спор o них иосифлян и белозерских старцев.

· Самым горячим противником иосифлян явился князь-инок Вассиан Косой, в миру кн. Василий Патрикеев.

· Он написал против Иосифа три горячих сочинения: "Слово об иноческом житии" с предисловием, "Собрание на Иосифа от глав Никона Черногорца" и "Собрание от разных книг" в форме диалога с Иосифом, в которых постарался выставить в самых ярких чертах все язвы современного монашества.

· Полемика между ними коснулась еще вопросов o вдовых попах, причем Иосиф настаивал на отлучении их от службы, а Вассиан доказывал противное, и o казни еретиков.

· Несогласия между обеими партиями дошли до того, что пред своей кончиной (1515 г.) Иосиф заповедал своей братии не иметь никакого общения с учениками Нила и Вассиана; Вассиан, со своей стороны, говорил, что иосифлян он и в келью к себе не пускает, и никакого общения иметь с ними не желает.

Отношение к спору иосифлян с белозерцами митрополита Даниила.

· По смерти Иосифа лучшим представителем иосифлян остался ученик ипреемник Иосифа по игуменству митрополит Даниил, разделявший все взгляды своего учителя, такой же начитанный, как тот, красноречивый проповедник и плодовитый писатель, оставивший после себя до 35слов и посланий.

Максим Грек и его просветительная деятельность.

· Кроме переводов, он писал еще толкования на разные тексты Священного Писания, o смысле которых его спрашивали.

· Остатки ереси жидовствующих вызвали с его стороны несколько полемических сочинений против иудейства.

· Частые сношения России с армянами по торговле заставили его написать слово "на армянское зловерие." В своем "Слове на агарянскую прелесть и скверного пса Моамефа" и в "Ответах против Агарян" он дал образцы противомусульманской полемики.

· Сочинение "На люторы," в котором он защищает догмат иконопочитания.

· В религиозной жизни самих русских Максим выступил на борьбу против множества суеверий и апокрифов.

· В своих сочинениях o звездочетной прелести Максим излагал историю астрологии, описывал увлечение ею в Италии, рассказывал случаи, где ее предсказания оказались ложными, и противополагал ей православное учение o промысле Божием и o свободе человека.

· Во многих сочинениях Максим касался и нравственных нестроений русского общества. Он обличал современные ему распри, придворные смуты, неправый суд, притеснения сильными слабых, пьянство, разврат и прочее.

· В "Слове к хотящим оставляти жены своя без вины и идти в иноческое житие" он обратил внимание на обрядовый взгляд своих современников на монашество и доказывал, что, с одной стороны, можно исполнять заповеди Божии и в белеческом чине, а с другой - можно оставаться мирянином и в черных ризах.

Участие Максима в споре иосифлян с их противниками.

· В споре иосифлян с их противниками Максим с самого же начала встал на сторону белозерских иноков.

· Своими речами против монастырских вотчин Максим, разумеется, сильно раздражал против себя всех иосифлян.

· Очень вероятно, что Максим доходил и до личного столкновения с великим князем, высказавшись против его развода с Соломонией. После этого беспокойного обличителя заключили в цепях в симоновскую тюрьму.

· В 1525 году он был подвергнут допросу на соборе. Кроме подозрений относительно политических идей и поведения Максима, собор, как уже сказано, выставил против него еще важные церковные обвинения - порчу богослужебных книг, которые он взялся исправлять, и погрешности в его переводах.

Судьба Максима.

· Максима приговорили к заточению в неприязненный к нему Иосифов монастырь.

· Вассиан пока уцелел, только лишился милости великого князя. Но в 1531 году и его притянули к суду.

· На собор вызвали из заточения и Максима; снова повторены были все вины, за которые осудил его собор 1525 года, и пополнены новыми подробностиями и новыми обвинениями политического характера.

· Из заточения Максим не раз просил правительство отпустить его на Афон; o том же просили за него восточные патриархи при Грозном, но все эти просьбы остались без исполнения.

· По низвержении с кафедры митрополита Даниила участь Максима облегчилась; ему дозволено было ходить в церковь и причащаться.

Труды митрополита Макария.

· После митрополита Даниила во главе иерархии и во главе иосифлян встал митрополит Макарий.

· труды Максима имели большое влияние на все стороны тогдашней церковной жизни.

· Состоялся стоглавый собор1551.

· собор вспомнил, что в старину при церквах и монастырях были добрые школы в домах добрых попов и дьяконов, т.е. призвал на дело просвещения тех же мастеров-грамотников, o которых сам же говорил, что они грамоте мало умеют, а силы писания вовсе не знают.

· Самый важный из этих трудов Макария - "Великие Четии-Минеи," которые он начал составлять еще в Новгороде и продолжал в Москве.

· Он сумел возбудить около себя сильное литературное движение, особенно по части составления житий.

Ереси Башкина и Косого.

· Сущность новой ереси состояла в том, что она не признавала божества Сына Божия и равенства Его с Богом Отцом, Евхаристию считала простым хлебом и вином, иконы называла идолами, отрицала таинство покаяния, утверждая, что как только перестанет человек грешить, так и без священника уже нет ему греха, отрицала отеческие писания, жития святых, постановления соборов, иконопочитание и всю церковную обрядность.

· Неудивительно, что когда для участия на соборе против еретиков пригласили Максима Грека, последний очень встревожился, подумал, что и его хотят тоже судить за ересь. Собор на еретиков собрался в 1553 и продолжался в 1554 г.; из актов его сохранился только отрывок - o суде над Артемием Троицким.

· Феодосий Косой и Игнатий успели бежать в Литву, женились там и успешно проповедывали свое новое рационалистическое учение, еще более отрицательное, чем учение Башкина, очень близкое к социнианству и состоявшее в исключительном почитании книг одного Ветхого Завета, в отвержении Святой Троицы, Божества Иисуса Христа. Его воплощения, почитания святого креста и икон, почитания святых, церковного предания, творений святых отцов, всей церковной иерархии, таинств, всего христианского богослужения и обрядов и в отрицании повиновения даже всяким вообще земным властям.

Зиновий Отенский.

· Ересь Косого вызвала против себя замечательные полемические труды со стороны ученика Максима, инока Зиновия, который жил в Отенском монастыре, заточенный туда в одно время с своим учителем.

· Защищая современное положение Церкви от нападений еретиков, Зиновий должен был во многом отступить от принципов своего учителя и сблизиться во мнениях с иосифлянами.

 

Отношения православных к протестанству и католичеству.

· По мере развития старообрядческого духа общий уровень церковного просвещения должен был еще более понизиться.

· Русскому человеку, действительно, было тогда опасно встретиться с западной цивилизацией, потому что, при религиозном строе всей своей жизни, при смешении всех обычаев и быта с православием, он не умел различать светской стороны цивилизации от религиозной, заимствуя первую, усвоял и последнюю, сбрив бороду, отпадал и от православия.

· К протестантам относились, впрочем, еще довольно терпимо, вероятно потому, что меньше видели от них попыток вредить православию.

· Попытки пап на введение в Россию католичества или, по крайней, мере, неудавшейся унии митрополита Исидора постоянно разбивались o полную нетерпимость русских к латинству, которое у нас не считалось даже и христианством.

· Самая важная попытка католичества проникнуть в Россию произведена была при Иоанне III. Папа Сикст IV, устроив брак Иоанна с жившей в Риме греческой царевной Софией Палеолог, рассчитывал сделать ее своим орудием для привлечения России к латинству. Но София явилась в Москве вполне православной великой княгиней и обманула все его ожидания.

· В Россию (в 1581 году) был прислан из Рима ловкий иезуит Антоний Поссевинс поручением завязать дело об унии и o дозволении строить в Москве костелы.

· Царь Грозный укорил латинян за стрижение бороды, указал на то, что у папы крест на туфле, а у православных креста не повелось ниже пояса носить, что папу носят на престоле, как Христа, а ему не следует Христу равняться, да и Петра апостола Христу равнять не следует же, и в заключение не утерпел - сказал, что который папа не по Христову и не по апостольскому учению живет, тот папа волк, а не пастырь.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!