Традиции отечественной философии.



Усиление интереса к истокам и развитию отечественной философской мысли следует рассматривать в контексте общего интереса осмысления народом своего исторического прошлого. Более всего русская философия была занята вопросами о смысле и целях истории, где главная тема — человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа, общенациональных особенностей русской души. Собственно философская мысль в России формировалась не на пустом месте, а под влиянием достижений мировой философии. Но этот источник и не единственный, и недостаточный, чтобы с его помощью объяснить специфику русской философской мысли. Она во многом складывалась под влиянием социально-культурных процессов, происходивших на Руси: предпосылки для возникновения философского сознания созревали уже в культуре языческой Руси, ее христианизация (Х в.) сыграла важную роль в становлении русской философской культуры. Русская философская мысль имеет своим источником произведения киевского философа — митрополита Иллариона, давшего философско-историческое и этико-гносеологическое толкование русской жизни конца Х — начала ХI в., поставившего опрос о месте русского народа в мировой истории, об историческом значении принятия им христианства («Слово о законе и благодати», «Молитва», «Исповедание веры»). Процессы политического единения Руси, образования русской национальности, укрепления феодализма, приобщения Руси к мировой культуре (через Византию), настойчиво требовавшие глубокого социально-философского осмысления, также в немалой степени обусловили своеобразие русской философской культуры.

Основные этапы формирования русской философии. Начало самостоятельной философской мысли в России связано со славянофильством (40 – 50-е гг. 19 в.) Основатели этого течения, А. С. Хомяков (1804 – 1860) и И.В. Киреевский (1806 - 1856), противопоставляли свой способ философствования западному, односторонне-рационалистическому.

Другую точку зрения, противоположную славянофильской, отстаивали западники (40 – 60-е гг. 19 в.), считавшие, что Россия может и должна пройти тот же самый этап развития, что и Запад. Среди западников были как либералы-реформаторы (П.А. Анненков, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин), так и радикалы-революционеры (В.Г. Белинский, А.Г. Герцен, Н.Г. Чернышевский). Основоположником западничества является П.Я. Чаадаев.

Народничество (60 -80-е гг. 19 в.) Это направление в России выросло из учения А.И. Герцена о «русском», крестьянском социализме. Один из виднейших русских народников - М.А. Бакунин – в 70-е гг. перешел на позиции анархизма.

Философия всеединства (70-е гг. 19 в. – 30-е гг. 20 в.) В русской духовности идея этого направления возрождена и развита была Вл. Соловьевым (1853 – 1900). Центральной в этом учении является идея «всеединства сущего», выражающая по-своему принцип всеобщей универсальной связи всех явлений и предметов мира. Идеи Вл. Соловьева были продолжены его соотечественниками: С.Л. Франком (1877 – 1950), П.А. Флоренским (1882 – 1937), Л.П. Карсавиным (1882 – 1952).

Русская религиозная философия конца 19 в. – начала 20 в. Интерес к религии был пробуждением интереса к высшим, вечным истинам и ценностям, к тайне человека. Свое духовное начало русская религиозно-философская мысль видела в идеях Вл. Соловьева, в мировоззренческих построениях славянофилов. Яркими ее представителями были: В.В. Розанов (1856 – 1919), Л.И. Шестов (1866 – 1938), А.И. Ильин (1883 – 1954).

Русский марксизм (1883 – 1924) – в этот хронологический этап входит философская деятельность Г.В. Плеханова, В.И. Ленина. Марксизм, в его ленинском варианте (ленинизм), долгие годы и десятилетия был идеологией господствующей не только в нашей стране, но и во всем так называемом «социалистическом лагере».

Философия в советской и постсоветской России (после 1917 г.). В этот период истории нашей страны творили, развивали науку, культуру, философия такие ученые как К.Р. Мегрелидзе, П.В. Копнин, Б.М. Кедров, Э.В. Ильенков, А.М. Минасян, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, - авторы выдающихся работ по диалектике, логике, теории познания, психологии и социологии мышления), и мыслители других мировоззренческих ориентаций. К глубочайшим научно-философским обобщениям в эти годы пришел создатель учения о биосфере и ноосфере В.И. Вернадский (1863 – 1945). Оригинальные идеи о природе языка и сознания развивали феноменолог Г.Г. Шпет 191879 – 1940), культуролог и физик В.В. Налимов (1910 – 1997). Несмотря на репрессии и преследования творил великий русский философ А.Ф. Лосев (1893 – 1988), автор классических трудов в различных областях философского знания.

Самобытным русским мыслителем был гениальный писатель Лев Николаевич Толстой (1828—1910). Подвергая критике общественно-политическое устройство современной ему России, Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Идею исторического прогресса он связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле его жизни, ответ на который призвана была дать созданная им «истинная религия». В ней Толстой признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты церковных учений и в связи с этим роль церкви в общественной жизни.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 — 1900) Для философа по призванию, как сказал Вл. Соловьев, нет ничего более желательного, чем осмысленная или проверенная мышлением истина; поэтому он любит самый процесс мышления как единственный способ достигнуть желанной цели и отдается ему без всяких посторонних опасений и страхов. Критиковал такие недостатки основных философских течений, как отвлеченность и односторонность: одни подчеркивали всеобщее и рационализм, а другие впадали в противоположную крайность — эмпиризм, частное. И та, и другая крайности заводили философскую мысль в тупик, преграждая путь к адекватному осмыслению единого сущего. Он первым в России создал свою особую философскую систему. Стержневым принципом философии Соловьева является философия положительного всеединства. Сущее содержит в себе благо как проявление воли, истину как проявление разума и красоту как проявление чувства. Из этого вытекает принцип: Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте. Эти три начала — благо, истина и красота — составляют нерасторжимое единство, предполагающее любовь — силу, подрывающую корни эгоизма.

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) писал, что все его поиски и все раздумья были сосредоточены вокруг одной великой проблемы: тайны живого вещества, роли его на Земле и в космосе. Это величайшая проблема естествознания и философии. Она затрагивает глубинные интересы человека, который сам является частью живого и даже бессознательно переживает свою глубинную связь с живой и неживой природой в целом.

Современная наука, считает Вернадский, открывает нам три фундаментальных проявлений реальности: атом, космос и живое вещество. В понятие живого вещества – в самом широком смысле слова – входит и человек. Мощнейшим орудием человеческой деятельности на зрелых этапах ее истории является наука – («планетное явление, по выражению Вернадского).

Наука и демократия – два решающих фактора перехода биосферы в ее высшее состояние – ноосферу (сферу разума), когда деятельность человека носит уже не стихийный, а глубокий осознанный и организованный характер.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 972; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!