Философская мысль Древней Индии



Индийская философия с древних времен развивалась непрерывно, без резкого изменения точек зрения и идей. Ее древнейшие тексты содержатся в Ведах (veda - букв. «знание», «ведение»), написанные до XV в. до н.э. Почти вся последовавшая за Ведами философская литература связана с толкованием и комментарием авторитетных ведических текстов.

Согласно установившейся традиции, вся ведическая литература делится на четыре группы: 1) Самхиты, 2) Брахманы, 3) Араньяки, 4) Упанишады. Согласно ведийским представлениям, боги обладали всеведением. Считалось, что у знания визуальная природа и «узнать» значит «увидеть». Боги наделяли такой способностью знать-видеть истину поэтов - риши.

В ведах и Упанишадах берут начало многие категории современной индийской философии, этики и психологии, такие как веданта, буддизм и другие школы индийской философии.

Буддизм – религиозно-философское учение, возникшее в северо-восточной части Индии в VI – V вв.до н.э. В ходе исторического развития он стал одной из наиболее распространенной религией, наряду с христианством и исламом. Буддизм возник как оппозиция кастовому строю. В этом учении утверждалось равенство всех людей в страдании и право всех на спасение. Основные положения буддизма были изложены в буддийском каноне, получившим название «Трипитака» - «Три корзины» (состоит из трех больших сводов).

Буддизм исходит из того, что в мире нет ничего, что не было бы подвержено изменению. В мире есть только становление, не имеющие ни начала, ни конца. О бытии можно говорить лишь как ежемгновенном изменении.

Объект в буддизме перестает существовать как таковой, сам по себе, он становится частью внутреннего мира данного человека. Человеческая личность, как и все другое в мире, подчиняется закону причины и следствия, который и позволяет наряду с отрицанием существования души признать действие закона кармы, переселения душ. По закону причинности, элемент сознания не исчезает из круговорота жизни с нашей смертью совершенно, он проявляется вновь в другом месте, в другой форме. Смерть и рождение – это важные события, но все равно это лишь мгновения в целой цепи отдельных, с необходимостью следующих друг за другом, мгновений. каждую новую жизнь необходимо понимать не как рождение, а как перерождение.

Страдание, согласно учению буддизма, это фундаментальная характеристика бытия как такового.

Таким образом, буддизм, как и вся индийская философия, пытался решить в первую очередь практические этические задачи, стоящие перед человеком. Решимость победить страдание и более никогда не рождаться в сансаре (колесе перерождений) предполагало неустанное совершенствование человека во всех областях жизни. Философское учение Будды и есть ключ к обретению мудрости, ведущей к просветлению, суть которого заключается в устранении себя как эмпирического существа, разум которого, наконец-то, достиг уничтожения желаний.

Философская мысль Древнего Китая

Философские воззрения древних китайцев зарождались и оформлялись в недрах религиозно-мифологического осмысления мира.

Мифы Древнего Китая. Одной из особенностей китайской мифологии является зооморфный характер богов и духов; многие древнекитайские божества были похожи на животных, птиц, рыб, часто мыслились как полулюди, полуживотные. Безличное, но всевидящее Небо управляло всем ходом событий во Вселенной, а его первосвященником и единственным представителем на земле являлся сам император, носивший титул Сын Неба.

Другой особенностью китайской мифологии был культ предков, который строился на признании влиянии духов умерших на жизнь и судьбу потомков. В обязанность предков, ставших духами, входила постоянная забота о потомках, живущих на земле.

Следующей особенностью китайских мифов является представление о мире как взаимодействии противоположных начал: женского – инь и мужского – ян. В глубокой древности не было ни неба, ни земли, а вся Вселенная представляла собой бесформенный хаос. В этом бесформенном мраке родились две луны – инь и ян, деятельность которых привела к упорядочению мира: дух ян стал управлять небом, а дух инь – землей.

Конфуцианцы осуществили историзацию мифов, демифологизацию их сюжетов и образов, что привело к их рационализации, к тому, что они стали частью традиционной истории, частью философских идей и учений.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 300; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!