Философская мысль европейского Средневековья и Возрождения.



Средневековая европейская христианская философия.Главная особенность этого этапа развития философии – ее сопряженность с верованиями христианства. Философия развивается с учетом основных религиозных догм. Церковь являлась в те времена средоточием и центром духовной культуры и образования. Философия выступала как «служанка богословия», т.е. как дисциплина, отрасль знания, подводящая к более высокому и важному знанию – теологическому (богословскому). Такое сближение философии с религией называют сакрализацией философии.

Для средневековой философии в целом характерны следующие черты: 1) ретроспективность (средневековая философия обращена в прошлое, задача философа состояла в том, чтобы расшифровать, раскрыть и разъяснить священные письмена), 2) традиционализм (любая форма новаторства считалась признаком гордыни, поэтому, максимально исключая субъективность из творческого процесса, он должен был постоянно придерживаться установленного образца, канона. Совпадение мнения философа с мнением других было показателем истинности его взглядов), 3) дидактизм (учительство, назидательность) (почти все известные мыслители того времени были либо проповедниками, либо преподавателями богословских школ).

Основные принципы средневековой философии, отражающие принципы средневекового мышления следующие:

· теоцентризм – принцип, согласно которому Бог является центром, фокусом средневековых философских и религиозных представлений; конкретизирует принцип абсолютной личности.

· монотеизм: Бог един, а не множествен. В отличие от античных богов христианский Бог един и уникален.

· креационизм: учение о сотворении мира Богом из ничего. Тем самым дается новый ответ на уже в античности поставленный вопрос о том, как из единого рождается множественное.

· символизм: понимание земного как инобытия, мира Бога.

· средневековый антропоцентризм: человек – не просто микрокосмос, а созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего созданного для него.

Основные этапы средневековой философии – патристика и схоластика. Обычно этап патристики(от слова «патер», имеются ввиду «отцы Церкви») в истории философии определяется с 1 по 6 в. Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и другие разработчики основных догматов христианской религии одновременно были и крупнейшими философами своего времени.

Главные проблемы патристики: 1) проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема); 2) отношение веры и разума, откровение христиан и мудрости язычников (греков, римлян); 3) понимание истории как движения к определенной конечной цели и определение этой цели – «Град Божий»; 4) свобода воли человека и возможность спасения его души; 5) проблема происхождения зла в мире, причины по которым его терпит Бог, и другие проблемы.

Этап схоластики (9-15 вв.) продолжает проблематику патристики, являясь ее развитием. Основные догмы и положения уже разработаны, они шлифуются, уточняются, систематизируются. Сам термин «схоластики» обозначает «школьную, учебную» философию, преподававшуюся в университетах и школах. Все, кто в то время занимался науками, и особенно философией, были «схоластами», это звание было почетным, по смыслу близким понятию «ученый теоретик»

Схоластическая философия в лице ее представителей (Эриугены, Бонавентуры, Альберта Великого, Фомы Аквинсткого, Росцеллина, Абеляра, Ансельма Кентерберийского и многих других) сохраняла интерес к поднятым патристикой философским проблемам. Однако на первый план все же выходят отношения разума и веры, религии и науки, а также вопрос соотношения единичного и общего.

Философия Ренессанса (Возрождения) в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с 14 по 16 в. Главная особенность философии этого периода – антропоцентризм. Человек поставлен в центр исследований. Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют таких мыслителей как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Николо Макиавелли, Томас Мор, Мишель де Монтень и др. (15-16 вв.)

Возникла новая система ценностей, где на первом месте стоят человек и природа, а затем религия с ее проблемы. Другая особенность ренессанской культуры и философии – «секуляризация» - освобождение от церковного влияния. Постепенно и проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться всецело через призму теологии. Это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук, дающих истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.).

 

 

Философия Нового времени.

Немецкая классическая философияявляется одним из важнейших этапов развития западноевропейской философии по богатству и значимости содержащихся в ней идей. Основные идеи связаны с теорией познания. Представители школы: И. Кант (1724 – 1804); И. Г. Фихте (1762 – 1814); Ф.В.Й. Шеллинг (1775 - 1854); Г.В.Ф. Гегель (1770 -1831); Л. Фейербах (1804 – 1872).

Философия Нового времени охватывает период 16 -18 вв. Это время становления и оформления естественных наук, отпочковавшихся от философии. Физика, химия, астрономия, математика, механика превращаются в самостоятельные науки. Однако остается проблемой выработка общенаучных методов познания, возникает необходимость обобщения и систематизации данных естественных наук. Отсюда возникают новые задачи и приоритеты в философии Нового времени.

В центре внимания новой философии - теория познания, отработка методов истинного знания для всех наук. Если специальные «частные» науки открывают законы природы, то философия призвана обнаружить законы мышления, действующие во всех областях знания. Этим занимаются такие известные мыслители, как Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Д. Локк, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц (17 в.). Они ищут законы разума, возможности которого представляются безграничными.

В философии Нового времени появляется ряд специфических проблем и установок:

- полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, веры с разумом – невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума (Т. Гоббс);

- выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно она способна обогатить человечество, избавить от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс (Ф. Бэкон);

- развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно только тогда, когда будет сформирован главный метод мышления, метод «чистого» разума, способный действовать во всех науках. (Р.Декарт). Теория познания становиться центром философии Нового времени.

При поисках идеального метода познания произошло разделение философов на сторонников эмпиризма и рационализма.

Эмпирики (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк и др.) считали, что единственный источник знания – это опыт, который связан с чувственностью, ощущениями, восприятиями, представлениями. Поскольку ощущения могут обмануть, их проверяют посредством эксперимента, который корректирует данные органов чувств. Знание должно идти от частного, опытного (экспериментально) к обобщениям и выдвижению теорий (индуктивный метод)

Рационалисты (Р.Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.) считали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения иллюзорны. Опытные данные, как и экспериментальные, всегда сомнительны. Развивая заложенные в уме идеи, человек может получать истинное знание о мире. Ощущения, опыт, эксперимент – это важные составляющие знаний о мире, но основу истинного метода надо искать в самом уме. Мышление основано на индукции и дедукции. Истинный метод всех наук и философии похож на математические методы.

Западноевропейская философия XVII-XVIII столетий. Западная философия Нового времени открывает следующий период в развитии философской мысли. Этот период в жизни общества характеризуется разложением феодализма, зарождением и развитием капитализма, что связано с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда. Происходят существенные преобразования в социальной сфере, в сфере политики. Меняется сознание людей и мировоззрение в целом. Жизнь рождает новых гениев. Бурно развивается наука, прежде всего, экспериментально-математическое естествознание, основы которого заложил Г. Галилей. Этот период именуют эпохой научной революции. Благодаря развитию математики с естествознанием принципы научного мышления распространились за пределы отдельных отраслей и собственно философии.

Первым и величайшим исследователем природы в Новое время был английский философ Френсис Бэкон (1561 — 1626). В своих исследованиях он вступил на путь опыта и обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Он считал, что философия должна носить, прежде всего, практический характер. Высшей целью науки он считал господство человека над природой, а господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам». Бэкон провозгласил ставший знаменитым девиз: «Знание сила».

Если Ф. Бэкон разрабатывал в основном метод эмпирического, опытного исследования природы, то французский математик и философ Ренэ Декарт (1596 — 1650), напротив, поставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из теории рационализма, предполагавшего наличие в человеческом уме врожденных идей, которые во многом определяют результаты познания. Воззрения Декарта на природу носили в основном механистический характер: Вселенная — это огромный механизм, она изменчива и имеет историю своего развития. Первоначальный импульс к существованию и развитию мира дает Бог, но впоследствии развитие мира определяется самостоятельной творческой силой.

Специфика немецкой классической философии:

1. Само понимание философии, ее роли в культуре и жизни человечества. Философия провозглашена квинтэссенцией культуры. Человечество именно через философию познает себя, (а не через религию, искусство, науку), философия — эта «эпоха, схваченная в мыслях. Впервые она понимается и как строгая наука, т. е. системное знание, обладающее особой структурой и понятийным аппаратом, а не просто — любовь к мудрости.

2. Диалектический метод, учитывающий противоречивость в развитии природы общества и мышления, объявляется главным и единственно верным как в философии, так и в других науках.

3. История человечества понимается как путь разума. Она проникнута разумом, имеет строгие законы, которые можно изучить, и, на основе изучения законов, управлять историей. Главный критерий прогресса общества — степень свободы человека. Философия должна показать как человечество и личность могут прийти к свободе. В этом неумолимая ценность и гуманный пафос немецкой классической философии.

Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724 — 1804). Именно с него занялась заря философии Новейшего времени.  Не только в философии, а и в конкретной науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Разработанная им гипотеза происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных научных идей астрономии. Кроме того, он выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею естественного происхождения человеческих рас. Философские воззрения Канта существенно менялись по мере его духовного развития. Если до начала 80-х гг. ХVIII в. его интересовали главным образом естественно-научные вопросы, то потом его дух погружается в так называемые метафизические, т.е. общефилософские, проблемы бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики, т.е. всей системы философии. Человек, этика и право — вот альфа и омега всего философского учения великого мыслителя.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 338; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!