Понятие философии. Объект и предмет философии. Ее назначение.
Мировоззрение. Его типы и формы.
Мировоззрение – совокупность взглядов на мир в целом, на место человека в мире и его отношение к миру, а также определяемые им жизненные ориентации, культурные идеалы, убеждения людей, принципы системы познания и деятельности.
В зависимости от исходных положений, положенных в основу деления, выделяют следующие типы мировоззрения: Философское, научное, обыденное, так же известны мифологическое, религиозное мировоззрение. Мировоззрение современных людей – переплетение всех типов мировоззрения. Мировоззрение имеет формы: мироощущение (ч/з органы чувств), мировосприятие (мыслеобраз в голове), миропонимание (моделир-е ситуаций в сознании). Философское мировоззрение (философия) основано на научно-теоретическом знании.
В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим. Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи – мозга.
Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу – разуму, воле. С нравственно-психологической точки зрения мировоззрение может характеризоваться как оптимистическое или пессимистическое.
|
|
В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:
1) познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях – повседневных, профессиональных, научных и т.д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуально и общественного познания, тили мышления итого или иного сообщества, народа или эпохи;
2) ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т.д. Ценность – это свойство предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека могут входить представления в добре и зле, счастье, несчастье, цели и смысла жизни. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностно значимое для человека с его практическим поведением;
|
|
3) морально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение. Превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать.
4) практический компонент. реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер.
УРОВНИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ (типы)
По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровнимировоззрения. Жизненно-практический уровень мировоззрения (суть обыденное мировоззрение)складывается стихийно и базируется на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Этот уровень мировоззрения называют жизненной философией. Именно на этом уровне М. включается в социальное и индивидуальное взаимодействие абсолютного большинства людей. Обыденное мировоззрение зависит от характера образования и воспитания его носителей. На формирование этого уровня мировоззрения существенное влияние оказывают национальные, религиозные традиции, уровни образования, интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деятельности и многое другое.
|
|
Жизненно-практическое мировоззрение включает в себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познанный опыт каждого конкретного индивида. Оно помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах. Вместе с тем, этот уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. В нем нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки.
Эти недостатки преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения, который носит теоретический характер. К этому уровню относится философское и научное мировоззрение.
Философское М. – наиболее систематизированное макс. рационализированное М.
Хар.черты: теор.представления о мире; активность челов.разума, его познав.деятельность; критичное размышление, наблюдения, сбор фактов, логический анализ, выводы и док-ва.
Научное М. содержит в себе филос. идеи и принципы, которые выполняют интегрирующую функцию по отношению к разнообразным научным знаниям.
|
|
Хар.черты: сведения, полученные различными научными дисциплинами; теор. и опытное (эмпирическое) знание; совокупность науч. представлений о мире и человеке в нем.
В исторической последовательности. Можно сказать, что жизненно-практическое мировоззрение находит свое обобщенное выражение в мифологии и религии. А мифологию и религию можно рассматривать как предшественники философии.
Исторические формы М.:
1. Исторически первой формой М. является мифология.
В мифе объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуаций. Слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания.
Миф обычно совмещает в себе два аспекта – диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения.
2. В этот же период существовала и религия.
В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Однако религия имеет свою специфику. Специфика религии обуславливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным.
Мировоззренческие конструкции, включались в культовую систему, приобретая характер вероучения.И это придает мировоззрению особый духовно-практический характер. Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т.д., Основная функция религии – помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного.
Понятие философии. Объект и предмет философии. Ее назначение.
Философия — форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека.
Объект философии – это форма человеческой деятельности в процессе человеческой деятельности, которая выработана в процессе человеческого бытия (и язык, и знание, наука, предметы научного познания). Предмет философии – это вещи, явления или отдельная часть чего-то, обладающая определенными свойствами и выступающая в отношениях с другими вещами или явлениями (вещи, явления, понятия, мысли, идеи, дух, субстанция).
Философия сегодня рассматривается как высшее проявление человеческого духа. От эпохи появления человека сознательного до времени, когда человек осознал себя личностью, философия отразила в себе все формы познания. Отсутствие идеологического сознания для философии заключается в том, что в его рамках поставлены и затронуты многие вопросы, которые впоследствии составили каркас предмета философских рассуждений (мир, человек, душа и т.п.).
Пифагор (7-6 вв до н.э) Философия – «любовь к мудрости», «стремление к истине».
Философия является важнейшей составляющей человеческого миропонимания, мироотношения, миросозерцания, что и обуславливает культуру поведения людей в самом широком ее смысле, т. е. от личностно-эмоциональных внутренних переживаниях и до различных внешних проявлений по отношению к окружающей реальности: людям, природе, космосу, разным культурам и т.д. Философское отношение к миру заключается в первую очередь в возможности определения наиболее оптимального способа взаимодействия с окружающей действительностью соответствующего современным потребностям самого человека, общества и природы.
Существует множество наук, который изучают реальный мир, объекты, процессы объективной реальности, например, физика, химия, биология, физиология нервной деятельности, история, социология и т.д. Такие науки называются частными.
Наука изучает физическую природу, ее законы, а философия объясняет, как и почему понимали природу ученые разных эпох и культур, древние греки или средневековые мыслители, философы эпохи просвещения и т.д. Философия изучает не столько сам мир, сколько знание людей о мире, смысл отношения объектов, процессов мира. Главное в предмете философии – это философская рефлексия. Это значит, философия рассматривает мир через призму субъект-объектных отношений, т.е. отношений человека к миру, обществу, другим людям. Философ всегда строит систему ценностей мира, и тем самым показывает исходные основания человеческой деятельности. Философия начинается с человека. С попытки ответить на вопрос – что такое человек? Что есть мир для него, чего может желать и добиться в этом мире человек? Смысл существования? Влияние природы и общества на человека и наоборот.
Философия разрабатывает терминологию (категориальный аппарат) и методологию (общие правила, предписания, запреты и ограничения) для других наук.
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 348; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!