Возникновение и развитие философии 20-го столетия.



Постклассическая европейская философия 19 – 20 вв. возникла в результате критики классической философии. До XIX в. в европейской мысли господствовала теистическая антропологическая концепция, согласно которой, мир не имеет развития и истории. Прошлое и будущее точно такие же, как и настоящее. Это полностью относится и к человеку. Интенсивное научное осмысление проблемы антропогенеза началось в XIX в.

Постклассическая философия не является однозначной по своему содержанию, в нее входят разные концепции и направления. Это иррационализм (течения в философии, которые ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и признают основу и миропонимания чувство, интуицию, волю, созерцание, мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т.п.; противоположен рационализму) А. Шопенгаура и Ф. Ницше; религиозно окрашенная философия Киркегора; диалектический материализм К. Маркса; позитивизм О. Конта.

Философия XX в. представляет собой сложное духовное образование. Ее плюрализм расширился и обогатился как за счет дальнейшего развития науки и практики, так и за счет развития самой философской мысли в предшествующие столетия и особенно во второй половине XIX в.

 

Фридрих Ницше (1844 — 1900) мир понимал как вечное становление, вечный поток, где все возвращается «на круги своя». Человек не должен бояться смерти, потому что мир повторяется во времени с незначительными вариациями. Мир — это жизнь. Другого мира нет. В мире действует слепая воля, но «воля к жизни» на человеческом уровне проявляется как «воля к власти». Истины нет. Познание всегда не более чем истолкование фактов, которые можно толковать как вздумается. Человек «истолковывает» мир, в котором он живет, создавая свой «маленький мир». Идеи Ницше были использованы в нацистской Германии как одна из основ Идеологии Третьего рейха, однако не надо забывать, что нацисты и Гегеля, и Фихте причисляли чуть ли не к своим предшественникам.

Постклассическая европейская философия включала в себя не только иррациональные, но и мощные рациональные системы. Наиболее известны марксизм и позитивизм.

Карл Маркс (1818 — 1883) — один из величайших экономистов и социологов ХIХ в. В области философии Маркс считал себя учеником Гегеля. Его философия стала значительным шагом в развитии европейской мысли. В ряде своих работ («Тезисы о Фейербахе», «Немецкая идеология», «Капитал») и др. Маркс формулирует свой метод философии как диалектико-материалистический. Он говорил о том, что диалектика должна помочь объяснить реальный мир из него самого, а не из абстрактно выведенных понятий духа. Главное — не объяснить мир, а изменить его. Философия же есть духовное оружие такого изменения. Наиболее интересны философские взгляды Маркса на общество. С точки зрения марксизма субстанцией, лежащей в основе исторического бытия и развития человека и составляющей его сущность, как свидетельствует современная наука, является трудовая деятельность, осуществляемая всегда в рамках общественного производства. Человек не может производить и заниматься трудовой деятельностью, не вступая прямо или опосредованно в общественные отношения, совокупность которых и образует общество. С развитием общественного производства и трудовой деятельности развиваются и общественные отношения людей. В той степени, в какой индивид аккумулирует, осваивает и реализует всю совокупность общественных отношений, происходит и его собственное развитие.

Основные направления современной западной философии

Основные тенденции современного философского мышления Запада носят характер сциентизма, антропологизма, возврат к основам мистико-религиозной философии. Возникают принципиально новые философские картины мира и стили мышления, которые пытаются обосновать и определить направление развития человека и общества. Появляются новые школы, учения, концепции, формирующие новое представление о человеке, его сути и взаимоотношениях с окружающей действительностью. Например, психоаналитическое направление в психологии и культурологи, объясняющее особенности психики человека (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер).

Основные феноменологические концепции разработаны Э. Гуссерлем (1859 – 1938). Главные цели феноменологии – построить науку о науке, наукоучение и раскрыть жизненный мир, мир повседневной жизни как основу всего познания, в том числе научного через исследования человеческого сознания, так как он является источником рефлексии мира.

Философияжизни – направление, сложившееся в конце 19 века и существующее поныне. Оно начинается с философии Ф. Ницше и развивается такими известными учеными как В, Дильтей, Г. Зиммель, А, Бегрсон, О. Шпенглер. Центральное понятие данного направления – это «жизнь» как первичная реальность, находящаяся в непрерывном творческом становлении «живого».

Философская антропология как школа современной западной философии возникает в начале 20 в. У истоков этого направления стояли немецкие философы М. Шелер (1874 – 1928), Г. Плеснер (1892 – 1985), А. Гелен (1904 – 1976). Антропологизм (т. е. стремление рассматривать любую глобальную проблему сквозь призму центрального вопроса – о человеке) присущ и учениям русских религиозных философов, таких, как Ф. Достоевский, В. Соловьев, Н. Бердяев, Л. Карсавин, П. Флоренский. Антропологизм и персонализм Достоевского носят прежде всего этический характер. Именно момент нравственного выбора является импульсом внутреннего мира человека и его духа. Постоянная и вечная дилемма добра и зла, Христа и антихриста. Бога и дьявола – эта дилемма, от которой человеку никуда не уйти и никуда не спрятаться, даже в самых потаенных уголках своего внутреннего Я.

Проблема человеческого существования имеет не менее важное значение, чем проблема сущности человека. Свое наиболее полное выражение она нашла в философии существования, или экзистенциализме. Экзистенциализм как направление современной мысли возник в начале 20-х гг. в Германии и Франции. Принято различать религиозный экзистенциализм (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов, Бубер) и атеистический (Сартр, Камю, Мерло-Понти, Хайдеггер). В экзистенциализме индивид и общество рассматриваются как противоположные образования, находящиеся в постоянном и непримиримом конфликте. Индивид – это личность, общество – это безличность. Подлинное существование связывается с индивидуальным бытием личности, ее свободой и стремлением к трансценденции. Неподлинное существование – это бытие в обществе, стремление утвердиться в нем и принять его законы. Социальная сущность человека и его подлинное существование оказываются несовместимыми.

Прагматизм – философия дела, действия, учение, возникшее в 70-е гг. 20 в. в США. Основателями прагматизма были Ч. Пирс (1839 – 1914), У. Джеймс (1842 – 1910), Дж. Дьюи (1859 – 1957).

Западная религиозная философия обычно представляют такие философские школы, как персонализм (Ж. Лакруа, Э. Мунье, Дж. Ройс и др.), христианский эволюционизм (П. Тейяр де Шарден), неопротестантизм (Ж. Маритен, Э. Жильсон, Р. Гврдини, А. Швейцер и др.) Центральная проблема современной религиозной философии – проблема человека.

Философская герменевтика - учение о понимании и научном постижении сферы культуры, и шире – человеческого духа. У истоков герменевтики стоят протестанский философ 19 в. Ф. Шлеймахер, В. Дильтей, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер и наш современник Г.Гадамер.

Аналитическая философия – это направление в западной философии 20 в., заключающий ряд теорий. Наиболее известны концепции Б. Рассела, Л. Витгенштейна, философов «Венского кружка» (Р. Карнап, М. Шлик и др.). Предметом анализа в аналитической философии стали языковые средства науки, обыденный язык и язык философии.

Философия постмодерна представлена такими мыслителями как Ж. Деррида, Ж. Батай, Р. Барт, П. Рикер, М. Фукс, Ж. Делез и др. Главная идея – это критика разума и его возможностей, рефлективных способностей разума, его ценности.

Сциентизм (от лат. scientia – наука} – философско-мировоззренческая ориентация, связанная с обоснованием способности науки решить все социальные проблемы. Сциентизм лежит в основе многочисленных теорий и концепций технологического детерминизма («революции ученых», «революции управляющих», «индустриального общества», «постиндустриального общества», «микроэлектронной революции», «технотронного общества», «информационного общества» и др.), концепций неопозитивизма (прежде всего философии науки).

Антисциентизм не отрицает силы воздействия науки на общественную жизнь и человека. Однако это влияние истолковывается им как негативное, разрушительное. Антисциентизм подвергает пересмотру такие понятия, как истина, рациональность, социальное согласие и др. Антисциентизм требует ограничить социальную экспансию науки, уравнять ее с другими формами общественного сознания – религией, искусством, философией; взять под контроль ее открытия, не допуская негативных социальных последствий.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 674; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!