Характеристика философского китайского мышления.



Выделяют следующие особенности китайского философского мышления:

1. Холизм. Мир и каждый индивид рассматриваются как «единая целостность», более важная, чем составляющие ее части. Идея о гармоническом единстве человека и мира является центральной в этом мышлении.

2. Интуитивность. «Единое» не может быть проанализировано с помощью понятий и отражено при помощи языка, чтобы понять «единую целостность», необходимо полагаться лишь на интуитивное прозрение.

3. Символизм. Традиционное китайское философское мышление использовало образы в качестве орудия мышления.

4. Познание принципов макрокосма осуществляется посредством «тиянь» - сложного когнитивного акта, включающего познание, эмоциональное переживание и волевые импульсы. Познание соединялось с эстетическим ощущением и волей к реализации на практике моральных норм. Ведущую роль в этом комплексе выполняло нравственное сознание.

5. Традиционное китайское философское мышление было ориентировано на то, чтобы включить человека в систему этических норм, имеющих в своей основе глобальные принципы макрокосма.

6. Традиционное китайское философское мышление обладало своего рода логикой, но эта логика функционировала не по принципу «исходное понятие – вывод», а путем выделения центральных понятий и построения по отношению к ним ряда сопоставлений, объяснений и т.д.

7. Движение, изменение представлялось часто в виде циклов. Противоречия в объекте выступали не как противоположности, не как единство. А как взаимодополняющие начала при одновременно подчиненном положении одного из них относительно другого.

Кроме того, традиционному китайскому философскому мышлению свойственно отсутствие четкой определенности понятий категориального аппарата, многозначность терминов, акцент на передачу уже созданного, а не на творчестве нового и т.д.

Развитие мира – это чередование инь – ян.

Появление первых философских школ. Конфуцианство, моизм, даосизм, легизм, школа номиналистов и натурфилософов. Взаимодействие этих философских направлений становится матрицей духовных ценностей для последующих поколений китайцев.

Учение Конфуция (551 – 479 гг. до н. э.) определило развитие китайского общества на длительный период. В преемственности традиций и обычаев философ видел огромный потенциал для дальнейшего существования и развития человеческого сообщества как социально-культурного организма. Дао в понимании философа приобрело этический критерий должного поведения, то есть великого истинного пути, мудрого и справедливого порядка, нормы правильного поведения. Благородный человек у Конфуция стал неким недосягаемым идеалом высших добродетелей, комплексом всего наидостойнешего. Это рыцарь морали и добра, почти святой бессеребреник, думающий и заботящийся не о себе, но о других. Он преисполнен чувства гуманности (жэнь), долга и справедливости (и), высоко ценит ритуальный церемониал (ли), готов постоянно учиться и самоусовершенствоваться, дабы освоить все необходимые знания и применить их для пользы общества и создания государства высшей гармонии и разумного порядка.

Даосизм –одно из основных направлений древнекитайской философии; одна из религий Китая, в основе которой – поиски вечного счастья, достигаемое 10 добродетелями, и соблюдений заповедей.

Буддизм в Китае. Приблизительно в первой половине I века произошло проникновение буддизма в Китай, который оказал значительное влияние на китайскую цивилизацию, особенно на развитие ее философии, искусства и литературы. Часто буддийские сочинения интерпретировались на основе философских идей даосизма, что привело к формированию собственно китайского буддизма.

Философия Древней Греции

Античная философия – философия древних греков и римлян, охватывает период с 4 в. до н. э. до 6 в. н.э. Она внесла исключительный вклад в развитие мировой цивилизации, в ней заключено начало западной философии, почти всех последующих школ, идей и представлений, категорий, проблем. Философия – это не просто поиск истины, но и способ жизни, присущий свободному человеку.

Она развивалась не изолированно — она черпала мудрость древнего.

Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469—399 до н.э.). Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Родоначальник диалектики. Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов.

Философская мысль древней Греции достигла наибольшей высоты в творенияхАристотеля (384—322 до н.э.), воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 343; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!