Познание. Формы познавательной деятельности.
Познание – это процесс приобретения и развития знания. Гносеология (теория познания) изучает такие проблемы как природа познания, его возможности и границы, отношение знания к реальности. Выделяют уровни познания: чувственное и рациональное познание. Чувственное познание делится на ощущение, восприятие и представление. Рациональное познание выражено в мышлении и делится на уровни: рассудок, разум. Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Переход от чувственного уровня к рациональному совершается посредством операций абстрагирования, обобщения и идеализации. Выделяют также внерациональные формы познания: понимание, интуицию.
Познание выступает как процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания. Знание может быть определено как совокупность идей о мире, о соотношении понятий упорядоченности и хаоса бытия, теоретическое овладение его предметами, их идеальная форма.
Процесс познания включает в себя три компонента:
Во-первых,отражательно-информационный– реальность представлена в сознании субъекта в форме чувственных и абстрактных идеальных образов;
Во-вторых,предметно-практический:
· познание – это особая форма деятельности, поскольку познание обладает всеми атрибутами деятельности – субъектом и объектом, методами, целями;
· полученное знание человек использует практически в своих интересах.
|
|
В-третьих,коммуникативный:
· ключевую роль в познании играет язык;
· отдельный человек познает, опираясь на предшествующий опыт познания.
Целью познания является знание– это понятая и осмысленная субъектом информация. Знание бывает либо истинным, либо выступает как заблуждение.
Процесс познания характеризуют следующие понятия:
· субъект– носитель познания и практической деятельности, источник познавательной активности, направленной на объект; субъект бывает индивидуальный(отдельный человек) и коллективный(сообщество ученых, человечество);
· объект– то, что противостоит субъекту в его познавательной и практической активности. Впервые субъект и объект противопоставил Р. Декарт, однако их противоположность относительна: субъект может сделать объектом себя;
· объективная реальность– все, что существует независимо от сознания субъекта, но не всякая часть объективной реальности является объектом, а только та часть, которую субъект выделяет в качестве объекта. Отсюда принцип – «без субъекта нет объекта, без объекта нет субъекта». Выделение субъектом объекта всегда обусловлено определенной концептуальной идеей познающего.
· предмет– составная часть объекта, выделенная для его детального изучения, отсюда принцип – «один объект – несколько предметов познания».
|
|
Формы познания выделяются на тех основаниях, что человек, во-первых, обладает многообразием познавательных способностей, во-вторых, ему присущи различные способы рассмотрения мира и своего места в нем.
I. Формы познания по механизму:
· сенситивное– осуществляется благодаря показаниям органов чувств;
· рациональное– опирается на возможности разума;
· интуитивное– непосредственное усмотрение истины на основе рациональной или иррациональной интуиции без доказательства;
· эмпатическое– на основе эмоционального сопереживания другому;
· интроспективное– самонаблюдение субъектом состояний своей психики.
II. Формы познания по способу видеть мир:
· обыденное– вплетено в повседневную жизнь, является фрагментарным, не обладает доказательной силой, в значительной мере субъективно, опирается на здравый смысл. Многие философы считали его исходно неистинным, но без этой формы познания человек не мог бы приобретать жизненный опыт, элементарным образом ориентироваться в окружающей его действительности;
· мифологическое– форма, опирающаяся на веру в сверхъестественные силы, имеющее не абстрактно-понятийный, а образно-символический характер, с чувственно-эмоциональным восприятием действительности.Синкретизм– это восприятие природы, общества, человека как единой реальности,антропоморфизм– наделение природы, богов характеристиками человека;
|
|
· религиозное– близко мифологическому верой, символизмом, эмоциональным характером, невыделенностью абстрактного компонента, однако эти формы познания не тождественны друг другу: в религии есть система догматов, в мифологии – нет, мифология смешивает земное и сверхъестественное, религия их четко разграничивает, религия на первый план выдвигает не прагматические, а духовные ценности (любовь, добро и другие), нравственный облик личности;
· философское– теоретическая форма познания, исследующая систему «мир – человек» с помощью разума, обоснованных им абстрактных понятий;
· научное– близко философскому рациональностью, теоретичностью, наличием абстракций, но философия не является наукой; философия близка религии интересом к проблеме жизни и смерти, их смысла, ориентацией на высшие духовные ценности – тому, что не составляет предмет исследования науки;
· художественное– форма духовного, эстетического, образного постижения человеком действительности, представленная, прежде всего, в искусстве.
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 954; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!