Проблема истины в философии. Знание и вера.



Истина – это непосредственная цель познания. Выделяют три аспекта истины: объективность, абсолютность, относительность. Объективным критерием истины является практика. Проблема взаимоотношений знания и веры давно занимает умы философов, но все сходятся в одном: знание обуславливается доказательством, вера – нет.

Истина

Непосредственная цель познания, соответствие наших знаний содержанию объекта познания – истина. В истине выделяют три аспекта:

· объективность истины заключается в том, что истиной является знание, содержание которой не зависит от человека. Истина существует по той причине, что объективен материальный мир, который в ней отражается.

· абсолютность истины – исчерпывающее знание, о действительности в целом. Это элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем.

· относительность истины выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. Знание относительно, потому что на каждом историческом этапе человек имеет дело с его конечным результатом.

Следовательно, «истина конкретна» (Гегель): любое истинное знание всегда определяется условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами. Одним из главных критериев истины является практика – чувственно-предметная деятельность человека, направленная на преобразование действительности. Истина проявляется в органическом единстве теории и практики.

 

Знание и вера

Проблема соотношения знания и веры с давних пор занимала умы ученых. Еще средневековый философ Августин Блаженный считал, что задача богословия заключалась в познания в свете разума того, что принято верой. В новое время Ф. Бэкон заявил и приоритетной роли знания, считая, что истину можно искать в данных опыта и наблюдений. В XX в. философия занимала различные позиции. Постпозитивисты принимали веру как совокупность связанных между собой состояний организма, таких как воспоминания. Неотомизм настаивал на синтезе знания и веры. Между знанием и верой существует существенная разница: знание обуславливается доказательством, вера – нет.

Знание претендует на адекватное отражение действительности. Оно воспроизводит объективные закономерные связи реального мира, стремится к отбрасыванию ложной информации, к опоре на факты. Знание делает истину доступной для субъекта посредством доказательства. Знание рассматривается как результат познавательной деятельности - profreglament.ru. С глаголом «знать» связывают наличие той или иной информации либо совокупность навыков для выполнения какой-нибудь деятельности. Считается, что именно научное знание говорит от имени истины и позволяет субъекту с определенной мерой уверенности ею распоряжаться. Научное знание как способ приобщения субъекта к истине обладает объективностью и универсальностью. В отличие от веры, которая есть сознательное признание чего-либо истинным на основании преобладания субъективной значимости, научное знание претендует на общезначимость.

Вера— это не только основное понятие религии, но и важнейший компонент внутреннего духовного мира человека, психический акт и элемент познавательной деятельности. Она обнаруживает себя в непосредственном, не требующем доказательства принятии тех или иных положений, норм, истин. Как психологический акт, вера проявляется в состоянии убежденности и связана с чувством одобрения или неодобрения. Как внутреннее духовное состояние — требует от человека соблюдения тех принципов и моральных предписаний, в которые он верит, например: в справедливость, в нравственную чистоту, в мировой порядок, в добро.

Понятие веры может полностью совпадать с понятием религии и выступать как религиозная вера, противоположная рациональному знанию. Религиозная вера предполагает не доказательство, а откровение. Слепая вера ничем не отличается от суеверия. Проблема взаимоотношения знания и веры активно обсуждалась средневековыми схоластами. Вера основывалась на авторитете догматов и традиции. Считалось необходимым познать в свете разума то, что уже принято верой. «Credo, ut intelligam» — «Верую, чтобы познать», — гласит латинское изречение. Ему вторит христианское: «Блажен не видящий, но знающий».

Соотношение знания (разума) и веры не может быть решено в пользу одной или другой компоненты. Как знание не может заменить веру, так и вера не может заменить знание. Нельзя верой решить проблемы физики, химии, экономики - profreglament.ru. Однако вера как доинтеллектуальный акт, досознательная связь субъекта с миром предшествовала появлению знания. Она была связана не с понятиями, логикой и разумом, а с чувственно-образным фантастическим восприятием мира. Религия — это вера в сверхъестественное.

Если вера отрывалась от религиозной принадлежности, то в составе познавательного процесса она обозначала убежденность в правоте научных выводов, уверенность в высказанных гипотезах, являлась могучим стимулом научного творчества. Мы верим в существование внешнего мира, в трехмерность пространства, необратимость времени, верим в науку. Вера есть бездоказательное признание истинным того или иного явления. В связи с этим весьма примечательно высказывание А.Эйнштейна, который считал, что без веры в познаваемость мира нет никакого естествознания.

Огромную роль веры в познавательном процессе подчеркивал М.Полани. Он отмечал, что «вера была дискредитирована настолько, что помимо ограниченного числа ситуаций, связанных с исповеданием религии, современный человек потерял способность верить, принимать с убежденностью какие-либо утверждения, что феномен веры получил статус субъективного проявления, которое не позволяет знанию достичь всеобщности».

Однако сегодня, по его мнению, мы снова должны признать, что вера является источником знания и что на ней строится система взаимного общественного доверия. Согласие явное и неявное, интеллектуальная страстность, наследование тех или иных образцов и эталонов культуры — все это опирается на импульсы, тесно связанные с верой. Разум опирается на веру как на свое предельное основание, но всякий раз способен подвергнуть ее сомнению - profreglament.ru. Появление и существование в науке наборов аксиом, постулатов и принципов также уходит своими корнями в нашу веру в то, что мир есть совершенное гармоничное целое, поддающееся познанию.

Феномен веры, имея религиозную, гносеологическую и экзистенциальную окраску, может выступать как основа саморегуляции человека.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 4330; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!