Человек, его структура и сущность.



Человек – это тайна. В современном мире выделяют различные критерии, отличающие речь человека от животного (нравственность, религиозность, речь, сознание), но ни один из не может быть достоверным. Возникает вопрос о структуре человека. Выделяют три элемента: биологический, социальный и психологический. В зависимости от доминирования того или иного элемента возникли различные антропологические концепции (о сущности человека):

1) Философская антропология К. Маркса. Современный человек, живущий на Земле в течение последних пятидесяти тысяч лет, по мнению Маркса, обладал двумя элементами – биологическим и социальным. Антропосоциогенез представляет собой длительный период становления человека и общества. Человек – общественное существо, поэтому всякое проявление его жизни представляет собой утверждение общественной жизни. Важную роль в объяснении смысла антропосоциогенеза играет трудовая теория Ф. Энгельса, которая утверждает определяющее значение труда в формировании общежития людей, членораздельной речи человека и зачатков рационального мышления. Человек реализуется в общественной действительности и в совокупности общественных отношений. Вместе с тем, по теории Маркса, человек является единством социального и биологического. Как социальный вид, человек вынужден считаться с моральными принципами человеческого общества, иначе он становится изгоем.

2) Теория психоанализа З. Фрейда. Согласно ей, сущность человека проявляется в психологических элементах. Человек – существо сознательное, но его психика помимо сознания содержит и бессознательное, которое не контролируется. Именно бессознательное («оно») определяет поведение человека, его желания. Сознание постоянно борется с бессознательным. Если оно вступает в область предсознания («сверх-я»), то человек подчиняется моральным запретам, если нет, то в человеке доминируют животные инстинкты. Фрейд преувеличивал значение сексуальных инстинктов, игравших, по его мнению, определяющую роль в жизни человека. В частности, оно утверждал, что человек может управлять своим либидо (сексуальным влечением) с помощью сублимации, т.е. преобразованием сексуальных инстинктов в творческую деятельность (сублимация). На его взгляд, сущность человека заключалась лишь в психосоматической природе человека.

3) Экзистенциализм Ж. Сартра. Сартр исходил из того, что у человека отсутствует природа как таковая. Человек сам создает свою сущность, а следовательно, творит самого себя. Он решает такие основополагающие вопросы как вина и ответственность, решение и выбор, отношение человека к своему признанию, свободе, смерти. Но без Бога человек теряет основные жизненные принципы. Поэтому человек ответственен за себя и сам творит свою систему ценностей. Однако, неясно, из чего же человек создает самого себя? На этот вопрос пока нет философского ответа.

 

Проблема происхождения и развития человека.

Предыстория человечества до сих пор остается загадкой. И дело здесь не просто в недостатке фактов, а в новых открытиях, которые колеблют старые теории. Более или менее достоверным можно считать лишь общие тенденции в ряде гипотез о происхождении человека. К вопросу о происхождении человека антропологи и философы подходят с различных позиций. Антропологи озабочены поисками «недостающего звена» в биологической эволюции от обезьяноподобного предка человека к человеку разумному. Философы стремятся выявить и обрисовать сам «прорыв постепенности» – революционный скачок, который имел место в процессе человеческого становления. Давно признано, что превращение животных (гоминидов), в людей не могло быть никаким мгновенным, однократным событием. С неизбежностью должен был существовать длительный период становления человека (антропогенез) и становления общества (социогенез). Как показывают современные исследования, они представляют собой две неразрывно связанные стороны единого по своей природе процесса – антропосоциогенеза, длившегося в течение 3,-3,5 млн. лет.

Антропогенез – процесс происхождения и развития человека. Он включает в себя два аспекта: филогенез (историческое развитие) и онтогенез (личностное развитие). Существуют три основных подхода в вопросе происхождения человека: религиозное, инопланетное и земное происхождение.

Современная наука признает земное происхождение человека. Выдвигаются две концепции. Моногенетическая предполагает, что человек появился в Африке и оттуда разошелся по Земле. Полигенетическая делает ставку на одновременное происхождение человека из разных мест (Африка, Азия, Америка) и других мест (Лемурия, Атлантида). Существовало три волны миграции: 1 млн 500 тыс., 200 тыс. и 120-130-тыс. лет назад. Ученые предполагают, что человек произошел отгоминид (древних человекообразных обезьян – предков первобытных людей и современных обезьян).

В XIX в. Дарвин, Гексли и Геккель выдвинули трудовую теорию происхождения человека. Она предполагает, что человека создал труд. Около 3-3,5 млн. лет назад австралопитеки (наиболее древние предки человека) перешли к наземному образу существования, всеядному питанию и употреблению естественных предметов в качестве орудий для совместной охоты и обороны. Это привлекло к появлению систематического изготовления грубых каменных, костяных и деревянных орудий, а следовательно, зачатков общественного производства, первобытных стад ранних сформировавшихся людей (питекантропов и синантропов), которые сообща охотились на животных, умели пользоваться огнем. Их потомки – палеоантропы, или неандертальцы, изготавливали уже более сложные по форме и назначению орудия, создавали первые искусственные сооружения. Возникшее общественное производство обусловило появление сознания и речи, сформировало тело человека. Процесс антропосоциогенеза продолжался сотни тысяч лет и завершился превращением первобытного стада в первобытное общество, а неандертальца – в современного человека (35-70 тыс. лет назад).

Чем же тогда генезис человека отличается от развития современных животных? По всей вероятности, произошел сдвиг с генетических форм наследования на социальные, то есть опредмечивание было опосредовано системой общественных отношений. Если в первобытном стаде господствовали биологические законы, то при переходе к человеку биологическое оттесняется социальным на второй план.

Нравственно-психологическое развитие человека происходило лишь в обществе. Сначала началось регулирование брачных отношений. Первобытное стадо основывалось на эндогамии (внутренней брачной связи), а первобытная община – на агамии (исключение близкородственный брачных контактов) и экзогамии (внешние брачные связи). Она предписывает своим членам искать брачных партнеров в других общинах. Поводом к установлению агамии, по мнению антропологов-генетиков, послужили мутации, имевшие место на ранней стадии антропогенеза и вызванных, вероятно, усилением радиоционного воздействия.

Возникает отвращение к инцесту (кровосмесительству). Оно возникает в связи с тем, что в стаде велась острейшая борьба конкуренции среди самцов. Чтобы положить конец убийственной борьбе, были наложены запреты на половые связи внутри своей группы.

Решающую роль в закреплении экзогамии сыграли тотемические культы. Племя поклонялось одному тотему, который мыслился как мифический прародитель группы. Считалось, что все члены группы «едины во плоти» с почитаемым тотемом и что плоть эту нельзя ни поедать, ни делать объектом полового обладания.

Женская особь своей группы считалась табу. Таким образом, в каждом районе человеческого обитания тотемы объединились в сложную систему, в соответствии с которой строились межобщинные брачные отношения. Позднее тотем перешел в миф. Возникли и другие нравственно-социальные запреты: запрет на убийство соплеменника, кровосмесительство, а также требования поддержания жизни любого из соплеменников, брачной верности, идеал целомудрия. Происходил переход от особи к личности.

 

Сознание, язык, общение.

Сознание – это единство психических процессов: чувственных, мыслительных, эмоциональных, волевых, мнемонических, а также процессов воображения, интуиции, воспоминаний. Самосознание имеет формы: самочувствие, самооценка, самоконтроль. Язык служит средством общения и является орудием мышления.

Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Будучи адекватным осмыслением реальности, сознание реализуется в виде различного рода практической и теоретической деятельности. Эта реализация предполагает формулирование замысла, цели или идеи. Идея – это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея – это понятие, ориентированное на практическую реализацию.

Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под воздействием окружающего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель – это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов. Способность к целеполаганию – специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы не нужной роскошью, если бы оно было бы лишено целеполагания, т.е. способности мысленного преобразования в соответствие с потребностями. Таким образом, взаимоотношения целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и потребность изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены общественной практикой, объективным миром и предполагают его.

Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниям об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образует ядро сознания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Истинное познание человеком мира содержит в себе и образное отражение, и чувства.

Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание – это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное, сложно-структурированное целое.

В основе всех психических процессов лежит память – способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию.

Движущей силой поведения и сознания людей является потребность – состояния неустойчивости организма как системы, его нужды в чем-то. Такое состояние вызывает влечение, поисковую активность, волевое усилие. Когда потребность находит свой предмет, то влечение переходит в желание.

Для регуляции поведения у животных нет никаких оснований, кроме биологической потребности. У человека возникают социально обусловленные потребности и запросы к жизни и совершенно новые идеальные побудительные силы – жажда познания истины, чувство прекрасного, моральное наслаждение, стремление совершить подвиг во имя блага народа, человечества и др. Причина поступков лежит в потребностях людей. Цель есть отраженная в сознании потребность. Но потребность – это не конечная, а производная причина человеческих поступков. В возникновении потребностей, стремлений и желаний определяющую роль играет внешний мир. Он обуславливает поведение людей не только непосредственно, но и опосредованно – через сложную сеть прошлых поступков, мыслей, чувств, и не только своих, но и других людей.

Человеческие чувства – это факт сознания, отражение мира и выражение отношения человека к удовлетворению или неудовлетворению его потребностей, интересов, соответствия или несоответствия чего-либо его представлениям и понятиям. Ничто в нашем сознании не совершается вне эмоциональной окраски, имеющей громадный жизненный смысл.

«Язык – это система знаков, с помощью которых люди общаются (коммуникативная функция языка), осуществляется познание мира и самосознание (номинативная и познавательная функция), хранят и передают информацию (информативная функция), управляют поведением друг друга (прагматическая функция). Сознание и язык неразрывно связаны. Посредством языка мысли, эмоции отдельных людей превращается из их личного достояния в общественное, в духовное богатство всего общества. Благодаря языку человек воспринимает мир не только своими органами чувств и думает не только своим мозгом, а органами чувств и мозгом всех людей, опыт которых он воспринял с помощью языка. Храня в себе духовные ценности, будучи материальной формой конденсации и хранения идеальных моментов человеческого сознания, язык выполняет роль механизма социальной наследственности.

Обмен мыслями, переживаниями при помощи языка складывается из двух теснейшим образом связанных между собой процессов: выражения мыслей (и всего богатства духовного мира человека) говорящим или пишущим и восприятия, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим. (Необходимо иметь в виду и индивидуальные особенности общающихся с помощью слова: читающие одно и то же вычитывают разное).

Близость мышления и языка, их тесное родство приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к таковому) выражение мысль получает именно в языке. Ясная по своему содержанию и стройная по форме мысль выражает в доходчивой и последовательной речи.

Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственное деятельность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляет, но и формируется с помощью языка. Наши мысли строятся в соответствии с нашим языком и должны ему соответствовать. Справедливо и обратное: мы организуем нашу речь в соответствии с логикой нашей мысли. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга, не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Но единство – это не тождество: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь – это не мышление, иначе, как заметил Л. Фейербах, величайшие болтуны должны были бы быть великими мыслителями.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Например, стиль мышления в немецкой философской культуре иной, чем, скажем, во французской, что в известной мере зависит от особенностей национальных языков этих народов. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной, как считают некоторые лингвисты: мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления».

 

Смысл человеческого бытия.

Смысл человеческого бытия отражается в передаче информации через потомство, через результаты творчества.

Философская антропология не может обойти стороной вопрос о смысле и цели жизни. Дать логически обоснованный ответ об абсолютном и высшем смысле жизни человека невозможно. Дать абсолютный ответ - значит исчерпать саму жизнь, которая беспредельна в своем существовании и не исчерпывается рациональным объяснением. Думается, однако, что к решению вопроса о смысле и цели жизни не следует подходить абсолютно отрицательно. Применительно к жизни отдельной личности он имеет реальный смысл и значение. Более того, если бы каждый не отвечал для себя как-то на этот вопрос, то само существование человека было бы действительно бессмысленным со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями. Достоевский по этому поводу очень хорошо сказал, что без твердого представления себе, для чего ему жить, человек «не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его все были хлебы».

Имея ввиду этот реальный, а не абсолютный смысл жизни, мы полагаем, что в общем плане можно сказать: смысл жизни состоит в развитии человека как самоцели, его всестороннем совершенствовании. Как писал Кант, существование человека «имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинить всю природу». Определить личностный смысл жизни - это значит осмыслить жизнь во всей ее сути и в большом плане; это значит объяснить, что в ней подлинное, а что - мнимое; это, наконец, определить не только основные задачи и цели жизни, но и реальные средства их осуществления. По мнению С. Л. Рубинштейна, все это бесконечно превосходит всякую ученость и связано с драгоценным и редким свойством - мудростью.

Близка к ней, но более человечна, в традициях русской философии, мысль Ф. М. Достоевского: надо не просто «сначала жить», а прежде всего надо «жизнь полюбить», причем «полюбить больше, чем смысл ее»; как говорит Алеша Карамазов, полюбить жизнь «прежде логики, и только тогда я и смысл пойму». Добавим, что сердцевиной этой любви к жизни является любовь к людям, положенная в основу всех дел, мыслей, чувств и поступков личности.

Ко всему сказанному следует добавить, что поскольку человек в своей сути существо общественное, поэтому и смысл его жизни может быть найден только на пути сопряжения интересов и целей общества и личности. Общность индивида и рода, личности и социума дает основание оптимистически смотреть на бытие человека в мире и смысл его жизни. Трагизм индивидуальной смерти преодолевается тем, что человек и после смерти остается в результатах своей деятельности, своего творчества в благородной памяти потомков. Смысл жизни – это выбор каждого человека. Это самостоятельный выбор тех ценностей, которые (по Э. Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций). Смысл жизни человека в самореализации личности. Смысл жизни зависит не только от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности одни цели, в зрелом возрасте – другие.

Существует несколько подходов к проблеме смысла жизни:

· Гедонизм: жить – значит наслаждаться.

· Аскетизм: жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов.

· Утилитаризм: жить - значит из всего извлекать пользу.

· Эвдемонизм: жизнь – стремление к счастью как подлинному назначению человека.

· Этика долга: жизнь – это самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу.

· Прагматизм: Цель жизни оправдывает любые средства ее достижения.

Существует несколько вопросов современности, связанных со смыслом жизни: генная инженерия, аборт, эйтаназия. Наука, которая занимается изучением этих вопросов, называется биоэтика.

Танатология

В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступит момент, когда он задастся вопросом о конечности своего индивидуального существования. Человек единственное существо, которое осознает свою смертность. Первой реакцией, следующей за осознанием своей смертности, может быть чувство безнадежности и растерянности. Преодолевая это чувство человек, существует отягощенный знанием о грядущей смерти, которое становится основополагающим в последующем духовном развитии человека. Наличием такого знания в духовном опыте человека и объясняется острота, с которой перед ним встает вопрос о смысле и цели жизни. В связи с этим на страницах философской литературы часто фигурируют вопросы: имеет ли жизнь человека какой либо смысл и ценность? Стоит ли жизнь того чтобы жить? При положительном ответе бытую следующие точки зрения: смысл жизни – в согласии с собственной природой и удовлетворении потребностей, в получении наслаждения и радости, в развитии творческих способностей и труде на благо общества. И, наконец, можно встретить взгляд, согласно которому смысл жизни – в самом существовании. Это многообразие взглядов свидетельствует о том, на сколько противоречивы оценки цели жизни.

Человек всегда стремился к бессмертию. И он действительно, может остаться в памяти человечества. Существует несколько концепций бессмертия:

· Бессмертие в потомках путем передачи генного аппарата родителей детям

· Бессмертие через человеческие дела, духовные плоды.

· Сохранение тела умершего (мумификация или криогенизация)

· Вхождение частиц распавшегося тела в кругооборот вещей, энергии и информации во Вселенной.

· Изменение состояния сознания вследствие применения систем психотренинга и медитации, уводящей человека в Вечность.

 

Личность. Типы личности

Личность – человеческая индивидуальность в аспекте ее социальных качеств. Природную основу личности составляют е биологические особенности, определяющими же факторами являются качества социально значимого – взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения, которые в совокупности составляют мировоззрение личности. Оно определяет направленность и особенности социально-значимых поступков и решений. Огромное значение в формировании мировоззрения играет социализация, в результате которой человек учится выполнять социальные роли – ребенка, студента, директора. Все они имеют культурный аспект и значительно зависят от стереотипа мышления. В результате личностью становится каждый человек в процессе развития своей индивидуальности. Связь личности и общества реализуется через существование и развитие социальных институтов различного уровня: семья, образование, армия, государство. Только через коллектив человек входит в общество. В обществе всегда есть понятие нормы определенного личностного поведения. Социум стремится к унификации личностного самоопределения, а личность – к раскрытию собственной индивидуальности.

Типология личности зависит от основания:

1) В структуре личности выделяют физическое, социальное и биологическое «Я». Физическая личность – это тело, или телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности. К ней относят одежду, домашний очаг. Социальная личность складывается в общении людей. По сути она представляет собой систему социальных ролей человека в разных формах самоутверждения. Духовная личность составляет невидимый стержень внутреннего состояния человека. Она является квинтенссенцией личностного развития. Все эти типы личности образуют сложную структуру, и на разных этапах жизни доминируют.

2) Существует социальная типология личностей: деятели, мыслители, люди чувств и эмоций, гуманисты и подвижники. Первые проявляют активное участие в изменении окружающего мира. Второй тип возникает для тогою, чтобы размышлять. Третьи – это деятели культуры, они делают гениальные научные прогнозы и прорицания. Четвертые – это люди, сделавшие делом своей жизни милосердие.

3) Психологическая основа личности – отношение к миру. Интравертная и экстравертная. Интравертная личность замыкается в себе, мало общается и практически не взаимодействует с внешним миром. Энергию черпает из внутренних источников. Экстраверты, наоборот, очень активные, общительные, деятельные. Без источника из внешнего мира они как личности могут разрушиться.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 983; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!