Научное и вненаучное знание. Интуиция как способ и форма познания.



Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении. Научное познание от обыденного: объектом, целью и средствами исследования. Критерии научности: объективность, рациональность, нацеленность на воспроизведение закономерностей объекта системность знаний, проверяемость.

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной форме существует и за пределами науки.

Различные формы вненаучного познания и знания становятся возможными и приобретают определенное значение в современной культуре благодаря тому, что в структуре реального познавательного процесса наряду с рациональными существуют и внерациональные компоненты: интуиция, фантазия, творческое воображение, вера.

В отличие от многообразных форм знания научное познание – это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. Вненаучное познание осуществляется по иным правилам и нормам.

Существуют различные классификации вненаучного познания. Согласно историко-генетическому критерию, выделяют формы познавательной деятельности, которые возникли и оформились в культуре в период до становления науки. К ним обычно относят:

а) обыденно-практическое знание, в котором фиксируется опыт повседневной жизни. Это знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, рецепты, традиции. Обыденное знание хотя и фиксирует истину, но делает это не систематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует предварительных систем доказательств;

б) игровое познание – ориентировано на развитие креативных и коммуникационных способностей человека;

в) различные формы протонаучной познавательной деятельности.

Вненаучное знание не рассматривается только как заблуждение. Развитие этих форм знания нельзя запрещать, так как рационализм ограничен. Поэтому элементы нерационального имеют право на существование внутри самой науки. Мнение о том, что именно научные знания обладают большей информационной емкостью, оспаривается. Наука может «знать меньше» по сравнению с многообразием вненаучного знания, так как все, что предлагает наука, должно выдержать жесткую проверку на достоверность фактов, гипотез и объяснений. Не выдерживающие эту проверку знания отбрасываются, и даже потенциально истинная информация может оказаться за пределами науки.

Что касается содержания философских учений, то оно крайне разнообразно. Некоторые из этих учений ориентируются на анализ, осмысление, обобщение результатов науки. Такие учения (например, неопозитивизм) являются в определенной мере научными не только по форме, но и по содержанию. Другие учения (например, экзистенциализм) сознательно противостоят наукам и избирают в качестве предмета своего исследования человеческие переживания, субъективные психические состояния. Результаты психологической науки экзистенциализм, как правило, игнорирует.

Таким образом, если одни философские учения близки по своей проблематике содержанию научных исследований, то другие ориентируются на вненаучное содержание («философия жизни», религиозно-идеалистические учения).

Интуиция(от лат. Inueri - пристально, внимательно, смотреть) - знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, без обоснования с помощью доказательства. , в силу чего субъект имеет его как результат «непосредственного усмотрения».

Интуиция - это некое полуинстинктивное сознание и вместе с тем стоящее выше обычного сознания, являющее собой по своей познавательной силе по существу сверх-сознание. Она, как бы в одно мгновение, пробегая по частям, по малейшим деталькам объекта, схватывает суть целого, как бы "вывертывая наизнанку" всю его подноготную. Бывают случаи, когда человек чрезвычайно быстро, почти мгновенно, схватывает мыслью сложную ситуацию, например, во время венного сражения, и, ясно осознавая "что к чему", находит правильное решение.

Интуиция — близка и сопутствует состоянию вдохновения, духовного видения, открытия и откровения, и имеет истоки в бессознательном (или сверхсознательном) слое психики человека.

В интуиции непосредственно схватывается сущность вещи, ее глубинные состояния и противоречия. Считается, что интуиция больше связана с правополушарным типом мышления.

Два основных подхода к пониманию интуиции:

1) Интуиция — основа познания, она схватывает предмет в его сущности и затем человек с помощью логики разрабатывает открытое, дальше, строя на изначальной интуиции развернутое «древо» знаний.

2) Интуиция — как результат долгой внутренней работы ума, в условиях недостатка информации, как «озарение», на основе накопления внутреннего опыта человека. Такая интуиция носит вспомогательный характер.

Скорее всего в познании человека участвуют оба рода интуиции. До определенного времени такого рода явления интуиции были неподвластны логическому анализу и изучению научными средствами. Однако последующие исследования позволили, во-первых, выявить основные виды интуиции; во-вторых, представить ее как специфический познавательный процесс и особую форму познания.

К основным видам интуиции относят чувственную (быстрое отождествление, способность образования аналогий, творческое воображение и др.) и интеллектуальную (ускоренное умозаключение, способность к синтезу и оценке) интуицию. Как специфический познавательный процесс и особая форма познания интуиция характеризуется путем выделения основных этапов (периодов) данного процесса и механизмов поиска решения на каждом из них. Первый этап (подготовительный период) — преимущественно сознательная логическая работа, связанная с постановкой проблемы и попытками решить ее рациональными (логическими) средствами в рамках дискурсивного рассуждения. Второй этап (период инкубации) — подсознательный анализ и выбор решения — начинается по завершении первого и продолжается до момента интуитивного «озарения» сознания готовым результатом. Основное средство поиска решения на данном этапе — подсознательный анализ, главным инструментом которого являются психические ассоциации (по сходству, по противоположности, по последовательности), а также механизмы воображения, позволяющие представить проблему в новой системе измерений. Третий этап — внезапное «озарение» (инсайт), т. е. осознание результата, качественный скачок от незнания к знанию; то, что называют интуицией в узком смысле слова. Четвертый этап — сознательное упорядочение интуитивно полученных результатов, придание им логически стройной формы, установление логической цепи суждений и умозаключений, приводящих к решению проблемы, определение места

Для концепций интуитивизма (А. Бергсон, Н. О. Лосский, З. Фрейд и пр.) характерна трактовка интуиции как скрытой в глубинах бессознательного первопричины творческого акта. Психология научная рассматривает интуицию как необходимый, внутренне обусловленный природой творчества момент выхода за границы сложившихся стереотипов поведения — в частности, логических программ поиска решения задачи.

Интуиция - это качественный скачок, который происходит в результате того, что некоторый, предшествующий ему, количественный объем логического мышления переходит на качественно-новый уровень интуитивного озарения. Просто не из ничего новые идеи не приходят, рождению новой идеи предшествует долгая работа ума.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 2141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!