Политические и правовые идеи Реформации. Реформация – массовое движение против католической церкви XVI в.



Мартин Лютер, Германия. Выступал против продажи индульгенций (отпущение грехов за деньги). Лютер и его единомышленники от первоначальных надежд на улучшение церкви перешли к ее отрицанию. Спасение христианства – не в церковных службах, обрядах, свечах, а в глубокой и искренней вере в Бога. То, что относится к религии – дело совести христианина; источник веры – священное писание, чистое слово божье. Все, что находило подтверждение в текстах Библии, считалось непререкаемым и священным; остальное – человеческое установление. Человек живет в двух сферах: в сфере «евангелия» (царство небесное, религия) и в сфере «закона» (государство, царство земное). Если бы весь мир состоял из подлинных христиан (истинно верующих), то не было бы необходимости ни в князьях, ни в королях, ни в мече. Злых всегда больше, чем благочестивых. Поэтому Бог учредил два правления: духовное (для истинно верующих) и светское (сдерживающее злых). Истинный христианин не нуждается ни в чем, но он должен заботиться о других людях. Отстаивал самостоятельность государства по отношению к церкви. Призывал королей и князей к вооруженной борьбе против пап, всего католического духовенства.

Т. Мюнцер. Призывал к полному социальному перевороту и установлению народной власти. Выступал за реформу церкви, возрождение истинного, первоначального христианства, искаженного духовенством. Священное писание стало идейным оружием в борьбе против католической церкви и феодального строя, а его перевод с латыни на родной язык – средством революционной агитации и пропаганды. Текстами писания реформаторы обосновывали требование возрождения апостольской церкви; крестьянство и городские низы находили в Новом завете идеи равенства и «тысячелетнего царства», не знающего феодальной иерархии.

Ж. Кальвин. Поначалу в кальвинизме были сильны теократические тенденции (попытки поставить консистории выше государственных органов); в конечном счете утвердилась идея независимости кальвинисткой церкви от государства, право церкви судить о ряде действий государственной власти. Ос новные положения протестантской этики: культ предприимчивости и трудолюбия, безусловная деловая честность, верность данному слову и заключенному соглашению, личный аскетизм, отделение домашнего хозяйства от промысла и вложение всей прибыли в дело. Идея абсолютного предопределения: судьба каждого человека определена богом. Это учение призывало верующих к активной деятельности.

В результате Реформации от католической церкви отпали миллионы людей. Против протестантства развернулась – Контрреформация. «Общество Иисуса» – главное орудие католической реакции, превратившееся в орден иезуитов, которые не обособлялись от мирской жизни. Они должны были делать все для укрепления авторитета католицизма и его распространения. Иезуиты давали особый обет послушания, полное само- отречение, отказ от собственной воли и т.д.

 В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись «исправление» официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройка взаимоотношений церкви и государства, постольку оно стало называться Реформацией. Главным очагом европейской Реформации была Германия.

 

Сторонники Реформации разделились на два лагеря. В одном собрались имущие элементы оппозиции - масса низшего дворянства, бюргерство, часть светских князей, рассчитывавших обогатиться посредством конфискации церковных имуществ и стремившихся использовать удобный случай для завоевания большей независимости от империи. Все эти элементы, тон среди которых задавало бюргерство, хотели осуществления достаточно скромных, умеренных реформ. В другом лагере объединились народные массы: крестьяне и плебеи. Они выставили далеко идущие требования, боролись за революционное переустройство мира на началах социальной справедливости.

 

Участие в реформационном движении столь разнородных общественных сил, естественно, определило наличие в нем весьма отличающихся друг от друга политических программ, представлений о государстве, праве, законе. Тем не менее эти программы содержали и общие, характерные для всей Реформации идеи. Например, все сторонники Реформации признавали единственным источником религиозной истины Священное Писание и отвергали католическое Священное Предание. Были они согласны в том, что миряне должны «оправдываться одною верой» без посреднической роли духовенства в «спасении» верующего. Все они желали радикального упрощения и демократизации церковного устройства, осуждали погоню церкви за земными богатствами, были против ее зависимости от римской курии и т.д.

У истоков Реформации стоял и крупнейшим идеологом ее бюргерского крыла являлся немецкий теолог Мартин Лютер (1483-1546). Именно он сформулировал те религиозно-политические лозунги, которые вначале вдохновили и сплотили в Германии практически всех поборников Реформации. К числу виднейших идеологов и влиятельных деятелей Реформации принадлежал Жан Кальвин. Обосновавшись в Швейцарии, он опубликовал там богословский трактат «Наставление в христианской вере» (1536 г.). Сердцевина кальвинского сочинения - догмат о божественном предопределении. Согласно Ж. Кальвину, бог заранее твердо определил одних людей к спасению и блаженству, других - к погибели. Люди бессильны изменить волю бога, но могут догадываться о ней по тому, как складывается у них жизнь на земле. Если их профессиональная деятельность (ее предуказывает бог) идет успешно, если они набожны и добродетельны, трудолюбивы и покорны властям (установленным богом), значит, бог благоволит к ним.

Итак, идеологи и деятели Реформации основательно потрудились над тем, чтобы расшатать феодально-церковные порядки, которые в XVI в. стали нестерпимо стеснять течение социально-политической жизни. Они критиковали и дискредитировали данные порядки. Ими руководило при этом пробудившееся и крепнувшее понимание светской власти (государственности) не только лишь как простого проводника воли бога и церкви, но и как института, имеющего свой собственный резон, свои особенные черты, возможности и цели. Такой подход стал заметной вехой на пути консолидации представлений о государстве в специальную, относительно самостоятельную систему научно-теоретического знания - государствоведение. Основатель протестантизма, идеолог Реформации - Мартин Лютер (1483-1546) родился в семье рудокопа. Окончил Эрфуртский университет, получив ученую степень магистра богословия. Впоследствии преподавал в Виттенбергском университете. Более всего заботясь о спасении своей души, он поступил в августинский монастырь. Практика продажи индульгенций (отпущения грехов), общение с развращенным духовенством, особенно поразившее Лютера во время паломничества в Рим, стали толчком к переосмыслению им основных догматов христианства. Главные работы Лютера носят богословский характер, но в ряде своих статей он касается проблем государства и права: «К христианскому дворянству немецкой нации с целью исправления христианства. Из доктрин всесвященства и оправдания верой вытекала необходимость реформирования церкви. Церковь как отдельный от общества институт должна быть заменена всеобщим собором верующих, который будет назначать и смещать духовников. Сословие священников вместе со всеми его атрибутами (монастыри, особая церковная юрисдикция, монополия на отправление обрядов) подлежит упразднению. Пышные обряды и церковное убранство - излишни; церковное имущество должно быть конфисковано в пользу бедных.

 

Разграничение светской и духовной власти. Причину создания Богом государства Лютер видит в том, что большинство людей - не истинные христиане. «Поскольку весь мир зол, и среди тысячи едва ли найдешь одного истинного христианина, то люди пожирали бы друг друга, и некому было бы защитить женщин и детей, накормить их и поставить на службу Богу, и мир опустел бы. Вот почему Бог учредил два правления: духовное, которое образуют христиане и благочестивые люди при помощи святого духа, во главе с Христом, и светское, сдерживающее нехристиан и злых, заставляющее их, хотя бы против воли, сохранять внешний мир и спокойствие». Правовое учение Лютера. Лютер относился к праву критически, что неудивительно, так как современное ему право покоилось на принципе неравенства людей (в частности, для мирян и священников существовали разные системы права). Уничтожающей критике он подверг каноническое право, утверждая, что оно сводится «не к книгам, а к произволу папы и его льстецов... Из-за канонического и светского права [жизнь] всех сословий не сообразуется не только со Священным писанием, но и естественным разумом». Вместе с тем, он утверждал, что государь должен уметь законодательствовать не хуже, чем владеть воинским искусством. Целью закона является охрана жизни людей, их доброго имени и собственности. Важно при этом помнить, что, во-первых, закон не всесилен, во-вторых, он должен соответствовать слову Божью. Когда нет гармонии человеческого и божественного закона, руководствоваться человеческим законом нельзя. Достичь этого соответствия можно только с помощью разума. ан Кальвин (1509-1564) получил философское, юридическое и богословское образование. Под влиянием идей М. Лютера стал критически относиться к католической церкви и, в конце концов, порвал с ней. Спасаясь от преследований, бежал в Швейцарию, где не только создал свои теоретические произведения, но и приобрел практический политический опыт, руководя Женевской консисторией. Основная работа Кальвина - «Наставление в христианской вере», в которой одна из глав посвящена вопросам гражданского правления олитическая доктрина. Кальвин, как и Лютер, придерживался теологических позиций относительно происхождения и сущности государства. Вместе с тем у Кальвина появляется идея апологии и даже превознесения государства, неизвестная Лютеру.

 

Кальвин с возмущением отвергает точку зрения «фанатиков», которые в своем стремлении к духовному христианству высокомерно отворачиваются от политической жизни. По мнению Кальвина, значение государства «для человека не меньше, чем хлеба, воды, солнца и воздуха; более того, его место гораздо возвышеннее и почетнее» Церковь должна быть свободна от государственного контроля, но при этом быть уверена в благожелательности и поддержке государства.

 

Кальвин считал, что любая форма правления, является одинаково законной и одинаково способной исполнять свои данные Богом обязанности.

 

Вместе с тем, он оказывает явное предпочтение аристократической республике. По его мнению, воля монарха редко находится в согласии с правосудием и благочинием. Поэтому наилучшим является правление, при котором люди могут свободно избирать светских и духовных должностных лиц. Свойственное республике плюралистическое (коллегиальное) правление ограничивает того, кто стремится господствовать над всеми. Кальвин выдвинул идею слепой покорности государственной власти. Плохой правитель - это кара за людские грехи и он не меньше, чем хороший правитель заслуживает подчинения со стороны подданных. Но при этом в случае конфликта Божьего и государственного приказа предпочтение надо отдать первому. Политико-правовые аспекты учения Кальвина невозможно оценить однозначно. В наши дни его этатизм, фатализм и непреклонность по отношению к инакомыслию вряд ли найдут себе поклонников. И все же кальвинистская идея о мирском призвании оказалась революционной. Основанная на нем трудовая этика стала мощным фактором не только экономического, но и социально-политического развития стран Европы и Америки. Раз от усилий человека что-то зависит в его жизни, то он может что-нибудь изменить и в государстве. Таким образом, в первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись «исправление» официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройка взаимоотношений церкви и государства, постольку оно стало называться Реформацией. Главным очагом европейской Реформации была Германия.

15. Проблема соотношения политики свободы и права в философии эпохи Возрождения (Ф. Бэкон). Фрэнсис Бэкон(1561 — 1626) — знаменитый английский

юрист, государственный деятель и философ эпохи английского

Возрождения. Бэкон (1561-1626) известен как родоначальник индуктивного метода в философии, он полагал, что истину можно достигнуть только экспериментальным путем. Как правило, имя Фрэнсиса Бэкона ассоциируется именно с этими двумя философскими конструктами. В плане политических убеждений Ф. Бэкон был сторонником абсолютной монархии. По моему мнению, формированию такой точки зрения у Бэкона способствовало то, что он всегда занимал высокие государственные посты, а в 1618 г. был даже назначен лордом-канцлером, тем не менее, в 1621 г. он был осужден за взяточничество и лишился былого влияния. В октябре 1621 г. Бэкон закончил свой труд, озаглавленный как "История правления короля Генриха VII". Бэкон видит положительные качества монарха в его религиозности, из чего мы можем сделать вывод, что Бэкон был, скорее всего, сторонником фильмерской теории происхождения государства и королевской власти ("Власть от Бога"). Бэкон видит идеал монарха именно в Генрихе VII, в то же время говоря, что "он много заботился и радел о законах, что тем не менее не мешало поступать ему по собственной воле ... своим союзникам за границей он был верен и с ними справедлив, но не откровенен. ... если и не совершил этот король ничего великого, то он тем и не задавался, ибо всего задуманного достиг".

Люди, замечает он, ждут для себя от гражданского общества трех основных благ: избавления от одиночества, помощи в делах и защиты от несправедливых. Изучение этих проблем — задача гражданской науки, которая делится им на три раздела (три отдельные «гражданские науки»): I) учение о взаимном обхождении исследует «мудрость общения», 2) учение о деловых отношениях изучает «мудрость в делах» и, наконец, 3) учение о правлении, или о государстве, рассматривает «мудрость правления».

Особенность государств, по Бэкону, состоит в том, что они, «подобно громоздким машинам»,приходят в движение медленно и после больших усилий, но зато и не так быстро приходят в упадок. Для успешной деятельности государства существенное значение имеет хорошая организация правления. Искусство власти,поясняет Бэкон, складывается из трех политических задач: сохранить державу, сделать ее счастливой и процветающей и, наконец, расширить ее территорию и как можно дальше раздвинуть ее границы.

По своим политическим взглядам Бэкон был сторонником тогдашней английской абсолютной монархии,в системе которой он сам занимал высокие государственные должности. Такая форма правления с сильной централизованной властью, по его мысли, необходима для примирения различных социальных групп, сословий и партий во имя общего блага населения страны, хозяйственного и культурного развития общества, превращения Англии в мощную и богатую державу.

Вместе с тем, опасаясь тирании, он предлагает ряд мер, призванных предотвратить произвол королевской власти и вырождение монархии в деспотизм. Важное значение в этом плане он придавал регулярному созыву и нормальной деятельности парламента, позиция которого, особенно в вопросах налогообложения, должна учитываться королевской властью.

Устойчивое правлениедержится, по Бэкону, на четырех столпах — религии, правосудии, совете и казне. Ослабление любого из этих столпов может привести к смутам и мятежам. В числе средств против смут Бэкон прежде всего отмечает необходимость устранения материальных причин для мятежа — голода и нищеты в стране. Этого можно достичь развитием внутренней и внешней торговли, поощрением мануфактур, искоренением праздности, обузданием роскоши и расточительства посредством особых законов, усовершенствованием земледелия, регулированием цен на все предметы торговли, уменьшением налогов и пошлин, строгим ограничением таких хищнических дел, как ростовщичество, монополии и огораживания, основанием колоний.

Излагая основы своего учения о расширении границ державы,Бэкон рассматривает пути и средства достижения подлинного величия королевств и республик. Самое главное и основное — это воинственный по своей природе и характеру народ. Но таковым не может быть народ, задавленный налогами, особенно если они вводятся по произволу правителя. Поэтому следует ослабить бремя налогов и устанавливать их лишь со всеобщего согласия. Далее, отмечает Бэкон, необходимо препятствовать чрезмерному росту численности знати, так как это приводит к нищете и унижению народа. Поскольку число полноправных граждан должно быть вполне достаточным для управления покоренными странами, их жителям следует, по примеру Рима, легко и свободно предоставлять права гражданства.

Бэкон оправдывал внешние войныи считал, что для их ведения достаточно внутригосударственного обоснования: в государстве должны быть «такие законы и традиции, которые бы всегда могли предоставить ему законную причину или, по крайней мере, предлог для применения вооруженной силы».

Свои правовые взглядыБэкон излагает в процессе освещения основ предложенной им новой науки — «учения о всеобщей справедливости, или об источниках права». Бэкон полагал, что подлинное изучение вопросов права доступно лишь политическим деятелям, которые, по его мнению, «прекрасно знают природу человеческого общества, общественного блага, естественной справедливости, знают нравы различных народов, различные формы государства и поэтому могут выносить суждение о законах на основе принципов и положений как естественной справедливости, так и политики». В своем учении о праве Бэкон, по сути дела, стремился к преодолению дуализма естественного и позитивного права в пользу позитивного права (закона государства), к соединению и выражению в законе (позитивном праве) требований, как естественной справедливости, так и реальной политики государства. При этом под справедливостью закона Бэкон в духе естественно-правовых представлений имел в виду нравственное качество закона. Освещая свой подход к праву, Бэкон противопоставляет закон (позитивное право) насилию и отмечает необходимые свойства надлежащего, т.е. справедливого, закона (позитивного права)

«Таким образом, существуют три источника несправедливости: насилие как таковое, злонамеренное коварство, прикрывающееся именем закона, и жестокость самого закона». Основные требования, которым должен отвечать хороший (справедливый) закон, состоят, по Бэкону, в следующем: «Закон можно считать хорошим в том случае, если смысл его точен, если требования его справедливы, если он легко исполним, если он согласуется с формой государства, если он рождает добродетель в гражданах»

Бэкон считает, что такие дела должны рассматриваться только судами высшей инстанции. «Ведь право дополнять закон и расширять границы его применения или же смягчать его действие, — подчеркивает он, — мало чем отличается от права издавать законы».

Бэкон придает важное значение юридической технике. Творчество оказало большое влияние на последующую политико-правовую мысль.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 520; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!