Проблема соотношения свободы и права в античной философии(Платон).



Платон (427–347 гг. до н.э.). Диалоги «Государство» и «Законы».

«Государство». Аналогия государства с космосом и душой человека. Три сословия: правители-философы; воины; земледельцы и ремесленники. Переход в высшие сословия запрещен. Справедливость – когда каждый занимается своим делом и не вмешивается в чужие дела. Во главе государства – философы. Форма правления: монархия (правит один философ) или аристократия (несколько). Важна проблема воспитания и образа жизни граждан. Для первых двух сословий (стражи) – общность имущества и быта. Все они получают от третьего сословия (оно могло иметь собственность, деньги, торговать). Преодоление имущественного расслоения – важнейшая осо бенность идеального строя.

Формы государства. Тимократия – господство сильнейших воинов. Оно постоянно будет воевать. Олигархия – в результате скопления богатства у частных лиц. Власть у немногих богатых. Вражда богачей и бедняков. Демократия – власть народа. Общественные должности замещаются по жребию, затем государство опьяняется свободой сверх всякой меры, что приводит к рабству. Устанавливается тирания (наихудшая форма). Главная причина смены форм государства – порча человеческих нравов. Выход из порочных состояний – возврат к правлению мудрых.

Законы». Диалог отличается от первого. Для граждан устанавливается единый порядок пользования имуществом. Зем ля – собственность государства. Для удобства расчетов (замещение государственных должностей и др.) предусматривалось точное число граждан – 5040. Сюда входят только владельцы земли; ремесленники и торговцы гражданскими правами не обладали. Деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Объем политических прав зависел от размеров имущества. Земледелием должны заниматься рабы. Появляется пренебрежительное отношение к производительному труду. Ремесло подчинено земледелию. Идеи смешанной формы государства, сочетание моральных методов осуществления власти с правовыми.

Правление – идеальное государственное устройство, где совмещены начала демократии и монархии. Проводятся выбо ры по большинству голосов, а также по заслугам и достоинству: выборы коллегии 37 правителей и Совета из 360 членов. Тайное «ночное собрание» – 10 самых мудрых и престарелых стражей, которым принадлежит верховная власть. Они причастны к Богу и стоят над законом. Другие выборные органы и лица должны соблюдать закон.

Политик». Монархия, аристократия, демократия – опираются на закон; тирания, олигархия, извращенная демократия – не подчинены закону. Однако все эти формы правления – отступления от идеального, подлинного государства, где политик единолично правит, опираясь на знания.

Политико-правовая доктрина Платона была направлена на законсервирование полиса, сохранение его экономической независимости, предотвращение территориального расшире ния государства.

 Платон (427-347до н.э.), ученик Сократа, изложил свои взгляды на государство , демократию, политические режимы и формы правления в своем известном произведении “Государство”.
Чтобы понять политические взгляды Платона,неоходимо сделать краткий экскурс в его философские воззрения. Мир , с точки зрения Платона ,двойствен и состоит из идей (эйдосов) и вещей(прагм).Идеи представляют собой не мыслительные конструкции,но сверхреальность,или образцы вещей,их отвлеченные сущности.В товремя как эйдосы являются истинными,вещи в силу своей материальности неистенны,поскольку,как указывал Платон,сама их материальность извещает их сущьность.Лишь идеи истинны,так как не отвечает своей сущности.
В своих воззрениях на государство Платон исходил из того ,что существует идеальное государство,идеальный образец и его многократные повторения--искажения в реальном мире вещей.
По мнению Платона,высказанному им в трактате “Государство”,главной основой идеального государства является справедливость.Она состоит в том ,чтобы каждому гражданину было отведено особое занятие,наиболее соответствующее его натуре,т.е. справедливость есть соответствие реальной вещи своей идее,ведь государство тогда является идеальным (отвечающим идее государства),когда каждый гражданин действует в согласии со своей собственной сущностью.А поскольку между людьми существуют индивидуальные различия,Платон предлагает деление общества на сословия: философов--правителей, воинов--стражей и ремесленников--производителей. Эти сословия Платон отождествляет с тремя началами в человеческой душе,а именно: разумным,яростным и вожделяющим. В подкрепление своего аристократического идеала Платон предлагал внушать гражданам мифы о том, как бог примешал в души людей частицы металлов: в души тех из них, что способны править и потому наиболее ценны, он примешал золота, в души их помошников-- серебра,а в души земледельцев и ремесленников--железа и меди. Если же у последних родится ребенок с примесью благородных металлов, то его перевод в высшие разряды возможен только по инициативе правителей.
Для Платона идеальный строй--тот,где каждый гражданин тождествен в своих интересах общественному целому,не представляет собой еще личности, претендующей на индивидуальнуу самоценность и полную автономию в поступках. У него государство и гражданское общество представлены в едином, гомогенном , целостном , нерасчлененном понятии.
Для сохранения сословий Платон предлагает создать особую систему воспитания для потомков правителей и стражей. В основу этой системы положены мусическое и гимнастические искусства.Мусическое укрепляет дух и воспитывает любовь к родине, гимнастическое укрепляет тело и готовит граждан к защите своего государства. После окончания обучения этим дисциплинам показавших себя наиболее знающими и добродетельными юношей начинают готовить к деятельности правителей. Они изучают искусство рассуждения и ведения споров, а затем философию, венчающую всю систему знаний.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 340; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!