Проблема соотношения политики, свободы и права в античной



философии (Софисты) Вовлечение политико-правовой темы в круг широкого обсуждения связано с именами софистов,выступивших в V в. до

н. э. в условиях укрепления и расцвета античной демократии.

Наименование софист происходит от слова ォсофосサ (муд-

рый). Софисты были платными учителями мудрости, в том

числе и в вопросах государства и права. Постепенно слова ォсо-

фистサ, ォсофистикаサ и т. д. приобрели одиозное звучание в свя-

зи с присущим многим софистам стремлением обязательно вы-

играть спор, хотя бы с помощью словесных ухищрений и логи-

ческих передержек.

Но софисты — это не только ловкие и лукавые спорщики.

Многие из них были выдающимися просветителями своей эпо-

хи, глубокими и смелыми новаторами в области философии,

логики, гносеологии, риторики, этики, политики и права. Софисты не составляли какой-то единой школы и развива-

ли различные философские, политические и правовые взгляды.

Уже в древности различали два поколения софистов:старших

(Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт и др.) и млад-

ших (Фрасимах, Калликл, Ликофрон и др.) софистов. Славой многознающего софиста, великого спорщика и бле-

стящего оратора пользовался Протагор (481—411 до н. э.).

Основное положение Протагора, разделявшееся многими

софистами, звучит так: ォМера всех вещей — человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не

существую. Из этого положения Протагор делал выводы о

правомерности и справедливости демократического строя. Демократическая идея Протагора и вместе с тем максима

его политико-правовой концепции состоят в том, что сущест-

вование государства предполагает причастность всех его членов

к человеческой добродетели, к которой он относит справедли-

вость, рассудительность и благочестие.

Добродетели, необходимые в делах домашних и государст-

венных, можно приобрести старанием и обучением. В этом —

важный государственный смысл воспитания членов полиса в

духе гражданских добродетелей.

Горгий(ок. 483—375 до н. э.) был наряду с Протагором од-

ним из наиболее знаменитых софистов.

Высоко оценивая достижения человеческой культуры, Гор-

гий относит к их числу и ォписаные законы, этих стражей спра-

ведливостиサ. Писаный закон— искусное человеческое изобре-

тение, т. е. нечто искусственное. От ォписаного законаサ Горгий

отличал неписаную ォсправедливостьサ,которая характеризуется

им как ォсущность делサ, ォбожественный и всеобщий законサ. Это

не означает, однако, наличия между ними резкого расхождения

и противоположности. Будучи приверженцем писаных законов,

Горгий вместе с тем саму справедливость ставит по ценности

выше их. •,Гиппийиз Элиды (460—400 до н. э.) первым среди софистов

в духе естественно-правового учения резко противопоставил

природу (фюсис)и полисный закон (номос).Природа (природа

вещей) предстает в трактовке Гиппия в качестве того истинно-

го, естественного права, которое противостоит ошибочному,

искусственному, полисному закону. Обращаясь к своим собе-

седникам-эллинам, гражданам различных полисов, Гиппий го-

ворит: ォЛюди, собравшиеся здесь! Я считаю, что вы все тут род-

ственники, свойственники и сограждане — по природе, а не по

закону: ведь подобное родственно подобному по природе, за-

кон же, властвуя над людьми, принуждает ко многому, что про-

тивно природеサЕстественно-правовые представления развивал (около 400 г.

до н. э.) и софист Антифонт.Обосновывая положение о равен-

стве всех людей по природе,он ссылается на то, что у всех лю-

дей — эллинов и варваров, благородных и простых — одни и те

же естественные потребности. Неравенство же людей происте-

кает из человеческих законов, а не из природы. ォПо приро-

де, — говорит Антифонт, — мы все во всех отношениях равны,

притом (одинаково) и варвары, и эллины. Здесь уместно обра-

тить внимание на то, что у всех людей нужды от природы оди-

наковыサ.

Различая ォзаконы полисаサи ォзаконы природыサ(естественное

право), Антифонт отдает явное предпочтение вторым. Он отме-

чал, что ォмногие (предписания, признаваемые) справедливыми

по закону, враждебны природе (человека)サ. Даже полезные ус-

тановления закона — суть оковы для человеческой природы,

веления же природы приносят человеку свободу. Фрасимахиз Халкедона был одним из самых ярких и знаме-

нитых софистов младшего поколения.

Политика, по Фрасимаху, — область проявления человече-

ских сил и интересов, сфера человеческого, а не божественного

действования.

Реальный критерий практической политики и принцип вла-

ствования Фрасимах видел в выгоде сильнейшего. Ему принад-

лежат также слова: ォСправедливость, утверждаю я, это то, что

пригодно сильнейшемуサПозиция Фрасимаха, как это видно из приведенных поло-

жений, по существу своему направлена не на оправдание ка-

кой-то одной определенной формы власти (например, правле-

ния знати) или критику другой (скажем, демократии): ведь во

всех формах государства, по его представлениям, дело обстоит

одинаково и понятие ォсильнейшиеサ одинаково характеризует

правителей всех форм.

Фрасимах, таким образом, отметил роль насилия в деятель-

ности государства, авторитарный характер политики и закона

и, кроме того, высказал ту мысль, что и в области нравственно-

сти господствуют представления тех, в чьих руках находятся си-

ла и государственная власть.

Нравственные основы политики отвергал и софист Пол Аг-

ригентский,ученик Горгия. Его интересовали прежде всего

опыт практической политики, эмпирическая реальность госу-

дарственной жизни. Поскольку в отношениях между людьми

все равно нет справедливости, то лучше, говорил Пол, самому

творить несправедливость, реализуя свои желания и цели, чем

претерпевать несправедливость от других. Лучше быть тираном,

чем его жертвой. И с этих позиций он в принципе оправдывал

произвол тирана — ォсвободу делать в городе, что сочтешь нуж-

ным, — убивать, отправлять в изгнание — одним словом, по-

ступать, как тебе вздумаетсяサ.

Сторонником аристократического правления был, согласно

сообщению Платона, молодой афинский аристократ и софист

Калликл. Он резко противопоставлял естественное право по-

лисным законам и общепринятым обычаям. ォПо-моему, — го- Калликл, справедливо то, что

лучший выше худшего и сильный выше слабого. Повсюду

(среди животных, людей, государств и народов) природный

признак справедливости, по его мнению, таков: сильный пове-

левает слабым и стоит выше слабого. С позиций такого закона

природы и естественного права силы Калликл критиковал де-

мократические законы и обычаи и лежащий в их основе прин-

цип равноправия граждан.

Софист Ликофронхарактеризовал государственное общение

как результат договора людей между собой о взаимном союзе.

Также и закон в его трактовке оказывается простым договором,

ォпросто гарантиею личных правサ. ォЛичные праваサ человека Ли-

кофрон считал тем естественным правом, для гарантирования

которого, по его договорной теории, и было заключено людьми

соглашение о создании государственной общности. Другой софист младшего поколения Алкидам Элейский(пер-

вая половина IV в. до н. э.), ученик Горгия, развивал мысль о

равенстве всех людей, включая и рабов. Ему приписываются

следующие знаменательные слова: ォБожество создало всех сво-

бодными, а природа никого не сотворила рабомサ.

4. Проблема соотношения политики, свободы и права в античнойфилософии (Сократ). Сократ, 469-399 гг. до н.э., - один из самых интересных фигур в духовной истории человечества, с именем которого связано возникновение моральной философии.Сократ излагал свои взгляды исключительно в устной форме. О них можно узнать только из тех сочинений его учеников и современников, которые сохранились, - это, прежде всего, Платон и Ксенофонт. Обсуждение моральных и политико-правовых проблем Сократ поднял на уровень логических определений и понятий, закладывая этим основы собственного теоретического исследования в данной области. Моральная организация полисного жизнь так же невозможна без законов, как невозможны и законы вне полисом: законы, в трактовке Сократа, и является основой полису. Сократ, как и софисты, различает естественное право и право писаное. Но это отличие не превращает их в противоположность, как это имело место в трактовке софистов. И неписаные божьи законы, и писаные человеческие законы имеют целью, согласно Сократу, одну и ту же справедливость, которая не просто является критерием законности, но, по сути, тождественна с ней. Сократ - убежденный сторонник такого устройства государства-полиса, при котором безусловно господствуют справедливые по своей природе законы. Настоятельно пропагандируя необходимость соблюдения полисных законов, Сократ связывает с этим и единомыслие граждан, без чего, на его взгляд, ни дом не может хорошо стоять, ни государство руководствоваться. При этом, под "единомыслие" он подразумевает преданность и подчинение членов полиса законам, а не унификации вкусов, мнений и взглядов людей.

Принцип законности Сократ использовал, как базисный критерий при классификации и характеристике различных форм государственного устройства и правления. Власть, основанную на воле народа и на государственных законах, он называл царством, а власть против воли народа и такую, которая основывается не на законах, а на произволе правителя, назвал тиранией. Если правление осуществляется людьми, которые выполняют законы, то такое устройство он называл аристократией, если же власть происходит от богатства - плутократию, если от воли всех - демократией. Судя по платоновского диалога "Критон", Сократ первым в истории европейской политической и правовой мысли сформулировал концепцию договорных отношений между государством и его членами (гражданами). Любой гражданин, достигший совершеннолетия, поясняет Сократ, может, согласно закону, без всяких препятствий покинуть государство, если его порядки ему не нравятся, и отправиться куда ему хочется - либо в колонию государства, или в другое государство. Принятие гражданства, таким образом, - добровольное. Поэтому те граждане, которые остаются в этом полисе, как его члены, фактически соглашаются выполнять все веления государства и его органов. Гражданин государства, остающийся, согласно Сократу, должен либо убеждением и другими правомерными, ненасильственными средствами избежать возможности несправедливых решений и мер законных органов полиса и должностных лиц, или выполнять их.

С господством разумных и справедливых законов Сократ связывает саму возможность политической свободы. И, говоря об обязанностях индивида перед полисом, он имел в виду законные обязанности свободных и равных граждан в условиях разумно и справедливо упорядоченного полиса. Только таким путем может быть достигнута, по мнению Сократа, свобода - "прекрасное и величественное достояние как для человека, так и для государства".

Влияние Сократа наибольшей степени проявляется в таких высших достижениях греческой политической мысли, как политическая философия Платона и политическая наука Аристотеля.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 519; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!