Проблема соотношения политики, свободы и права в средневековой философии (М. Падуанский).



Книга «Защитник мира» (1324). Критикует теократические теории: основная причина войн, смут и возмущений – неверные представления о соотношении церкви и государства, божественного и человеческого законов.

Два вида законов по их цели, содержанию и способам обеспечения: божественные – указывает пути достижения вечного блаженства, определяет различия между грехами и заслугами перед богом, а также награды в потустороннем мире, где судьей является Христос; человеческие – справедливость и общее благо, прочность и твердость власти; соблюдение данных законов обеспечивается принуждением.

Право – установленное государством приказание, дозволе ние или запрещение, обладающее принудительной силой. Оно регулирует отношения между людьми и удерживает человеческую власть от произвола. Цель человеческого закона – хорошая жизнь на земле; божественного – вечное спасение. К ведению церкви относятся только божественные законы. Духовенство имеет право лишь учить, проповедовать христианское вероучение, но никак не принуждать; наказывать грешников, нарушителей божественного закона, может только бог, установивший эти законы (к тому же только богу известны все деяния и помыслы, ему чужда человеческая логика и т.д.).

Отрицал правомерность церковного суда, инквизиционных трибуналов, какого бы то ни было принуждения в делах религии. Выступал за свободу совести, за реформу церкви, выбор ность священников, отмену ряда привилегий пап. Церковь не должна иметь собственность, священники должны работать и подчиняться государству. Даже утверждение папы на престоле св. Петра должно зависеть от светской власти.

Человеческий закон должен приниматься народом (совокупностью граждан или важнейшей их частью). Такие законы известны всем, народ им лучше повинуется.

Выступал за строгую подзаконность всех действий правительства, созданного для осуществления правосудия и исполнения законов, определяющих цели и порядок общежития. Исполнитель законов должен избираться теми, кем закон установлен, т.е. народом, который имеет право наказать и даже низложить его. Теоретически обосновывал принадлежность народу законодательной власти.

Наилучшей признается избирательная монархия, где пожизненно избранный народом и ответственный перед ним правитель правит на основе закона. В то же время выделяет и сословия: военные, священники, судьи (главные, почетные сословия); земледельцы, ремесленники, купцы (простой народ).

Народовластие осуществляется как непосредственная демократия. Далее говорится о независимости от папского престола любого правителя (единоличный правитель, Большой совет и т.п.), который, как предполагается всегда правит на основе божественного права и с согласия народа.

наиболее разработан-

ных политико-юридических обоснований этой ориентации

бюргерства дал Марсилий Падуанский(ок. 1275 — ок. 1343).

В своем пространном сочинении ォЗащитник мираサ (1324—

1326) Марсилий Падуанский возлагает на церковь ответствен-

ность за все беды и несчастья мира. Они устранимы, если толь-

ко впредь церковники будут заниматься исключительно сферой

духовной жизни людей. Церковь должна быть отделена от госу-

дарства и подчинена светской политической власти.

Эта власть и представляющее ее государство возникли, как

считал Марсилий, в процессе постепенного усложнения форм

человеческого общежития. Поначалу семьи во имя общего бла-

га и с общего согласия соединяются в роды, роды — в племена.

Затем таким же путем и во имя той же цели консолидируются

города; завершающая стадия — появление государства, бази-

рующегося на общем согласии всех составляющих его лиц и

преследующего их общее благо. В этом описании происхожде- Марсилий отстаивал очень смелый (по тем временам) тезис

о том, что настоящий источник всякой властинарод.От него

исходит как власть светская, так и духовная. Только он один —

ее носитель и верховный законодатель. Правда, под народом

Марсилий Падуанский разумел отнюдь не все население госу-

дарства, а лишь лучшую, достойнейшую его часть. Сколь глубо-

кой оставалась в XIV в. убежденность в естественности нера-

венства людей, говорит тот факт, что и Марсилий делил членов

общества на две категории: высшую и низшую. Высшая (воен-

ные, священники, чиновники) служит общему благу; низшая

(торговцы, земледельцы, ремесленники) заботится о своих част-

ных интересах.

Государственная власть действует прежде всего посредством

издания законов. Они суть веления, подкрепляемые угрозой ре-

ального наказания или обещанием реальной награды. Этим за-

коны государства отличаются от законов божеских, сопровож-

даемых посулами наград или наказаний в загробной жизни.

Право издавать юридические законы имеет народ. Автор ォЗащитника мираサ одним из первых стал проводить

четкое различие между законодательной и исполнительной вла-

стями государства.Притом он писал, что власть законодатель-

ная определяет компетенцию и организацию исполнительной

власти. Последняя вообще действует благодаря тому авторите-

ту, которым ее наделяет законодатель, и призвана строго дер-

жаться рамок закона. Эта власть может быть устроена по-раз-

ному. Но в любом случае она должна осуществлять волю зако-

нодателя — народа. Марсилий Падуанский без обиняков и доказа-

тельно отстаивал самостоятельность государства (его независи-

мость от церкви) в вопросах, связанных с отправлением пуб-

личной власти. Его мысли о народе-суверене, о соотношении

законодательной и исполнительной властей, об обязательности

закона для всех лиц в государстве (в том числе и для правите-

лей) и т. п. благотворно повлияли на формирование в эпоху

Возрождения и Новое время представлений о демократическом

политическом строе общества.

12. Проблема соотношения политики свободы и права в философии эпохи Возрождения. Возрождение –антифеодальное, раннебуржуазное явление, подрывавшее устои старого, средневекового мира.

В борьбе со средневековой консервативно-охранительной идеологией возникла система качественно иных социально-философских и политико-правовых взглядов. Ее сердцевиной сделалась мысль о необходимости утверждения самоценности личности, признания достоинства и автономии всякого индивида, обеспечения условий для свободного развития человека, предоставления каждому возможности собственными силами добиваться своего счастья.

В миропонимании Возрождения считалось, что судьба человека должна предопределяться не его знатностью, происхождением, званием, конфессиональным статусом, а исключительно его личной доблестью, проявляемой активностью, благородством в делах и помыслах. Приобрел актуальность тезис о том, что одно из главных слагаемых достоинства индивида – гражданственность, бескорыстное инициативное служение общему благу. В свою очередь, под понятие общего блага стало подводиться представление о государстве с республиканским устройством, опирающемся на принципы равенства (в смысле ликвидации сословных привилегий и ограничений) и справедливости. Гарантии же равенства и справедливости, залог свободы личности усматривались в издании и соблюдении законов, содержание которых согласуется с естеством человека. В рамках возрожденческого миропонимания была обновлена стародавняя концепция общественного договора. С ее помощью объяснялись как причины возникновения государства, так и легитимность государственной власти. Причем ударение ставилось на значении свободного изъявления своей воли всеми организующимися в государство людьми, обычно добрыми по природе.

При общей оценке социально-исторического значения политических и правовых идей Возрождения необходимо пояснить, какое конкретно содержание подразумевается, когда эти идеи аттестуются как раннебуржуазные. Во-первых, "ранняя буржуазность" означает отрицание феодально-средневековых экономических порядков, политико-юридических институтов, духовных ценностей с позиций более высоко стоящего на исторической лестнице общества – с позиций буржуазного строя. Во-вторых, она предполагает совпадение по ряду пунктов жизненных интересов разнородных социальных групп, подвергавшихся в феодальную эпоху эксплуатации, угнетению, притеснениям, ограничениям. В-третьих, "ранняя буржуазность" предполагает неразвитость (либо вообще отсутствие) тех специфических экономических, политических, социальных и других отношений, которые вызревают и становятся господствующими с победой буржуазного способа производства, буржуазного образа жизни. Своеобразие и величие многих идей Возрождения, сопровождавших и ускорявших начало возникновения новой эпохи всемирной истории, как раз и состоит в том, что они еще открыты для восприятия общечеловеческих социокультурных ценностей и благоприятствования им.

13. Проблема соотношения политики свободы и права в философии эпохи Возрождения (Н. Макиавелли) НиколоМакиавелли (1469–1527) – мыслитель эпохи Возрождения, основатель новой, буржуазной политической науки.

Автор трудов: «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции».

Основной вопрос философии Макиавелли: «какими способами государи могут управлять государствами и удерживать власть над ними».

Мировоззренческая позиция Макиавелли при рассмотрении им вопросов политики, государства – позиция религиозного индифферентизма.

 

Религиозные взгляды:

1. Религия рассматривается главным образом с точки зрения служения государственным, политическим интересам, сплочения народа и воспитания активных участников политической жизни.

2. Догматы религии рассматриваются лишь с точки зрения полезности для общества через призму республиканских идеалов. Религия и Бог, заявляет он, изобретены умными людьми для того, чтобы убедить простой народ в полезности установленного строя. Для Макиавелли важно не столько действительное существо вероучения, сколько то, как люди его истолковывают и используют: для воспитания рабской приниженности или для формирования высоких качеств свободного гражданина.

Отношение Н. Макиавелли к государству и праву:

Государство – выступает монополистом публично-властных прерогатив. Оно трактуется в «Государе» преимущественно в значении аппарата, управляющего подданными, народом, обществом. Такой государственный аппарат включает в себя государя и его министров, чиновников, советников, прочих должностных лиц.

Макиавелли исключает религиозную точку зрения из арсенала своих объяснительных средств. Главный авторитет для него – опыт истории.

Трактовка политики отделяется таким образом от теологии, религиозная аргументация устраняется из государствоведения.

Макиавелли постулирует новый закон: политические события, изменения в государстве, смена его форм происходят не по воле божьей, не по прихоти иди фантазии людей, но совершаются объективно, под «воздействием действительного хода вещей, а не воображаемого».

 

Формы государства Н. Макиавелли рассматривает в зависимости от числа правящих лиц и выделяет:

1. Единовластие – является результатом того, что власть неспособна сдержать народ собственными силами с помощью чисто аристократических учреждений. В свою очередь народ в чрезвычайных обстоятельств для сокрушения знати также взывает к диктатору.

2. Правление немногих.

3. Правление всего народа.

Установление каждой из этих форм есть результат определенного соотношения сил, участвующих в борьбе за власть.

Насколько единоличная диктатура, по Макиавелли, необходима в чрезвычайных обстоятельствах, настолько она вредна при обычном течении дел. Абсолютная власть очень быстро развращает как правящих, так и управляемых. А при монархе слабом и злобном государству грозит гибель. Успешное развитие преобразованного государства связано с республикой.

При республиканской форме государство становится прочным и стабильным. Республика обеспечивает свободу и гражданское равенство. Только свободное государство может достичь величия и могущества, ибо оно основано на общем благе, а не на частной выгоде правителя и привилегированного сословия.

Непременным условием осуществления политической власти в видах, угодных государю, является согласие с ней подданных.

Делая выбор в пользу страха как гарантии покорности его подданных, Макиавелли руководствуется одной из основных аксиом своей политической философии – аксиомой об исконной, от их асоциальной, антиобщественной природы идущей порочности людей – существ эгоистичных и злобных.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 361; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!