Политико-правовые учения в Нидерландах XVII в. (Гроций)



Одним из первых теоретиков школы естественного права был нидерландский ученый Гуго Гроций (1583–1645), он написал трактат «О праве войны и мира. Три книги» (1625 г.). Целью этого трактата было решение важных проблем международного права. Гроцием была разработана политико-правовая доктрина, основанная на новой методологии, содержащая оригинальные решения ряда проблем общей теории права и государства. Исходный пункт учения Гроция – природа человека, социальные качества людей. Гроций различает право естественное и право волеустановленное.

Источником естественного права является человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному общению человека с другими людьми. На этой основе Гроций определяет предписания естественного права (требования разума), к которым относит «воздержание от чужого имущества и возвращение полученной чужой вещи, возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания».

Волеустановленное право (делится на человеческое и Божественное) должно соответствовать предписаниям естественного права.

Стержневая категория его доктрины – понятие и содержание справедливости и естественного права – раскрывается через частноправовые институты, воплощение которых в законодательстве имело первостепенную важность для становления гражданского общества и для развивающейся буржуазии.

Противопоставление Гроцием требований естественного права нормам права волеуста-новленного стало орудием критики феодального права и феодального строя.

Так как Бог в доктрине Гроция подчинен законам природы, то естественному праву должно соответствовать не только человеческое, но и Божественное волеустановленное право (предписания религии).

Согласно Гроцию некогда существовало «естественное состояние», когда не было государства и частной собственности. Развитие человечества, стремление людей к общению побудили их заключить договор о создании государства.

Идея договорного возникновения государства высказывалась в истории политико-правовой мысли задолго до Гроция; в практике Средних веков договоры между феодалами, между феодалами и городами были формой, источником права, в том числе и публичного права. Но только у Гроция договор о создании государства рассматривается как исходное понятие теории государства, как основа самого государства, длящихся отношений власти и подчинения. Начиная с Гроция почти все теоретические построения XVII–XVIII вв., объясняющие сущность, причины, способы создания государства, исходили из этой посылки.

Гуго де Гроот Гроций(1583—1645) — выдающийся голланд-

ский юрист и политический мыслитель, один из основателей

раннебуржуазного учения о государстве и праве, рационалисти-

ческой доктрины естественного и международного права Ново-

го времени. Для Гроция как одного из ранних представителей формиро-

вавшегося буржуазного ォюридического мировоззренияサ сущест-

венный интерес представляли как теоретическое обоснование

того нового правопонимания, которое соответствовало бы со-

циально-историческим реалиям эпохи перехода от феодализма

к капитализму и утверждения буржуазного общества, так и сис-

тематическая научная разработка на базе такого правопонима-

ния основных начал, принципов и форм внутригосударствен-

ной жизни и международного общения. Стремление к последо-

вательно юридическому рассмотрению проблем общества,

государства, внутренней и внешней политики ярко проявляется

и в том, что также и проблемы войны и мира (столь злободнев-

ные в обстановке Тридцатилетней войны, когда появился в

свет основной труд Гроция) ставятся и решаются Гроцием

именно в правовой плоскости, с позиций юриспруденции, а не

науки о политикеТаким образом, по Гроцию, предмет юриспруденции— это

вопросы права и справедливости, а предмет политической нау-

ки— целесообразность и польза. Подобные устремления Гроция — при всей специфике его

позиции, подхода и словаря — по своему теоретико-концепту-

альному и логическому смыслу созвучны современным поис-

кам именно в системе права отправных научных основ и исход-

ных принципов для систематизации и теоретической разработ-

ки законодательстваЕстественное правопри этом определяется им как ォпредпи-

сание здравого разумаサ. Согласно этому предписанию то или

иное действие — в зависимости от его соответствия или проти-

воречия разумной природе человека — признается либо мо-

рально позорным, либо морально необходимым. Естественное

право, таким образом, выступает в качестве основания и крите-

рия для различения должного (дозволенного) и недолжного

(недозволенного) по самой своей природе, а не в силу какого-

либо волеустановленного (людьми или Богом) предписания

(дозволения или запрета).

Естественное право, согласно Гроцию, — это и есть право в

собственном смысле слова, и оно состоит в том, чтобы пре-

доставлять другим то, что им уже принадлежит, и выполнять

возложенные на нас по отношению к ним обязанностиГроций в своей договорной концепции

стремился показать, что происхождение государства и внутри-

государственного права (законов) является логически неизбеж-

ным следствием бытия естественного права. ォТак как, — писал

он, — соблюдение договоров предписывается естественным

правом (ибо ведь было необходимо, чтобы между людьми су-

ществовал какой-нибудь порядок взаимных обязательств, иного

же способа, более согласного с природой, невозможно изобрес-

ти), то из этого источника проистекли внутригосударственные

права. Ибо те, которые вступили в какое-нибудь сообщество

или подчинялись одному либо многим, тем самым или дали

словесное обещание, или же должно предположить, что в силу

природы самой сделки они молчаливо обязались последовать

тому, что постановит большинство членов сообщества, или же

те, кому была вручена власть.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 259; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!