Политико-правовые взгляды В.С. Соловьева, Н. Бердяева, И. Ильина.



В. С. Соловьев (1853–1900 гг.),основным трудом является диссертация «Кризис в западной философии. Против позитивизма».
В обсуждении проблем организованной теократии («богочеловеческого теократического государства») Соловьев выделяет три элемента ее социальной структуры:
1) священники (часть божия);
2) князья и начальники (часть активно-человеческая);
3) народ земли (часть пассивно-человеческая).
Политические организации в представлении Соловьева есть по преимуществу благо природно-человеческое, столь же необходимое для нашей жизни, как и наш физический организм. Христианство дает нам высшее благо, духовное благо и при этом не отнимает у нас низших природных благ – «и не выдергивает из-под наших ног той лестницы, по которым мы идем».
Здесь особое значение имеет христианское государство и христианская политика.
«Христианское государство, если оно не остается пустым именем, должно иметь определенное отличие от государства языческого, хотя бы они, как государства, имеют одинаковую основу и общую основу». Существует нравственная необходимость государства. Сверх общей и сверх традиционной охранительной задачи, которую обеспечивает каждое государство, христианское государство имеет еще прогрессивную задачу – улучшить условия этого существования, содействующие «свободному развитию всех человеческих сил, которые должны стать носительницами грядущего Царства Божия».
Правило истинного прогресса –состоит в том, чтобы государство как можно менее стесняло внутренний мир человека, предоставляя его свободному духовному действию церкви, и как можно полнее и шире обеспечивало внешние условия для достойного существования и совершенствования людей.
Право свободы основано на самом существе человека и должно быть обеспечено извне государством. Степень осуществления этого права есть нечто такое, что всецело зависит от внутренних условий, от степени достигнутого нравственного сознания.
Для правопонимания Соловьева помимо общего уважительного отношения к идее права характерно стремление выделить и оттенить нравственную ценность права, правовых институтов и принципов.
Право –является «низшим пределом или некоторым минимумом нравственности, равно для всех обязательным».
Естественное право для Соловьева не есть некое обособленное право, предшествующее исторически праву положительному. Естественное право у Соловьева, как и у Конта, есть формальная идея права, рационально выведенная из общих принципов философии.
Естественное право олицетворяет «рациональную сущность права», а право положительное воплощает историческую явленность права. Последнее является правовым, реализованным в зависимости от состояния нравственного сознания в данном обществе и от других исторических условий.
Естественное право сводится к двум факторам – свободе и равенству, то есть оно и являет алгебраическую формулу всякого права, его рациональную (разумную сущность).
Свобода есть необходимый субстрат, а равенство – его необходимая формула. Цель нормального общества и права составляет общественное благо. Эта цель есть общая, а не коллективная только (не сумма отдельных целей). Общая цель по существу своему соединяет всех и каждого. Соединение всех и каждого происходит при этом благодаря солидарным действиям в достижении общей цели. Право стремиться осуществить справедливость, но стремление это лишь общая тенденция, «логос» и смысл права.
Право положительное воплощает и реализует в конкретные форму общие тенденции. Право (справедливость) пребывает в таком соотношении с религиозной моралью (любовью), в каком пребывают государство и церковь.

Николай Александрович Бердяев.. Был участником всех трех манифестов русских философов-идеалистов первой четверти века — сборников «Проблемы идеализма», «Вехи», «Из глубины».». Эти публикации стали, по сути дела, внешней фиксацией движения от либераль­ного марксизма через своеобразный нравственный либерализм к национально-патриотическому воззрению в духе либерального консерватизма с такими его устоями, как религия, идеализм, либерализм, патриотизм, традиционализм и народоправство.

Тему о власти и об оправданности государства Бердяев называл «очень русской темой» и соглашался с К. Леонтьевым в том, что русская государственность с сильной властью была создана благодаря татарскому и немецкому элементу. Русский коммунизм в Советской России, по оценке Бердяева, явился извращением русской мессианской идеи. Русский ком­мунизм утверждает свет с Востока, который должен просветить буржуазную тьму Запада. Социализм и анархизм — как последние соблазны человечес­тва — в конце концов «доходят до небытия» в силу своей жажды равенства (социализм), либо в своей жажде свободы (анархизм). Более долговечную ценность представляют собой в этой связи церковь , гос-во,право Ильин: Власть – сила воли, которая измеряется не только интенсивностью, а активностью внутреннего волевого напряжения властителя, но и авторитетом. Назначение власти – создавать в душах людей завершённости, импульсивности, исполнительности. Государственная власть должна осуществляться только на основе правомочия, она должна быть единой, должна осуществляться лучшими людьми, политические программы могут включать только такие сферы, которые преследуют классовые и сверхклассовые интересы. Современное гос-во должно быть правовым, и в отличие от тоталитарного , основываться на признании человека как личности. Правовое гос-во покоится на лояльности, тоталитарное – на террористическом внушении. Право там, где на высоте проживает живое правосознание людей, которое даётся христианством.

Определенную роль в воспитании чувства достоинства вы­полняет частная собственность. Она есть естественное право человека, которое и должно защищаться законами, правопорядком и государственной властью. Важно не то, чтобы не было имущественного неравен­ства, а то, чтобы в стране не было хозяйственно беспочвенных, бесцельных, безработных, бесперспективных людей. Она дает чувство уверенности, доверия к людям, к вещам и земле; она научает творчески любить труд и землю, свой очаг и родину; она закрепляет оседлость, без которой невозможна культура, единит семью => «частная собствен­ность пробуждает и воспитывает в человеке правосознание, научая его строго различать «мое» и «твое», приучая его к правовой взаимности и к уважению чувства полномочий, взращи­вая в нем верное чувство гражданского порядка и гражданской самостоятельности, верный подход к политической свободе-».

По мнению Ильина, правовое гос-во в отличие от тоталитарного — основывается всецело на признании человеческой лич­ности — духовной, свободной, правомочной, управляющей со­бою в душе и в делах, т. е. оно покоится на лояльном правосоз­нании. Тоталитарный режим, напротив, покоится на террорис­тическом внушении. Сама сущность тоталитаризма состоит не столько в особой форме государственного устройства (демокра­тической, республиканской или авторитарной), сколько в объ­еме управления: этот объем становится всеохватывающим.

Создание христианской культуры, подчеркивал Ильин, есть задача, поставленная перед человечеством много лет назад и им не разрешенная

 

В-62 ПП концепция фашизма.

В нач 20-х в Германии,потерпевшей поражение в 1 мировой войне,обремененной множ-вом эконом и соц трудностей,полит и идеологич конфликтов, возникло национал-социалистическое движение(НС). Особое раздражение и протесты вызывал тот факт, проистекавший из итогов 1 мировой,что оказались оскорбленными и униженными величие и честь Германии.Заметное место в тогдашнем массовом мировосприятии занимали надежды на установление справедливости, уповая на справедл соц политику. Ущемленные жизнью люди жаждали благодетеля,к-ый принес бы им справ-ть,т.е. заботливо опекал их, оберегал от ударов судьбы,не давал в обиду. Спекулируя на жажде такой справ-ти,обещая ее, НС,фашистские демагоги заработали изрядный полит капитал-доверие млн немцев. Его они сумели обрести путем настойчивого внедрения в обществ сознание духовных ценностей,у этих ценностей были свои соотв истоки.Первый- нем национализм,он включал в себя как признание этнического начала решающим фактором общ-истор процесса,так и идею превосходства нем нации над остальными нациями(Чемберлен). Второй идеологи чист-к-царит пор-к, базирующийся на казарменной дисциплине. Для идеологов фашизма приемлемы предпринимат-во и конкуренция,всякий капитал, любая соб-ть. Цель-ликвидация классовой борьбы,воцарение согласия между Капиталом и трудом. Третий ист-к-традиция антилиберализма,издавна бытовавшая в Германии, им было неугодно превращение верноподданного обывателя в самост личность,к-ая обладает всеми правами и своб и потому уже более не явл послушной марионеткой в руках всевластного г-ва. Идейное ядро-проект тоталитарной полит власти. В структуре нем полит общности безоговорочно приоритетной ее частью идеологами фашизма признавалась их партия -Национал Социалист Нем Раб Партия. Идеи: назначение на все гос посты исключительно членов нацистской партии; сосредоточение на самом верху полит пирамиды гос и центр партийной власти в одних и тех же руках; передача гос ф-ий органам нац партии; установление гос платы партийным функционерам.

Фашистскому г-ву подлежало стать (и оно стало) полной противоположностью демократически-правового г-ва,к-ое они отвергали как противное природе нем нации установление. Идеалом рисовалось г-во,в к-ом покончено с демократией,преодолены индивидуализм и раздробленность буржуазного общ-ва. Руководство таким г-вом должнго было осущ исключительно вождем(фюрером)-Гитлером. По фашистским понятиям,фюрер уникален ,он лучший из лучших, он самый одаренный и доблестный из всех своих современников. В нем воплощаются судьбы народа.Он неприкасаем, стоит выше всякой критики. Вождь и народ едины,никакие предст учреждения не в состоянии выражать общенародные интересы, на это способен только фюрер. Дабы покончить со свободной автономной личностью,растворить гр-на в безликой массе народной общности, пропагандировалось то мнение, что отдельно взятый ч-к принадлежит в первую очередь не самому себе,а своему народу,ибо от него он получает жизнь и место в соц жизни. Своей собств теоретико-правовой с-мы фашизм не создал.Провозглашенная нацистами максима:прао есть продукт расы, и потому им могут обладать,быть его носителями только суб-ты, по крови принадлежащие к этой расе,нации. Втеснив в обществ сознание антинаучное правопонимание, фашисты одновременно поставили крест и на правосудии. Имперское мин-во юстиции установило полный контроль за д-тью судов,связанной с вынесением решений и приговоров. Фюрер присвоил себе прерогативы верховного судьи. Фашистские идеологи выдвигали тезис:преступное поведение, даже не подпадающие под признаки указанных в з-не преступлений,должно наказываться.

 

 

Эпоха.

XX век.

Мохандас Карамчанд Ганди (1869 — 1948) (родился в Порбандаре, где были сильны традиции джайнизма, самой ненасильственной из индийских религий; учился в Англии; получил диплом адвоката; отправился в Южную Африку, столкнулся с расовой дискриминацией своих соотечественников и поклялся бороться с нею ненасильственными средствами).

Разработал способ ненасильственного сопротивления (сатьяграха) (борьба растянулась на 20 лет и закончилась компромиссом, но Ганди удалось сплотить индийскую общину, поднять ее дух и привлечь к ее судьбе всеобщее внимание).

Вернувшись в Индию, провел четыре местные кампании ненасильственного сопротивления против частных проявлений несправедливости со стороны плантаторов, капиталистов, таможенных властей (принесли ему популярность, титул Махатма (великая душа) и поставили его в центр индийской политической жизни).

Ганди внушил стране две идеи:

1) нужно не просить колониальные власти о самоуправлении, а бороться за него;

2) делать это должны не состоятельные люди и чиновники, составляющие большинство в ИНК (Индийском национальном конгрессе), а массы (крестьяне, рабочие, городская толпа).

Сумел воплотить эти идеи в жизнь на национальном уровне (превратил ИНК во всенародную, дисциплинированную и способную к действию организацию).

Провозглашал ненасилие высшей ценностью (этот принцип приобретал абсолютный характер и не подлежал пересмотру ни при каких обстоятельствах).

Преданность ненасилию предполагала готовность к компромиссу и переход от борьбы к переговорам с властями (отличался гибкостью и позволял использовать народное движение в качестве средства давления на британскую администрацию в ходе переговоров).

Став лидером ИНК, в течение 30 лет руководил индийским национально-освободительным движением и привел его к победе.

Особенности теории.

Ненасилие — не только метод сопротивления, тактика борьбы, но и главный принцип целостного мировоззрения, учения о смысле индивидуальной и общественной жизни, основа социального и политического идеала (конечная цель нравственных поисков — спасение души, слияние с абсолютом).

Путь индустриализации считает ошибочным (отвергает европейскую цивилизацию с ее стремлением к материальным благам в ущерб духовному росту, к техническому прогрессу, к господству над природой; она подорвала патриархальную чистоту нравов, сделала человека рабом страстей, увеличила его способность причинять вред и разрушать).

Эта цивилизация основана на насилии (оно порождает эксплуатацию человека человеком, капитализм, колониализм и империализм).

Картина всеобщего благоденствия (сарводайя) — идиллическое изображение простой сельской жизни 9индустрия сведена к минимуму; каждый трудится для пропитания и пользуется равными правами со всеми; обеспечено справедливое распределение; эксплуатация изживается без насилия (помещики и капиталисты управляют своими владениями как опекуны в интересах трудящихся); потребности удовлетворяются в первую очередь за счет местных ресурсов).

Сарводайя в политическом отношении — федерация самоуправляющихся общин, соответствующая всем требованиям анархизма (в идеале субъект объединения — не община, деревня, а личность; не нужны армия, полиция; ненасильственное государство).

Обычное государство рассматривал как аппарат принуждения, бездушную машину, подавляющую человека.

Переходная форма — преимущественно ненасильственное государство (сохраняются вооруженные силы; не упразднено социальное неравенство и эксплуатация; государство регулирует вознаграждение, выплачиваемое опекунам, решает вопрос об их преемниках, поощряет кустарную промышленность, управляет национализируемыми предприятиями, контролирует использование лесов, ископаемых, источников энергии, средств связи).

Идеал Ганди — один из вариантов утопического социализма с примесью ненасильственного анархизма.

Обеспечение мира на Земле (ненасилие предполагает пацифизм, полное отрицание войны, в том числе вооруженного сопротивления агрессии).

Отношение к кастам (видел в древней системе четырех варн разумный социальный порядок, основанный на разделении труда, но в то же время не признавал бесчисленных каст, не одобрял запрещение межкастовых браков; призвал к межкастовому общению, отсек представления о благородных и низких; поставил единство человеческого рода над варнами и провозгласил физический труд обязанностью всех варн).

Чужд религиозного фанатизма и нетерпимости (отстаивал свободу совести, светский характер государства и дружественные отношения межу всеми религиозными общинами; был убежден в общности всех религий и хотел видеть в них средство объединения людей).

Социальные вопросы (ограничивался умеренными требованиями, касающимися частных улучшений жизни и быта трудящихся масс; ради сохранения единства нации в антиимпериалистической борьбе призывал отложить до завоевания независимости попытки реформировать внутренние социально-экономические отношения).

Реальная часть политической программы (требования независимости и применение ненасильственных методов борьбы).

Понятие сатьяграха (ненасильственное сопротивление) ввел, чтобы не смешивать свой метод с пассивным сопротивлением (сатьяграха — не тактика, а убеждение, основана на уважении и любви к противнику, предполагает активные формы протеста; основана на убежденности в божественном характере души, единой во всех людях и неизбежно откликающейся на любовь).

Понятие ахимса (ненасилие) (в негативном плане это неприменение силы; позитивная сторона — любовь к человеку и животным, служение им, милосердие, самопожертвование).

Этическая основа тактики ненасилия (цель в том, чтобы побудить противника понять свою неправоту, раскаяться и по своей воле удовлетворить справедливые требования).

Ненасильственное сопротивление при всей своей активности носит страдательный характер (в высших формах — жертвенный).

Формы массовой сатьяграхи (несотрудничество с властями, приостановление работы, пикетирование, отказ от уплаты налогов, гражданское неповиновение (неисполнение законов); исключал конспирацию как симптом потенциального насилия).

Сатьяграха — не стихийное проявление протеста (тщательно готовил, четко определял формы и степень несотрудничества и гражданского неповиновения).

Ненасильственное сопротивление стало главной формой национально-освободительного движения в Индии (четко отделив национальную борьбу от социальной Ганди сумел обеспечить национальное единство при гегемонии буржуазных кругов, доминировавших в ИНК(строжайшая дисциплина и сосредоточенность всех функций по руководству в руках Ганди сдерживали от эксцессов социальной борьбы и насилия, позволяли национальному капиталу не опасаться за свое будущее)).

 

 

Эпоха.

Конец XIX — начало XX века (Китай оставался полуколониальным государством (неравноправный характер отношений с европейскими державами, Японией и Россией)).

Сунь Ятсен (1866 — 1925) (родился в провинции Гуандун; начальное образование получил в родной деревне; обучался в английской миссионерской школе на о. Гонолулу (Гавайи), где приобщился к европейской культуре; с отличием окончил королевский колледж в Гонконге; получив квалификацию хирурга, занялся врачебной практикой в Макао (Аомынь); становится профессиональным политиком; предпринимает несколько попыток поднять восстание на юге Китая, неоднократно создает политические организации; несколько раз эмигрировал из Китая).

В октябре 1911 года народное восстание увенчалось успехом (избран временным президентом Китая; создает Национальную партию (Гоминьдан); оттеснен от власти, организовал демократическое правительство на юге страны, оппозиционное Пекину; в союзе с компартией одержал победу в гражданской войне).

Происхождение государства. (-).

Характеристика государства (определение государства). (-).

Формы государства (идеальное государство). (-).

Понятие права (отличие от закона; виды права). (-).

Особенности теории.

Политическая концепция Сунь Ятсена выражена в трех принципах:

1) Принцип нации (национализм) (до свержения династии имел внутреннюю направленность; после ее падения реалии контрреволюции и гражданской войны наполнили его новым содержанием (борьба китайского народа против колонизаторов; закрепление принципа равенства всех наций Китая вплоть до права на самоопределение).

2) Принцип народовластия (демократия) (понимался как установление в Китае республиканской формы правления и как утверждение демократического режима).

Обосновал причины необходимости учреждения республики (нет нужды сохранять монархию, ибо все люди должны быть равными; монархия — тормоз развития общества и государства; только республиканская форма поможет преодолеть смуты и междоусобицы).

Демократия — степень участия народных масс в управлении государством (рассматривал ее шире, как условие существования свободы и равенства).

Критика западной демократии (народные массы устранены от управления государством и не имеют никаких прав; бюрократизм и коррупция — недостатки современного ему западного парламентаризма).

Создание чисто китайской модели демократии (Конституция пяти властей — государственная власть подлежала разделению на пять ветвей (законодательную, исполнительную, судебную, контрольную и экзаменационную); каждая ветвь на национальном уровне была представлена высшим органом (юанем), на провинциальном они объединялись в одном органе (провинциальной управе); возглавляло все Национальное собрание, в состав которого избирался один представитель от каждого уезда).

Функции юаней (законодательный, исполнительный и судебный — такие же, как у их западных аналогов; контрольный и экзаменационный должны были осуществлять контроль за деятельностью первых трех юаней).

Народ необходимо наделить также прямой властью — четыре права (право избирать, право отзывать, право инициативы и право референдума).

В концепции конституции заметно влияние традиционных китайских политических воззрений и западных идей (традиционные воззрения — выделение в качестве самостоятельной ветви экзаменационной власти; западные идеи — принцип разделения властей).

МСУ (полагал необходимым начинать преобразования с уровня МСУ — оно и есть фундамент демократии).

Процесс политического переустройства разделял на три периода (период военной власти (уничтожение противника); период политической опеки (становление и развитие МСУ); период конституционного правления (создание органов государственной власти и провинциальных управ)).

3) Принцип народного благоденствия (вкладывал в него социалистическое содержание, скорее это был утопическая попытка перескочить через капитализм со всеми его издержками(.

Методы достижения принципа народного благоденствия (уравнивание прав на землю (фактически — национализация); ограничение капитала (национализация крупных монополий и индустриализация страны)).

Взгляды на классовую борьбу (считал ее присущей только буржуазному строю, горе Китая видел в бедности, а не в социальном неравенстве).


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 539; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!