В-37 Монтескье о формах г-ва и полит свободе индивидов.Учение о разделении властей.



Крупнейшим теоретиком г-ва во фр.Просвещении был Шарль Луи де Монтескье.«О духе з-нов». Подобно Вольтеру М. отождествляет полит свободу с личной безопасностью,независимостью индивида от произвола властей,гражд-ми правами.Свобода,утверждал он,»есть право делать то,что дозволено з-нами».Основание идеала свободы М. связывал с рассмотрением существовавших форм г-ва. Он различает 3 вида правления:республику(демократию и аристократию),монархию и деспотию.Респ-ка предст собой г-во,где власть принадлежит либо всему народу(демократия),либо его части(аристократия).Движущим пр-пом р-ки выступает полит добродетель,т.е. любовь к отечеству.Монархия-это единоличное правление,опирающееся на закон,ее пр-пом служит честь.Носителем монархич пр-па М. наз дворянство.Деспотия в отличие от монархии-единоличное правление,основанное на беззаконии и произволе.Она держится на страхе и является неправильной формой г-ва.Р-ка характерна для небольших г-в,монархия-для г-в средней величины,деспотия-для обширных империй.М. выделяет в г-ве законодательную,исполнительную и судебную власти.Пр-п разделения властей состоит прежде всего в том,чтобы они принадлежали разл гос-м органам. Сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица неминуемо ведет к злоупотреблениям и произволу.Помимо разграничения компетенции пр-п разделения властей предполагает также им предоставлениеи им спец полномочий с тем,чтобы они ограничивали и сдерживали друг друга. Самым последовательным воплощением этих пр-пов М. наз гос-ый строй Англии,где законод вл принадлежит парламенту,исполн-королю,а суд-присяжным.Он впервые ввел в отд категорию судебную вл. Рассмотренная им триада со временем стала классич формулойтеории конституционализма.Обоснованные им идеи свободы,гржд прав и разделения властейполучили закрепление в конст актах Франции,а также были положены в основу Конституции США.

В-38 Полит взгляды Татищева.

Василий Никитич Татищев-гос деятель.сторонник ест права,просвещения, развития науки.Ест состояние-это состояние вольности,по природе ч-ку нужна и полезна лишь воля.Поскольку ч-к не может обойтись без других людей,он вынужден подчиняться внешним ограничениям.они бывают 3 видов:по природе(власть родителей),по д-ру(отнош найма между хозяином и слугой),по принуждению(рабство)Д-р вообще рассм-ся им как основа всякого г-ва,даже монархического.Формы правления зависят от ряда объективных условий,к к-ым относятся местоположение,размер терр и состояние населения. Демократия осуществима только в г-ве-городе,где могут быстро собраться домохозяева. Представительную с-му он считал признаком аристократии(она применима в областях,состоящих из нескольких городов,защищенных от нападений.Он различает естеств и гражд(положительные)з-ны.Положит основаны на соображениях полит мудрости.Ест право рассуждает об отд ч-ке,политика-об общ-ве в целом.Ест з-ны едины и всеобщи,грожд-различны.Исходя из мысли,что народ недостаточно просвещен,Т. и предлагал определить з-нами,инструкциями все,что предст интерес для г-ва.Жесткая регламентация труда и быта крепостных сверх того должна была компенсировать отсутствие стимулов к труду.

 

В-39 Ф.Аквинский о 3 эл-тах гос власти и праве народа на оказание сопротивления тиранической власти.

Ф.Аквинский-знаменитый средневековый философ-теолог.Предст-ль схоластики(преверженность к умозрительному методу).Главный тезис – ч-к-животное политическое и общительное.Эти кач-ва способствовали возникновению г-ва.ФА выступает как идеолог класса феодалов.С его точки зрения существующий строй соотв-т Божьей воле.Цель д-ти г-ва-достижение всеобщего блага.ФА называет соц группы,к-ые представлены в структуре феод общ-ва(земледельцы,воины,тот,кто осущ-т управление.Он размышляет о власти,о ее природе и выделяет 3 эл-та:сущность(всякая власть от Бога)-пор-к управления;Форма власти(то,как она была приобретена-законно или незаконно);способ использования власти(вл может быть использована в интересах 1 ч-ка,узкой группы лиц,части общ-ва)Власть,к-ая не заботится об интересах гр-н носит тиранический хар-р.Такую власть может свергнуть церковь.Лучшая форма правления-монархия(римский папа должен быть сюзереном).Монархия не должна быть абсолютной,он стор-к сословно-предст монархии.Монархич устройство подобно чел организму.ФА рассуждает о природе права.Дает свою классификацию з-нов: вечный з-н(з-н,к-ый тождественен Богу,носит уневерсальный хар-р);естественный(выступает как отражение вечного з-на чел-ким разумом);з-н человеческий(нормы действующего зак-ва);з-н божественный(представлен в библейских терминах). Говоря о праве ФА приравнивает его к справедливости(воздаяние каждому по его заслугам).ФА выступает как ярый противник любых ересей.

В-40 Республиканский идеал Ж-Ж Руссо.Соц-полит воззрения Ж-Ж Руссо, выдающегося философа, писателя и теоретика педагогики, положили начало новому направленю общ мысли - полит-му радикализму. Выдвинутая им программа коренных преобразований общ-го строя соотв-ла интересам и требованиям крест-х масс, радикально настроенной бедноты. По описанию Р. сначала люди жили как звери.У них не было ничего общего,даже речи,не говоря уже о соб-ти. Они были равны между собой и свободны.Дальнейшее развитие цивилизации было сопряжено с появлением и ростом общ-го неравенства. Первым по времени возникает имущ нер-во (оно явилось неизбежным следствием устан-ния частной соб-ти на землю). На смену ест состоянию с этого врем приходит гражд общ-во. На след ступени появл нер-тво политическое. Для того,чтобы обезопасить себя и свое им-во,кто-то из богатых составил хитроумный план. Он предложил учредить публичную власть. Последний предел неравенства наступает с перерождением г-ва в деспотию .В таком г-ве нет больше ни законов,ни правителей-там только тираны.Переход в состояние свободы предполагает заключение подлинного общ д-ра. Для этого нелбходимо, чтобы каждый из индивидов отказ от ранее принадлежавших ему прав на защиту своего им-ва и своей личности. Взамен этих мнимых прав,основанных на силе,он приобретает гражд права и своб,в том числе пр соб-ти.В рез-те общ д-ра образуется ассоциация равных и своб-х индивидов,или республика. Подчиняясь сообщ-ву,индивид не подчиняет себя никому в отдельности и считается таким же своб-м,каким был раньше. По усл общ д-ра сувер-ет принадлежит народу. Народный сувер-т-основополагающий пр-п республиканского строя. Своб,по его мнению, остоит в том, чтобы гр-не находились под защитой з-на и сами принимали их. Нар сув-т имеет 2 признака-неотчуждаем (осущ-ие законод полномочий самим народом,всем взрослым муж населением г-ва) и неделим(он против разделения властей).


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 218; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!