Политико-правовые воззрения Т.Джефферсона



Томас Джефферсон . Томас Джефферсон (1743–1826), подобно многим именитым современникам, сочетал занятия философией с большой активностью на поприще государственной и общественной деятельности. Самое крупное свое произведение он посвятил истории и государственному устройству своего родного штата Виргиния («Заметки о штате Виргиния», 1785), самое известное его произведение –Декларация независимости США (1776).

 Его публичные выступления, Декларация, письма английскому монарху отра­жа­ют его взгляды. Он исходил из того, что общ. договор – основа устройства общества, который даёт право всем участникам договора конструировать гос. власть => идея суверенитета народа, равенства граждан и полит. равноправия. Д. выступает за равенство, свободу. Естественные права всегда выше положительного права и законов. Д. выступает за установление демократ. республики, чтобы народ участвовал в полит. жизни страны. Он против привлечения к управлению страной богачей, против рабства. Он исходит из того, что все должны быть равны в правах, все должностные лица избираться на определённый срок, они должны быть подконтрольны народу.

Полемика Ивана Грозного и Андрея Курбского

Вопросы о характере царской власти и ее взаимоотношениях с подданными стали основными в полемике между великим князем (с 1533 г.), царем (с 1547 г.) Иваном IV Грозным (1530-1584) и князем Андреем Михайловичем Курбским (1528-1583), развернувшейся 60-70-х гг. XVI в. Курбский был боярином, прославился на военной службе, но, убоявшись гнева царя бежал и поступил на службу к польско-литовскому королю. Он писал и отсылал Ивану Грозному послания, на которые тот отвечал. Столкнулись концепции, отражавшие две тенденции в развитии русской государственности: 1) неограниченной монархии, подкрепляемой опричными институтами, необходимыми для борьбы против оппозиции бояр; 2) сочетания центральные учреждения (приказы) с сословным представительством в центре и на местах. Курбский, не отвергая единовластия в централизованном государстве, считал лучшим государственным правлением сословно-представительную монархию, где бы царь советовался не только с думой бояр, но и с выборным органом из «всенародных человек» (широкий по составу представительный орган). Курбский, критикуя правоприменительную практику, говорит о царе как «совесть имеющем прокаженную, какой не встретишь и у народов безбожных». В «Ответе царю Великому Московскому на его второе послание…» он объясняет военные поражения и смуты влиянием советника царя (Вассиана Топоркова). Опираясь на Цицерона, разграничивает закон и право, считая, что только справедливое может быть правовым. Предлагает ввести прямое и открытое судоговорение с обязательным присутствием сторон.
Грозный считал, что власть дана царю от бога, и царь должен отвечать только перед Всевышним; все подданные – холопы, равные в своем бесправии перед царем. Он выделил из Боярской думы приближенных людей (Избранную Раду). Ссылаясь на Священное Писание, Грозный выступает за самодержавное правление: «Посмотри…, какое правление бывает при многоначалии, ибо там цари были послушны епархам и вельможам, и как погибли эти страны! …Царской же власти позволено действовать страхом и запрещением и обузданием и строжайше обуздать безумие злейших и коварных людей». Польский король Сигизмунд, по словам Грозного, «ничем сам не управляет, но хуже последнего раба – от всех получает приказания, а сам никем не повелевает».

25. Полибий о круговороте форм власти.Полибий (ок. 200-120 гг. до н.э.) видный греческий историк и политический деятель. Написал “Всемирную историю” в 40 книгах, где исследует путь Рима к господству над всем Средиземноморьем. Историю он считал наставницей жизни. Следуя идеям Платона, Полибий писал о круговороте политических форм, исходя из положения о естественном развитии и изменчивости всего существующего. Согласно порядка природы формы правления меняются, переходя одна в другую, а потом государство снова возвращается к уже испытанным раньше формам.

Всего, согласно Полибию, имеется шесть основных форм государства, которые в порядке их естественного возникновения и смены занимают следующее место в рамках их полного цикла: царство (царская власть), тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.

Первоначальный с течением времени царская власть стала наследственной, а цари, изменив прежний образ жизни, с ее простотой и заботой о подданных, начинали сверх меры предаваться излишествам. Этим вызвается зависть, ненависть, недовольство и ярость подданных, по мнению которых, царство превращается в тиранию. Это состояние (и форму) государства Полибий характеризовал как начало упадка монархической власти.

Тирания - время козней властелинов, которые исходят от людей благородных и отважных. При поддержке народа такие благородные люди свергают тирана и учреждают аристократию. Этот период Полибий рассматривает, как период расцвета государства, когда оно преодолевает многочисленные опасности. Правящими людьми при этом бывают “справедливейшие, рассудительнейшие по выбору”.

Вначале аристократические правители руководствуются во всех своих делах заботой об “общем благе”. Когда власть становится наследственной, тогда аристократия превращается в олигархию, где царит злоупотребление властью, корыстолюбие, беззаконие, стяжательство, пьянство и чревоугодие.

За олигархией, вследствие выступлений народа, следует демократия. Демократией Полибий считает такой строй, при котором решающая сила принадлежит постановлениям большинства, господствует повиновение законам. Но постепенно отходя от этих ценностей, толпа выбирает себе в вожди отважного честолюбца, а сама отстраняется от государственных дел. Демократия вырождается в охлократию.

Охлократию Полибий рисует, как строй насилия, беззакония и отмечает, что с точки зрения кругооборота государственных форм охлократия является не только худшей, но и последней ступенью в смене форм. При охлократии “водворяется господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства, изгнания, переделы земли, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца. Круг смены государственных форм, таким образом, замыкается: конечный пункт естественного развития форм государства совпадает с исходным.

Полибий отмечает неустойчивость, присущую каждой отдельной простой форме, а поэтому считает, что “несомненно, совершеннейшей формой надлежит признать такую, в которой соединяются особенности всех форм, т.е. царской власти, аристократии и демократии, и которая может предотвратить переход к извращенным формам правления. Он считал, что наилучшим устройством было римское государство, сочетавшее полномочия “трех властей” - власти консулов, сената и народа, выражавших соответственно царское, аристократическое и демократическое начала.

 

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!