Общественно-педагогическое движение в России 60-х годов XIX века. Школьные реформы 60-80-х годов XIX века.                                                      



В целом: образование в России переживало трудный период, царизм не желал просвещения народа и боролся с тягой народных масс к образованию. Следили за образом мыслей и поведением учащихся, студентов и самих учителей. Плата за обучение была высокая и постоянно повышалась. И хотя в учебных заведениях появлялись новые методики, новые учебники, все это новое в дидактике не имело поддержки у правительства, лучший педагогический опыт не обобщался. Царю нужна была «школа муштры и зубрежки», готовящая покорных слуг престола.                                             В 60 в России распространились материалистические идеи. Вопросы воспитания стали “вопросами жизни”, вокруг них разгоралась острая классовая борьба. В эти годы развернули свою творческую деятельность крупнейшие классики русской педагогики (Ушинский, Пирогов, Толстой). Возникли общественно-педагогические движения: Петербургское педагогическое общество, Комитет грамотности .Они требовали создания массовой народной школы. Усилился интерес и к воспитанию детей дошкольного возраста. Комиссия детских садов.            Стало издаваться несколько педагогических журналов, в том числе журнал “Детский сад», «Русский педагогический вестник», «Учитель», «Педагогический сборник», «Ясная Поляна»

В 1861г. Официально отменили крепостное право.                                      Сутью земской реформы 1864 г. было создание системы местного самоуправления в России. Земские органы были отделены от политики — они должны были решать исключительно хозяйственные вопросы местного значения: ремонт дорог, строительство школ, распределение местных финансовых средств. В то же время они стали первыми органами самовыражения народа и пользовались авторитетом у населения.      Судебная реформа 1864 г. заключалась в введении в России европейских судебно-правовых стандартов: отделении суда от администрации; наличия обвинения и защиты; суда присяжных, мировых судей, гласности судопроизводства. В то же время были сохранены некоторые пережитки старой системы -особый суд для чиновников;                                                           В результате военной реформы вводилась всеобщая воинская обя­занность              финансовая— создание Гос­банка и введение четкой финансовой отчетности (зарождение официальной бухгалтерии);                                                                    реформа образования — возвращение автономии университетам.          подготовка первого официального проекта Конституции

 «Положение о начальных народных училищах» К начальным народным училищам были отнесены элементарные школы всех ведомств, городские и сельские, содержащиеся за счет казны, обществ, частных лиц. В начальной школе преподавались закон божий, письмо, чтение, арифметика. Преподавание велось на русском языке. Открыты для всех сословий, были бесплатными.

«Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения» Женские училища двух разрядов: 6-летний срок обучения; закон божий, русский язык, арифметика, география, история, естествознание, физика, рукоделие; 3-летнее обучение; закон божий, русский язык, русская история, арифметика, рукоделие. Обучались девочки всех сословий.

 

30. Жизнь, мировоззрение и педагогическая деятельность Ушинского.                                                  УШИНСКИЙ (1824-1870) родился в Туле в семье дворянина.                              В Новгород-Северске окончил гимназию, поступил в Московский университет на юридический факультет, который блестяще закончил в 1844 году.                                                                                                                           В возрасте 22 лет, был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук(включавших общее понятие о праве, элементы науки о хозяйстве, финансового права, государственного права) в Ярославском юридическом лицее.                                                                                                                           В25лет был уволен за критику образования и прогрессивные идеи.                               После этого он служил мелким чиновником в министерстве внутренних дел, но чиновничья служба не удовлетворяла его. Вел литературную работу в журналах «Современник» и «Библиотека для чтения», где помещал переводы с английского.                                                                                                            В 1854 году устраивается в Гатчинский сиротский институт.

Пишет ёнесколько статей («О пользе педагогической литературы»,  «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы» и др.),                                                           В 1859 году Ушинский был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц. Девушек воспитывали в духе христианской морали и превратного представления об обязанностях жены и матери, им давали очень мало реальных знаний и больше заботились о привитии им светских манер, преклонения перед царизмом. Ушинский провел реформу института, ввел новый учебный план, главными предметами которого сделал русский язык, лучшие произведения русской литературы, естественные науки, широко применял наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики.

В это время Ушинским была также составлена хрестоматия по русскому языку «Детский мир» (1861) в двух частях для преподавания в младших классах, содержащая много материала по естествознанию.

Начальница института, священник и уволенные Ушинским учителя усилили травлю, обвинили его в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности.                                                                                                            Летом 1862 года он был уволен из Смольного института.                            Царское правительство направило его в длительную командировку за границу для изучения женского образования за рубежом.

К. Д. Ушинский за границей изучил состояние женского образования в ряде стран, постановку начального обучения в Швейцарии, составил замечательную книгу для классного чтения - «Родное слово» (1864-1870) и методическое руководство к ней, подготовил к печати два тома главного своего психолого-педагогического сочинения «Человек как предмет воспитания

 После возвращения в Россию (1867) он прожил недолго: умер в 1870 году в возрасте около 47 лет. Ушинский за свою короткую жизнь сделал очень много.

По общественно-политическим взглядам-демократ-просветитель. По философским взглядам- дуалист.

 

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 944; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!