Вопросы образования в сочинениях древнеримских мыслителей (Сенека, Цицерон, Квинтилиан).



Предмет и задачи курса «История образования и педагогики»

История педагогики – наука, изучающая развитие воспитания и обучения с древних времен и до наших дней. За рубежом наука образовалась в 17в, в Росси в 19веке. Появились первые книги(Каптерев), сочинения о связи культуры с воспитанием(Шмит)

· Она выявляет закономерности обучения и воспитания

· Устанавливает связи между пед. теориями и соц.-эконом. развитием общества

· Обладает методами научного исследования и создает собственные – сравнение, классификация, реконструкция, моделирование

· Обобщает положительный пед. опыт предыдущих эпох

Задачи курса:

· Узнать истоки пед. теорий, истин и взглядов

· Понять, кто такой педагог и какими качествами он должен обладать

· Научиться пед. технике и такту

· Понимать детство и переход ребенка к взрослому этапу развития личности.

 

Спартанская и афинская системы обучения и воспитания.

В Спарте и Афинах, сложились особые системы воспитания, которые обслуживали только детей рабовладельцев.

Цель воспитания в Спарте - ставка на физическое воспитание;

В Спарте воспитание осуществляло государство, оно преследовало задачу готовить из детей воинов. С 7 лет мальчики, жившие до этого времени дома, помещались в агеллы, где воспитывались и обучались до 18 лет. Подвергались сечениям, должны были терпеть, так вырабатывалась стойкость. Юноши 18—20 лет переводились эфебии и несли военную службу. Большое внимание было обращено на военное и физическое воспитание девушек. Когда мужчины уходя на войну, оставляли город и жилища, вооруженные женщины несли охрану и держали в повиновении рабов.

Физ. Воспитание: военно-гимнастическим упражнениям.

Нравственное: воспитывали храбрость, патриотизм, грубость, жесткость, поощряли воровство и ложь. Умереть в бою было честью. Ценилась дисциплина.

Эстетическое: военные песни, стихотворения, танцы.

Умственное: чтение, письмо, счет, локонизм речи (краткость, четкость)

 

Цель воспитания в Афинах - гармония физического и духовного

В Афинах дети до 7 лет были дома, затем мальчики начинали посещать школу. Девочки получали дальнейшее вос-ие в семье, приучаясь к домашнему хозяйству.

с 7 до 13—14 обучались в муссических школах (письмо, чтение, счет, игра на инструментах)

 В 13—14 л мальчики переходили в учебное заведение, называвшееся палестрой (школа борьбы). Здесь в продолжение 2-3лет они занимались системой физ. упр-ий. С ними велись беседы по полит. и нравст.вопросам.

Далее в 15-16лет шли в гимнасии, где изучала философию, политику, литературу, для того чтобы подготовиться к участию в управлении государством. Затем юноши с 18 до 20 л переходили в эфебию, где продолжалось их военное и политическое вос-ие.

Свободные искусства: грамматика; логика; риторика; арифметика, геометрия, музыка, астрономия.

 

Педагогическая мысль в Древней Греции (Платон, Сократ Демокрит, Аристотель).

Демокрит(460 - 371 до р. Х.)  считал, что воспитание ведёт к обладанию трёмя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, но его руками действует природа.        По его мнению, природа и воспитание подобны: воспитание создает вторую природу человека (на основе труда, непрерывного упражнения в нравственных поступках, выработки навыков правильного поведения).                                                      Основные мотивы самосовершенствования видел в детской любознательности. Он отмечал важность необходимости родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей. Полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. Демокрит предлагал использовать методпринуждения в процессе воспитания.

Сократ (469-399 до р. Х.). Учение Сократа связано со становлением проблемы человека и гуманизма. Цель философии по Сократу - самопознание как путь к постижению истинного блага. Суть его учения - направленность на этические качества души человека. Идеал нравственности - добродетель, которая равна мудрости.. Добродетели - самостоятельно выработанные человеком качества, обусловленные понятиями о благе и доблести. Плохое поведение человека объясняется его незнанием . Самопознание - высшая добродетель.

главной среди жизненных целей должно быть нравственное самосовершенствование. Сократ- в беседе совместно с учениками ищущий истину (истина познается в споре). Метод Сократа – маевтика - искусство учителя — ведение беседы, постановка вопросов, помогающих в поиске истины. Педагогическими принципами Сократа были: отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным средством

Платон (427-347) Право на образование только у рабовладельцев. Земная жизнь должна готовить человека к слиянию человека с «истинным бытием». Приобретение знаний, следовательно, является процессом воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет каждый человек.

задача образования — формировать у членов общества такие качества, которые необходимы государству для реализации этой идеи.

Фактически Платон принижает роль семейного воспитания: он считает, что государство должно контролировать браки, дети вскармливаться общественными кормилицами в государственных воспитательных домах, воспитываться с 3-6 лет воспитательницами, с 7 лет посещать единообразные гос. школы. Образование должно осуществляться под контролем . В Академии, которой руководил Платон, преподавались математика, диалектика, астрономия, естествознание, использовались разнообразные методы (беседы, споры, диалоги). Ребенка необходимо окружить впечатляющими образами прекрасного и доброго, которые должны пробуждать в его душе смутные воспоминания об идеальном мире.

Аристотель (384-322) Развивал идею государственного образования, но не принижал роли семьи. Семейное и общественное воспитание должны быть соотносительны как часть и целое. По мнению Аристотеля человек - общественное животное. Критиковал учение Платона о врожденных идеях, считал, что ум ребенка  чист от рождения.

Цель воспитания - нравственное развитие личности, воспитание таких качеств
Главная задача воспитания - сообщать ученикам основы знаний из разных областей и вырабатывать способность самостоятельного суждения.

 

 Воспитатель прежде всего развивает душу, которая имеет три части, выполняющие различные функции: растительную (питание, размножение),. животную (ощущения, чувства), разумную (мышление, познание).

Три вида воспитания, соответствующие трем видам души: физическое, умственное, нравственное.

Факторы воспитания: внешний мир; внутренние силы, развивающие присущие человеку задатки; целенаправленное воспитание в необходимом для общества направлении.

Этапы обучения: овладение умениями писать, читать и считать; совершенствование физическое (гимнастика); эстетическое развитие (музыка и рисование). Отрицал в образовании физический труд как удел рабов.

 Методы обучения: подражание, пример, упражнения, вызывающие чувство удовольствия.

 

Древнеримская школа.

Патриархальное семейное устройство, власть отца, ответственность за воспитание детей перед общиной. Развиты сельское хозяйство, военное искусство, врачевание, право и риторика. Грамматический идеал образования: изучение грамматики, законов.

 Математика, по сравнению со школами Древней Греции, отходит на второй план, музыка и гимнастика отсутствуют, вместо этого обучают фехтованию, верховой езде и плаванию.
В семьях богатых приглашали на дом учителей-греков.
Элементарное образование давалось в тривиальных школах, главным было обучение чтению, письму, счету.

Любой римлянин, умеющий читать и писать, мог держать свою школу и учить, профессия учителя приравнивалась к профессии ремесленника. Школы среднего типа - грамматические, учили латинскому и греческому языкам, риторике. Учителя грамматических школ были более уважаемы, чем элементарных школ, могли состоять на государственной службе.

 Для аристократов существовали риторские школы, в которых учили философии, праву, истории, красноречию, ораторскому искусству. Выпускники были хорошо подготовлены для практической государственной деятельности. Обучение велось на греческом языке, который считался языком знати.

Вопросы образования в сочинениях древнеримских мыслителей (Сенека, Цицерон, Квинтилиан).

Цицерон (106-43 до р. Х. )создал учебное пособие по риторике. В трактате «Об ораторе» обрисовал идеальный образ всесторонне образованного оратора-философа, обладающего подвижностью и остротой ума, которые вырабатывались в процессе обучения. Идеал воспитания - совершенный оратор, художник слова и общественный деятель. Сущность человека он определял понятием «гуманность». Чтобы стать совершенным человеком, необходимо непрерывное образование и самообразование, освоение всеобщей культуры. Черты личности совершенного человека: такт, чуткость, мужество, умеренность, разумность, справедливость, дружелюбие, желание служить обществу. Основной недостаток - эгоизм.

Сенека (ок 4 г. до р. Х. - 65 г.). задача воспитания - моральное совершенствование. Считал, что постичь природу и самого себя можно изучив философию, которая является средством морального совершенствования человека. В своих произведениях излагает программу нравственного совершенствования человека. Основной метод - побуждение человека к самодвижению к божественному идеалу (предвосхитил христианские воззрения на воспитание). Основное средство - назидательные проповеди-беседы. Основное понятие, характеризующее процесс воспитания - норма (педагог не должен отступать от норм, своим поведением должен утверждать их). Был сторонником энциклопедического образования, высказывал идею о бесконечных возможностях прогресса человеческого знания. Основатель эмпирического направления в образовании.

Квинтилиан (42 г. - ок. 118 г. ) в 12 книгах «О воспитании оратора» обобщает греческую и римскую философскую и педагогическую литературу, свой опыт как преподавателя школы риторов. Эта работа тесно связана с практикой школы.
Высоко оценивал роль воспитания, веру в силы и способности ребенка, много внимания уделял природе ученика («природа и без учения многое может сделать, а одно учение без природы не принесет никакой пользы»), однако отдавал преимущество учению перед природой.

 Цель воспитания и обучения - подготовка общественного деятеля. Предъявлял требования к учителю: образованность, любовь к детям, осторожный и внимательный подход к ним, изучение ребенка, сдержанность, разумный подход к наградам и наказаниям. Призывал к свободному, творческому, а не догматическому применению рекомендаций учителем.
Придавал значение развитию речи ребенка, правильному произношению. Для этого надо окружать ребенка няньками, товарищами, являющими собой положительный пример, обучать музыке и языкам, которые, по его мнению, способствуют развитию правильной речи. Оказал огромное влияние на педагогическую мысль Возрождения. Подчеркивал важность школьного образования, правильно организованных школ. Видел положительные факторы школьного образования в соревновательности, установлении дружеских связей, между учениками, усвоением норм общежития.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 2040; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!