Просвещение в Западной Европе периода средневековья.
главную цель воспитания видела в спасении души. Образец воспитания должно было давать монашество. Идеалом монашеского воспитания было нравственное воспитание (чистота сердца путем постов), устранения от земных благ, самоконтроля над желаниями, усердного чтения религиозных текстов, но это не исключало необходимости приобретения светских знаний.
В рыцарском воспитании были заложены идеи послушания, жертвенности, личной свободы. Существовало презрительное отношение к книжной школьной традиции. Ей противопоставляли программа «Семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, игра на музыкальном инструменте, пение стихов собственного сочинения, но прежде юношу обучали военному делу. С 7 летмальчики выполняя обязанности пажей в обществе дам. В 14 лет они переходили на мужскую половину и становились оруженосцами при рыцарях. Они должны были усвоить: вежливость, великодушие, знание этики, умение слагать стихи, благородные манеры и речь, военные умения. В 21 год происходило посвящение в рыцари.
После распада Римскойимперии: Школы грамматиков, риторические школы;.
Монастырские и соборные школы, имели особые помещения, предназначенные для учения; определенные сроки обучения не устанавливались. Учителями были духовные лица, получившие навыки учебной работы. При ряде приходских церквей велось преподавание в приходских школах. В школах обучались только мальчики. Обучали в них чтению молитв на латинском языке и церковному пению, реже учили письму. Жестокие телесные наказания были очень распространены.
|
|
Основная масса народа не получала образования в школах; дети воспитывались родителями в повседневном труде.
Курс обучения в монастырях и в соборных школах постепенно стал расширяться, в него включены были грамматика, риторика и диалектика, а в некоторых обучали еще и арифметике, геометрии, астрономии и музыке.
В 12 веке были открыты университеты в Италии, во Франции, в Англии и затем в других странах. Как правило, средневековые университеты возникали по инициативе ученых и пользовались правом самоуправления.
Церковь пыталась сразу же подчинить из себе. Постепенно начинает главенствовать в университетах, и богословский факультет становится самым важным. Средневековые университеты имели 4 факультета. На факультете искусств, преподавались «семь свободных искусств», обучение длилось 6—7 лет, после чего окончившие получали степень «магистра искусств». Далее м.б. продолжать образование на одном из 3 основных факультетов: богословском, медицинском или юридическом, где обучение продолжалось 5—6 лет, и получить звание доктора наук. Основным видом занятий в университетах были лекции.
|
|
Ремесленникиоткрывали свои цеховые школы, где их дети обучались чтению и письму на родном языке, счету и религии; обучение ремеслу велось дома, в мастерской отца.
Педагогическая мысль в эпоху Возрождения.
Деятели эпохи Возрождения — гуманисты — выдвигали на первое место культ человека и настойчиво боролись против церковно-религиозного мировоззрения, закрепощавшего личность. Для детей знатного происхождения гуманисты требовали полноценного физического и эстетического воспитания, овладения латинским и греческим языками, необходимыми для изучения античных памятников литературы. В программу умственного образования гуманистами включались такие предметы, как математика, астрономия, механика, естествознание. Гуманисты выступали против суровой дисциплины. Они стремились развить в ребенке любознательность и интерес к знаниям. В школах, которыми руководили педагоги-гуманисты, влияние церкви на содержание обучения было слабее, однако религия все же занимала значительное место. В то же время продолжали развиваться городские школы, где проходили первоначальное обучение дети ремесленников и торговцев. Появились школы для девочек(как правило, частные). Обучение осуществлялось на родном языке учащихся. Существовали повышенные (латинские) школы и средние школы (коллегиумы, гимназии)с 8—10-летним обучением (для детей состоятельных родителей).
|
|
В различных странах педагогическая мысль в эпоху Возрождения развивалась по-разному:
Так, в Италии гуманист организовал школу, названную им «Дом радости». В основу организации этой школы были положены принципы гуманистической педагогики. Школа была открыта в прекрасном дворце, на лоне природы. Особенно большое внимание уделялось физическому развитию учащихся. Основными предметами обучения были классические языки и классическая литература, воспитанники занимались математикой, астрономией, совершали экскурсии в природу. Большое значение придавалось играм, развитию физических и духовных сил человека. Франсуа Рабле сторонник идеи наглядности, жизненностиобучения. Он советовал связать обучение с окружающей действительностью. Мысль о воспитании молодого поколения в процессе трудовой деятельности была впервые высказана Томасом Мором. Он провозгласил принцип всеобщего обучения, требовал одинакового образования для мужчин и женщин, выдвинул мысль о широкой организации самообразования. Он требовал обучения на родном языке учащихся, наметил широкий круг учебных предметов, в центре которого стоит естествознание.
|
|
8. Жизнь, мировоззрение, педагогическая деятельность Я.А. Коменского. Коменский родился 28 марта 1592 г. в Чехии, в обеспеченной семье – отец мельник, образованный – читал и трактовал библию. В 1604 г после смерти родителей от чумы Коменский воспитывается в общине Чешских братьев, а также поступает в братскую школу. В 1608 г. поступил в латинскую школу, которую заканчивает с отличием. В 1611- 1613 г. на средства общины посылается на богословский факультет Гербордского университета в Германии. Летом 1613 г. Коменский совершил путешествие по Европе и записался в число слушателей Гейдельбергского университета, где проучился года. Потратил последние деньги на книгу Коперника «небесные светила» и пешком вернулся в Чехию. В 1614 назначается руководителем своей же школы. В 1616 г. управляющий Советом братской Общины, учителем-проповедником. Женится и появляется сын. Нов 1621от чумы опять умирает его семья. Пишет сочинение «Лабиринт света, рай сердца» 1621-1628 скрывается от гонений, т.к. проповедует протестантизм, а в это время произошла революция католиков. 1628-1641г.живет в Польше. Там он работал в гимназии, применяет наглядность, почти отменяет телесные наказания, был ректором национальной школы, параллельно работая над сочинениями – «Великая дидактика», «Материнская шк». 1641-1654 путешествует, рассказывает о своих трудах. "Мир чувственных вещей в картинках" Коменский едет Амстердам, где 15 ноября 1670 г. умер вдали от родины.
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1151; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!