Тема 2. Классические, неклассические и постнеклассические формы в эволюции социально-гуманитарных наук



Социально-гуманитарные науки в своем развитии прошли несколько этапов. Принято выделять классический, неклассичес­кий, постнеклассический этапы.

Классический этап в развитии социальных и гуманитарных наук трактуется учеными неоднозначно. Если понимать гума­нитарные науки как науки, изучающие продукты любой деятель­ности человека, прежде всего, продукты духовной, творческой деятельности, а социальные науки как науки, изучающие соци­альные институты общественно-политической, экономической и правовой и других форм жизнедеятельности человека, то к классическому этапу их развития следует отнести время от возникновения философии в Древней Греции ( VI век до н.э.) до не­мецкой классической философии ( XIX век) включительно.

Другая точка зрения на классическую науку в целом и ее со­циально-гуманитарную составляющую ограничивает классичес­кий этап развития периодом с XVI века по вторую половину XIX века. При этом выделяется Новое время с XVII по XVIII век как время закладки фундаментальных основ, идей, принципов науки. Есть различные модификации в понимании сущности, границ, содержания, методов классического этапа в развитии науки, изложенные в трудах Р.Мертона, А.Койре, Т.Куна, К.Поппера, П.Фейерабенда, М.Полани и других теоретиков, исследо­вавших эту проблему. При рассмотрении этой проблемы следует учитывать и труды отечественных ученых: С.С. Аверинцева, Б.М. Кедрова, П.В. Копнина, Л.М. Косаревой, А.П. Огурцова, А.Л. Никифорова, Л.А.Микешиной, B . C . Степина и др.

Классический этап в развитии социально-гуманитарного знания мы рассматриваем как ограниченный временными рамками XVI - второй половины XIX века. Чем характерен этот этап для развития социально-гуманитарного знания? Какие методы выдвигаются в качестве главных? В наиболее понятном виде ответ на эти вопросы выглядит следующим образом. Развитие математики и механики создало эталон научного знания, идеал, к которому стали стремиться науки об обществе. С XVIII века этот идеал научного знания был еще более упрочен физическими науками, а потому стремление реализовать этот идеал стало про­являться даже в философии. Яркий пример - великий труд Б.Спинозы «Этика, доказанная в геометрическом порядке...», где философ, опираясь на законы механики, математики, формаль­ной логики, попытался обосновать законы человеческой мора­ли, религии, психологических явлений и т.д. Другой пример — теория права Гуго Гроция, где все государства и люди (субъекты права) выступают как абсолютно одинаковые объекты, подчи­няющиеся «правильным» законам. «Правильные» же законы яв­ляются всеобщими, а в качестве их образца выступают законы природы, которые в итоге предстают как общие для всех сфер жизни человека. Такая позиция не вступала в противоречие с ре­лигиозными принципами, согласно которым Бог «любит» толь­ко «правильные» законы, так как именно они положены Им в основу существования Вселенной. Придерживались ориентации на всеобщие «правильные» законы и другие философы, напри­мер, Т. Гоббс и И.Кант. Позиция, когда социально-гуманитар­ные науки подражают в своей методологии естественным наукам, называется натурализмом. Суть его в том, что природные зако­номерности принимаются за универсальный принцип объясне­ния всех явлений, происходящих в обществе и связанных с че­ловеческими формами бытия. Даже мораль, красота в контексте натурализма объясняются с помощью законов природы. Так, есть теории, в которых законы общества объяснялись условиями кли­мата, расовыми особенностями людей и другими природными факторами; мораль сводилась к биологическим особенностям организма человека, ее законы отождествлялись с физиологи­ческими и психологическими законами «человеческого есте­ства», а красота и право выводились из космических законов и т.д. Стремление следовать принципам и методам естественных наук в изучении общества, духовной жизни человечества поро­дило вытекающие из «натурализма» принципы жесткой причин­но-следственной связи в изучении духовных явлений, строгой ко­личественной оценки в изучении социума, стремление к созданию единственно верной науки о человеке и обществе и т.д.

Неклассический этап в развитии социальных и гуманитарных наук, который начинается с середины (особенно последней чет­верти XIX века), характеризуется тем, что в общественных науках происходит переход от натурализма к антинатурализму. Возникают новые подходы к пониманию сущности социально-гуманитарного знания, его предмета и методов. Быстрый рост с конца XIX века экономических, политических, социологических психологических, философских и особенно культурологи­ческих знаний привел большинство исследователей к мысли о принципиальном отличии социально-гуманитарных наук от физико-математических и шире, естественных наук, о невозмож­ности использовать в социально-гуманитарных науках методо­логические установки наук естественных. Идею об особом ста­тусе' наук о «душе человека» отстаивали уже А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор, Н.А.Бердяев и многие другие философы XIX —на­чала XX века.

Но специально проблему особого статуса социально-гумани­тарных наук рассматривали ВДильтей, Г.Зиммель, А.Бергсон, Г.Риккерт, В. Виндельбанд, Э.Гуссерль и другие. В трудах этих ученых появились новые идеи, противоположные натурализму и составившие теоретико-методологический «костяк» некласси­ческого этапа в развитии социально-гуманитарных наук. Неклас­сический этап развития характерен тем, что стала доминировать направленность знания на изучение жизни людей, а не жизни природы. Эта направленность натолкнула исследователей на ряд теоретических и методологических установок, обобщений, име­ющих значимость и в сегодняшней социально-гуманитарной науке.

5 Во-первых, в отличие от природы, о которой мы не можем сказать, с какой целью она возникла и есть ли эта цель, где границы природы и есть ли они вообще, почему законы природы именно такие, а не другие, границы, цели, законы культуры го­раздо более понятны с точки зрения исторического происхожде­ния конкретного содержания явлений, их целенаправленности. Во-вторых, в деятельности людей и продуктах этой деятель­ности (т. е. в культуре) нет таких же всеобщих, устойчивых «вечных» законов, какие мы открываем в природе и используем для объяснения соответствующих природных явлений и процессов.

Поэтому социально-гуманитарные науки не столько вскрывают законы общества и духа, не столько описывают и систематизи­руют факты, сколько выявляют их смысл и ценность. Они не могут использовать метод беспристрастного анализа и изложе­ния, так как огромное значение приобретает личный опыт уче­ного.

В-третьих, явления духа, социальные явления поддаются количественным методам изучения только в ограниченном виде, применение этих методов не дает того гносеологического эффек­та, который присущ им в естественных науках. Цифровые дан­ные и факты всегда интерпретируются и оцениваются в соци­ально-гуманитарных науках неоднозначно. Например, рост рождаемости или ее падение интерпретируются по-разному в те­ориях Мальтуса и Маркса, а приверженность идее монетизации экономики по-разному оценивается не только в различных по­литических, но и в экономических теориях, и т.д.

В-четвертых. Социально-гуманитарные науки включают в процесс познавательной деятельности диалог как методологи­ческий прием. Кроме того, в этих науках нет и не может быть одной общепризнанной всем мировым научным сообществом теории: споры, дискуссии вы­ражают сущность «человекознания» в большей степени, чем со­гласие. Фундаментальные основы философии, культурологии, экономики, политики и др. имеют ярко выраженный дискусси­онный характер. Консенсус общества Достигается уравновеши­ванием мнений спорящих сторон. Но все же социально-гума­нитарное знание не является абсолютно релятивным и не может быть сведено к простой сумме мнений. В социально-гуманитар­ных науках возможно существование объективной истины, по­скольку объект познания все же отличен от субъекта познания, а выводы наук могут быть опровергнуты, не выдержав факти­ческой или логической проверки.

Социально-гуманитарные науки на этапе неклассики ис­пользуют такие методы изучения процессов и явлений культу­ры, истории, духовной сферы жизни человека и общества, которых не было на этапе классики. Это, прежде всего, феноменологический и герменевтический методы. Указанные методы способ­ны прояснить индивидуально-личностные, неформализируемые ; и даже интуитивно выражаемые стороны социального. Ученые, разрабатывавшие и применявшие эти методы (Бергсон, Гадамер, Ясперс, Хайдеггер, Ортега-и-Гассет), выдвигают проблемы «по­нимания», «здравого смысла», «интерпретации» как главные для социально-гуманитарного знания.

Социально-гуманитарное знание не общезначимо, посколь­ку в общезначимом знании нет души человека, чувства челове­ка, личности человека. Общезначимое знание синоним научно­го, рационального и (к сожалению) «оторванного» от личности знания. Основа «истинного» «человекознания» — это понима­ние и здравый смысл, которые позволяют сохранить человечес­кое в человеке. Понимание и здравый Смысл связаны с миро­вым человеческим моральным опытом и потому — человечны. Понимать, иметь здравый смысл иногда важнее, чем знать. Ученый-естествоиспытатель знает, а философ, психолог понимают. Например, законы войны показывают необходимость уничто­жения «живой силы» противника в первую очередь. Однако во всех даже самых .непримиримых войнах здравый смысл застав­ляет противников предлагать варианты примирения, сдачи в плен, сохранения жизни людей. Знание биологических законов жизни человека позволяет нам вторгаться в генетические струк­туры человека. Однако понимание аморальности такого втор­жения заставляет остановиться перед возможностью изменения генетического кода людей, клонирования людей и т.п.

Постпнеклассический этап в развитии социально-гуманитар­ного знания связан с именами известных западных (преимуще­ственно французских и американских) мыслителей Р.Барта, Ж.Батая, Ж-Делеза, Ж. Деррида, Ж.Лиотара, М.Фуко и др., рас­цвет творчества которых пришелся на период 50—70-х гг. XX века. Этот этап в специальной литературе называют также постмодер­низмом и постсовременной философией. Поскольку идеи и труды мыслителей постмодерна чрезвычайно многообразны ос­вещение их в рамках пособия не представляется целесообразном, остановимся на главных чертах постнеклассического социаль­но-гуманитарного знания.

Новые явления в развитии культуры общества после 6 Q - X гг. XX века в области искусства, информации, науки, социально-политических процессов породили новые варианты осмысления мира и новое выражение самоощущения человека современной эпохи. Выдвигается идея ценности хаоса и «беспорядочного мира». На смену идее упорядоченности мира приходит идея «привнесения хаоса в порядок». Мир теряет свой стержень, те­ряет свой смысл, теряет порядок и разумность. В мире все. боль­ше информации и все меньше смысла, говорил Ж. Бодрийяр, философ постмодерна. Отсюда в культуре современного мира теряется «вера в смысл», и сознание общества выступает как про­дукт осмысления хаоса - «бессмысленного бытия». Поскольку смысл связан с порядком, утрата смысла означает и утрату по­рядка.

С вышесказанным связано новое понимание свободы как «свободы от чего бы то ни было», т.е. свободы от всяких норм и традиций жизни общества, от любых авторитетов и, прежде все­го, авторитета государства, религии, этики. В ряду таких прин­ципов свободы стоит и свобода от любой общепринятой науч­ной методологии, а также «свобода от разума». Такая «свобода» якобы избавит человечество от всякого диктата, что является «главной целью человечества» по мнению теоретиков постмодер­на. Отказ от разума, естественно, есть отказ признавать ценность познавательной истины, сама проблема которой объявляется бес­смысленной. Поскольку деятельность разума проявляется с по­мощью вербального языка, постмодернисты предлагают преодо­леть диктат законодательного (научного) разума посредством «деконструкции целостных текстов» и «языковой анархии». Де­конструкция - это процедура расслоения, разборки, разложе­ния лингвистических, этимологических, исторических и других структур высказываний и текстов с целью выявления существующей в скрытом виде «инаковости другого». Например, Деррида говорил о том, что любой текст может быть интерпретирован в бесконечное число раз и каждый раз одинаково правильно или (одинаково неправильно. Р.Барт предложил отказаться от твердых значений слов, называть одну и ту же вещь разными имена­ми, нарушать грамматические и стилистические нормы и тем самым избавиться от «диктатуры языка». Доминирующей ста­новится идея «игры» с вербальными знаками, что на практике приводит к элиминации из текстов и рассуждений логики, к стремлению «жить не по правилам», ироническому и пародий­ному отношению к любому явлению человеческой культуры. Так, Диотар считал, что любое знание есть «языковая игра», где дей­ствуют принципы свободы, воображения, где субъект принима­ет ответственность за правила игры, которые он же сам и вводит. Главное в знании — новизна говорения, которая способна при­нести наслаждение. Возникли идеи об эротической сути языка. Разумеется, все попытки обнаружить суть бытия, законы при­роды, законы общества и человеческого мышления объявляют­ся не имеющими смысла. Философы и ученые, занимающиеся этими проблемами, называются «маньяками», «шизофреника­ми» и «извращенцами» (интеллектуальными). Впрочем, Жиль Делез, давший такие характеристики гениям науки и филосо­фии, себя также относил к «извращенцам».

В целом, постнеклассический этап в развитии социально-гуманитарного знания к настоящему времени себя исчерпал. Главная идея постнеклассики — деконструкция не привела к со­зданию новых позитивных идей и выродилась в разрушение раз­личных структур ради самого разрушения. Однако ряд тем и про­блем, поднятых философами постмодерна, обратили на себя внимание ученых. В частности, идеи постмодерна были учтены в теории «нелинейной динамики культуры», теории катастроф Р. Тома, способствовали принципиально новой интерпретации феномена темпоральности в синергетике.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 701; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!