Тема 4. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. Специфика логики и стиля мышления в социально-гуманитарных науках.



Чрезвычайно многозначен термин «ценность», употребля­емый не только в естественном языке, но и в науке, а также в искус­стве, морали, религии и других сферах духовной жизни. Много­значность термина сохраняется и сегодня, но в большинстве случа­ев ценность понимается как значимость для человека и общества. Предметные ценности — это положительная или отрицательная значимость вещи, ценности сознания — нормативная, предписы­вающая и оценивающая функции сознания (знания). Как правило, субъектом ценностного отношения является человек, социальная группа, общество в целом, но с появлением системно-структурной методологии понятие ценности стали применять и к системам, не включающим человека. Соответственно, появилась тенденция обобщения понятия «ценность»: на ранних этапах разработки ак­сиологической проблематики статус ценностей имели нравствен­ные и эстетические феномены, затем ценность стала рассматри­ваться как значимость любого объекта, и, наконец, ценность упот­ребляется как параметр целеполагающей системы, в том числе биологической, вообще любой, осуществляющей процедуры оцен­ки и выбора. Сам термин «ценность» стал употребляться в эписте­мологической литературе в положительном, отрицательном и ну­левом значении в соответствии с новой отраслью знания —логикой оценок. По существу, аналогичная тенденция наблюдается и в из­менении понятия «оценка», которое долгое время относилось ак­сиологией к нравственным или эстетическим идеалам. Теперь это понятие в концепциях ценности имеет достаточно широкое содер­жание: как оценка вообще, любой результат процедуры оценива­ния или сама процедура. Происходит не только обобщение этих понятий, но преодоление их ограничения только собственно чело­веческими смыслами. Оценивание предполагает отнесение как к этическим, эстетическим, мировоззренческим идеалам, так и к собственно эпистемологическим, методологическим нормативам и эталонам.

В применении к познавательному процессу понятие «цен­ность» также оказалось неоднозначным, многоаспектным, фикси­рующим различное аксиологическое содержание. Это, во-первых, отношение эмоционально окрашенное, содержащее интересы, предпочтения, установки и т. п., сформировавшееся у ученого под воздействием нравственных, эстетических, религиозных — социо­культурных факторов в целом. Во-вторых, это ценностные ориен­тации внутри самого познания, в том числе и мировоззренчески окрашенные, на основе которых оцениваются и выбираются фор­мы и способы описания и объяснения, доказательства, организа­ции знания, например критерии научности, идеалы и нормы ис­следования. В-третьих, ценности в познании — это объективно ис­тинное предметное знание (факт, закон, гипотеза, теория) и эффективное операциональное знание (научные методы, регуля­тивные принципы), которые именно благодаря истинности, пра­вильности, информативности обретают значимость и ценность для общества.

Весь XX век в философии науки шла дискуссия о роли ценно­стей в науке: являются ли они необходимой «движущей силой» для развития науки или условием успешной деятельности ученых слу­жит их освобождение от всех возможных ценностных ориентиров? Возможно ли полностью исключить из суждений о фактах ценно­стные предпочтения и познать объект как таковой, сам по себе? Необходимо ли и возможно ли «противопоставление фактичности научного опыта и ценностей как особой формы предметности, представленной в культуре»? Ответы на эти вопросы и введение терминологии и способов рассуждения об этой проблеме представ­лены у Канта, различавшего мир сущего и мир должного, у неокан­тианцев, в трудах М. Вебера, исследовавшего различие научного и ценностного, но не стремившегося изгнать обсуждение «аксиологической размерности» из философии науки в ее соотношении с культурой. Вместе с тем формировались идеалы ценностно-ней­трального знания и объективности, особенно в противовес сущест­вовавшему в Восточной Европе, Советском Союзе идеологическо­му (ценностному) давлению. Во второй половине XX века происходит существенный поворот к иной постановке вопроса: этические императивы, ценностно-нормативную структуру, обес­печивающую автономность науки в демократическом обществе, стали рассматривать как необходимые составляющие роста науч­ного знания.

К этим проблемам обращались все ведущие философы науки: Т. Кун, М. Полани, И.Лакатос, К. Поппер, Л. Лаудан и другие. От­мечая это, известный отечественный философ науки А.П. Огур­цов делает вывод, что в «философии науки произошел парадигмальный сдвиг — от собственно теоретико-гносеологической постановки проблем философия науки перешла к иному кругу проблем, который теперь уже включал ряд социокультурных па­раметров научного знания, его сопряженность с научным сообще­ством и ценностями культуры... Теперь уже доминантной стано­вится позиция, которая основывается на социокультурном образе науки, вплетает ее в социальную и культурную действительность и старается размыть границы, установленные в стандартной кон­цепции науки, между научными и вненаучными формами знания» (Огурцов А.П. Страстные споры о ценностно-нейтральной нау­ке // Лэйси X . Свободна ли наука от ценностей? Ценностное и на­учное понимание. М., 2001. С. 17-18).

Важнейшим теоретическим моментом является включение объективно истинных результатов познания, в первую очередь на­учных истин, в «арсенал» общественных и индивидуальных цен­ностей. Истина и ценность могут рассматриваться как взаимоис­ключающие противоположности только в одном отношении, если под ценностным понимается субъективистское, произвольное, идеологическое или утилитарное — в общем, любое «деформирую­щее» начало. В этом смысле справедливо требование: наука, ис­тинное знание должны развиваться независимо от «ценностных размерностей» (М.К. Мамардашвили), но если знание истинно, то оно приобретает значимость, ценность для общества, в этом смыс­ле истина относится к «ценностным универсалиям» (Н.В. Мотрошилова).

Один из плодотворных способов содержательной конкретиза­ции ценностей и ценностных ориентации в науке — это их интерпретация как исторически изменяющейся системы норм и идеалов познания. Такого рода ценности лежат в основании научного ис­следования, и можно проследить достаточно определенную взаи­мосвязь собственно познавательных установок с социальными идеалами и нормативами; установить зависимость познавательных идеалов и норм как от специфики объектов, изучаемых в тот или иной момент наукой, так и от особенностей культуры каждой исто­рической эпохи. Выделив идеалы объяснения и описания, доказа­тельности и обоснованности, а также строения знаний, можно проследить смену каждого из этих типов идеалов в зависимости от ценностных ориентации познания; механизмы перестройки идеа­лов и норм в процессе научной революции и т. д. В этом случае на­учное познание уже понимается как активно-деятельное отраже­ние объективного мира, детерминированное в своем развитии не только особенностями объекта, но также исторически сложивши­мися предпосылками и средствами; как процесс, ориентирован­ный мировоззренческими структурами и ценностями, лежащими в фундаменте исторически определенной культуры. Такое понима­ние дает возможность выявить более глубокие уровни ценностной обусловленности когнитивных процессов, обосновать их органи­ческое «сращивание». Выражая наиболее общие представления о природе и организации ее объектов, а также о месте человека в ми­ре, о его ценностях, система категорий познания выступает как фундаментальная мировоззренческая структура, предопределяю­щая воспроизводство конкретных форм и видов деятельности.

Эпистемологическая проблема состоит в том, чтобы понять, как ценностно нагруженная активность субъекта может выполнять конструктивные функции в познании. Для решения этой пробле­мы наиболее плодотворным становится поиск и выявление адек­ватных средств и механизмов, которые выработаны внутри самого научного познания. Идущие от классической науки представления о существовании в самой познавательной деятельности возмож­ностей и средств «преодоления» ценностных установок субъекта верны лишь отчасти. Разумеется, речь должна идти не о «преодоле­нии» субъекта как такового, а об элиминации идущих от субъекта деформаций, искажений под влиянием личной и групповой тен­денциозности, предрассудков, пристрастий и т. п. «Арсенал средств» преодоления тенденциозности обязателен для науки, иначе она не могла бы функционировать. Но, пожалуй, не менее важно понять и осознать тот факт, что сама активность ценностно ориентированного субъекта познания, опирающегося на объективные законы, становится в сфере научного познания решающим детерминационным фактором и главным условием получения объ­ективно истинного знания.

Для понимания диалектики когнитивного и ценностного прежде всего должны быть осознаны существующие в обществе и науке методы и способы формирования самого субъекта научной деятельности. Одной из фундаментальных характеристик субъекта научной деятельности является его социальность, имеющая объек­тивное основание во всеобщем характере научного труда, который обусловлен совокупным трудом предшествующих и современных субъекту ученых. Как уже отмечалось, социальность не является внешним по отношению к человеку фактором, она изнутри опре­деляет его сознание, проникая и «натурализуясь» в процессе фор­мирования личности в целом. Социализация осуществляется через язык и речь; через системы знания, являющиеся теоретически осознанными и оформленными итогом общественной практики; через систему ценностей, и, наконец, посредством организации индивидуальной практики общество формирует как содержание, так и форму индивидуального сознания каждого человека.

Наряду с общими закономерностями социализация субъекта научной деятельности включает ряд особенных. Важнейшим меха­низмом социализации субъекта научной деятельности является ус­воение им общепризнанных и стандартизированных норм и пра­вил этой деятельности, в которых обобщается и кристаллизуется исторический опыт общества в научно-познавательной деятель­ности и общения в сфере этой деятельности. Ученому предписыва­ются определенные способы достижения целей, задаются должная форма и характер отношений в профессиональной группе, а его де­ятельность и поведение оцениваются в соответствии с принятыми в научном коллективе образцами и стандартами. Тем самым в зна­чительной мере снимаются субъективно-иррационалистические, неопределенно-произвольные моменты в его профессиональном поведении, в первую очередь непосредственно в исследователь­ском процессе.

Очевидно, что рациональные формы такой регламентации ак­тивности субъекта научной деятельности необходимы и, кроме то­го, предполагают их координацию с другими способами упорядо­чивания активности, не сводящимися к прямому, непосредствен­ному регулированию и регламентации как таковой. Имеется в виду система как познавательных, так и мировоззренческих, этических и эстетических ценностей, выполняющих в поисковой деятельности исследователя ориентирующие функции, а также способ виде­ния (парадигма) — одна из важнейших социально-психологиче­ских характеристик субъекта научной деятельности с точки зрения его принадлежности к научному сообществу. Способ видения уче­ного не исчерпывается лишь чисто психологическими особенно­стями восприятия. Он обусловлен и социальными моментами, прежде всего профессиональными и культурно-историческими.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 447; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!